18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Культура

Бывший челнинский чекист написал книгу о татарском легионе

Бывший челнинский чекист написал книгу о татарском легионе

Провал операции «Шаровая молния» — так называется книга, выпущенная Таткнигоиздатом и рассказывающая о подвиге военнослужащих 825-го батальона легиона «Идель-Урал», которые 23 февраля 1943 года, прибыв в Витебскую область в составе фашистских карательных отрядов, подняли вооруженное восстание и перешли на сторону партизан. Среди легионеров был и челнинец Мухамед Галеев.

Фото с сайта azatliq.org
Одним из авторов книги, которая рассказывает о малоизвестной истории времен Великой Отечественной войны, стал бывший челнинец, ныне начальник отдела по связям с общественными организациями татар ближнего и дальнего зарубежья Исполкома Всемирного конгресса татар Рустем Гайнетдинов.

В беседе с нами он рассказал, что заинтересовался этой темой еще в 1989 году, когда работал в Набережных Челнах:
— В авторский коллектив книги входят известный писатель Рафаэль Мустафин, профессор МГИМО Абдулхак Ахтамзян, генерал-полковник Мансур Хакимов, журналист Рафис Измайлов и я. В 1989 году в челнинский отдел КГБ обратился известный в городе человек — Самуил Лурье. Он работал в Камгэсэнергострое, а, уйдя на пенсию, стал активным краеведом. В ту пору я занимался вопросами реабилитации репрессированных, а у него отец работал главным инженером киевской электростанции, был репрессирован и расстрелян в 1941 году. Лурье приходил к нам, изучал дело отца.

А еще в 70-х и 80-х годах он возил группы поисковиков из челнинской школы № 28 по местам боевой славы. И вот во время одной из поездок в Белоруссию он увидел в витебском музее донесение партизанского командира о переходе татарских легионеров на нашу сторону. Он его от руки переписал и в 1989 году, когда был уже в почтенном возрасте, принес мне этот документ. Сказал: «Это очень ценная вещь для истории вашего народа, которая показывает татар с самой достойной стороны».

В 1990 году я, используя этот документ, напечатал статью в газете «Советская Татария». Но тогда отношение к легионерам было как к изменникам родины, на меня пошла волна критики, мол, ты почему занимаешься реабилитацией предателей. В то время некоторые легионеры были еще живы,
они обращались в КГБ с просьбой о реабилитации, но тогда время было такое, что этот вопрос даже не поднимался...

— Вы продолжили поиски?
— Да, я специально ездил в Казань, встречался с ветеранами-чекистами, занимавшимися этими вопросами, поднял несколько дел из архива, ездил на конференцию в Белоруссию. И в 2005 году опубликовал свою статью о переходе легионеров к партизанам в журнале «Гасырлар авазы». Затем я еще четыре раза ездил в Белоруссию, искал в архивах списки тех, кто перешел. Эту работу мы вели вместе с группой московских ученых, в которую входили Абдулхак Ахматзян и Мансур Хакимов.
К слову, впервые факты о легионерах начали собирать в 60-х годах, когда к нам в республику приехал первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Пантелеймон Понамаренко, который в годы войны был начальником штаба партизанского движения. Это он впервые сообщил, что есть такой интересный факт перехода целого батальона и удивился, что мы этим вопросом не интересуемся. В 1967 году судьбу Мусы Джалиля начал изучать Рафаэль Мустафин. Он поехал в Витебск, встречался с партизанами, участниками перехода, и написал первый материал — в его книге, вышедшей в 1974 году, впервые было сказано об этом переходе.

— Есть версии, что и сам Джалиль был причастен к этому восстанию.
— Да, долгие годы этот переход связывали с личностью и деятельностью поэта, но сейчас уже доподлинно известно, что в это время он находился под Берлином и не имел прямого отношения к этому восстанию. Наоборот, этот переход очень сильно повлиял на Мусу Джалиля. Он понял, что таким путем, готовя изнутри в легионе восстание, можно принести своей родине максимальную пользу.

— Какова история появления легиона «Идель-Урал»?
— В августе 1942 года Гитлер подписал приказ о создании Волго-татарского, или, как сами легионеры называли, легиона «Идель-Урал». Всего было сформировано семь боевых батальонов с нумерацией с 825-го по 831-й. В них служили от восьми до десяти тысяч легионеров. Это сравнительно немного. По данным доктора исторических наук Искандера Гилязова, за время войны в германской армии служили от 700 тысяч до одного миллиона советских граждан, в основном, военнопленных. Историкам наиболее известна судьба 825-го батальона в связи с переходом его на сторону партизан.

Согласно донесению комиссара 1-го партизанского отряда Исака Григорьева комиссару 1-й Витебской партизанской бригады Владимиру Хабарову, датированному 5 марта 1943 года, «прибыло людского состава 506 человек с вооружением; пушки 45 мм — 3 штуки, станковых пулеметов — 20, батальонных минометов — 4, ротных минометов — 5, ручных пулеметов — 22, винтовок — 340, пистолетов — 150, ракетниц — 12, биноклей — 30, лошадей с полной амуницией, боеприпасами и продовольствием — 26». Позже легионеры еще прибывали отдельными малыми группами. Всего перешли 557 человек.

— Переход татарского батальона имел стратегическое значение в ходе войны?
— Огромное! Если брать локально, то он нарушил общий ход наступления немцев против партизан в районе Витебска и осложнил их положение, поскольку партизаны получили неожиданное подкрепление в живой силе и вооружении. Но самое главное: он подорвал доверие германских властей к коллаборационистам — немцы стали опасаться направления легионеров в восточные оккупированные области. Сразу же после восстания готовый к направлению на Восточный фронт 826-й батальон был отправлен от греха подальше в Голландию, в район города Бреда. Весть об успехе восстания широко распространилась среди легионеров не только татарского, но и других легионов и, несомненно, активизировала борьбу антифашистского подполья.

Необходимо подчеркнуть, что для увековечения подвига наших земляков, по поручению первого Президента РТ М. Ш. Шаймиева, 10 ноября 2009 года в Витебской области, в районе перехода легионеров 825-го батальона к партизанам и боевых действий 334-й дивизии, от имени Республики Татарстан был открыт Мемориальный памятник татарам, воевавшим в Белоруссии.

— В книге опубликованы фамилии некоторых легионеров. Почему список неполный?
— Да, в ней приводится 156 фамилий с уточненными годами и местами рождения этих легионеров. Данные еще на 50 человек предстоит уточнять. Есть в списке и бывшие ваши земляки: Зеядинов Садры(и) Зеядинович, 1914 года рождения, из деревни Старые Гардали Набережночелнинского (ныне Тукаевского) района, Галеев Ме(у)хамед Садыкович, 1910 года рождения, проживавший до войны в Набережных Челнах по адресу: ул. Центральная, дом 37. Оказалось, что о судьбах большинства приведенных в списках лицах ничего не было известно как их родным, так и общественности. Естественно, эта работа будет продолжена. Белорусские архивисты прислали документы еще на 300 листах, буквально на днях я вернулся из Белоруссии, где нашел еще 15 фамилий легионеров, которые погибли, воюя на стороне партизан, уже в 1944 году.

Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к челнинцам с просьбой. Дело в том, что Самуил Лурье написал две книги воспоминаний. Их на машинке отпечатала одна из девушек, входивших в поисковый отряд. Я читал эти рукописи, они очень ценные как для истории Челнов, так и для познания жизни страны. Лурье не успел их опубликовать при жизни, но рукописи, может быть, сохранились. Если кто-то знает что-то про них, я бы попросил позвонить в редакцию «Челнинских известий».

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос