Культура
В драмтеатре Челнов состоялась премьера о парне, потерявшем татарские корни
На постановку ушло более полумиллиона рублей.
В татарском драмтеатре имени Аяза Гилязова Набережных Челнов состоялась премьера спектакля «Капка» («Калитка») по одноименному произведению автора Айгуль Ахметгалиевой. Она известна как поэтесса, прозаик, драматург, является лауреатом международной премии имени Махмута Кашгари.
Средства в размере 600 тысяч рублей на постановку выделены за победу литературного произведения в конкурсе по поддержке современной драматургии и театрального искусства «Дөньяда күп нәрсә белдем, син туган тел аркылы...». Он организован комиссией при президенте Татарстана по вопросам сохранения и развития татарского языка и союзом театральных деятелей республики.
Режиссером спектакля выступил художественный руководитель театра Олег Киньзягулов, которому отдельный рэхмэт (спасибо) за очень точное отражение произведения на театральной сцене. Даже сложилось ощущение того, что на сцене сюжет был раскрыт глубже и осмысленней, а сценарий продуман до мельчайших деталей. Постановка получилась на все времена и на любой возраст.
По сюжету главный герой Касым (Разиль Фахертдинов) - парень из татарской деревни, после конфликта с матерью Рабигой (Энже Шигапова) и гибели украденной им девушки Хании (Зарина Шавалиева), предназначенной другому, бежит от родины и близких людей за тысячи километров на Камчатку, на заработки. Там создает семью с русской Екатериной, которая по характеру и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. Они воспитывают общего сына с русским именем Володя.
Далеко от родины уже и непонятно, кто он, этот оторванный от дома и корней Касым - то ли татарин, то ли русский. Какой его родной язык, когда все вокруг говорят только на русском. Лишь изредка на Камчатку приезжают татары, и словно ручей из родной деревни звучит их татарская речь. И письма матери на татарском - еще одно напоминание о родном языке. Где же потеряны его традиции, когда дом хранят православные иконы, когда жена отправляет его за салом, а он хочет баранину.
Актриса Энже Шигапова считает, что таких потерянных людей было много всегда, они окружают нас - есть среди родственников, друзей, знакомых, коллег. Лично у актрисы двоюродный брат после ссоры с матерью уехал из родных краев работать на Камчатку. Только спустя 20 лет он нашел в себе силы, мудрость, чтобы простить. Теперь у него два дома - Камчатский край и Татарстан.
Спектакль построен на двух временных параллелях - на прошлом и настоящем, которые в реальной жизни никогда не пересекутся, потому что это невозможно. Касым, живя сегодня, через портал окунается с головой в свои воспоминания о маме, брате, сестре, односельчанине. И не ясно - наяву ли это или уже агония.
Достаточно интересно показаны в постановке второстепенные герои - на их лицах были маски. Ведь в жизни каждого человека есть люди, чьи лица запоминаются, а много таких, безликих, которые стираются из памяти. Это и попутчики в поезде, и люди из деревни…
Отдельно хочется отметить декорации и художника Лейсан Хусаинову. В спектакле «Капка» декорации дополняли действо, эмоции, переживания, происходящие на сцене. Массивные конструкции напоминали и Камчатские сопки, и корни родословного древа семьи. Лестница между ними - это некий жизненный путь от дома и обратно. Использование видеофрагментов - кадров родной деревни, моря, серого неба - тоже усиливали заложенную в тот или иной момент эмоцию.
Усилили эффект тревоги, радости, отчаяния, безысходности и музыкальные композиции, подобранные композитором Эмилем Амировым. Это тот спектакль, который благодаря хорошо продуманным деталям сложился в целостный образ.
Фото из архива театра
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)