Автолюбитель
«Люди и рады бы купить машинку получше, да было бы на что»
Автодилеры предпринимают попытки насильно пересадить россиян на новые машины. Для этого они готовы ратовать за кратное повышение налогов на б/у авто и увеличение числа ежегодных техосмотров. «Челнинские известия» узнали у самих водителей и автоэкспертов, будет ли толк от таких радикальных мер.
В России владельцев автомобилей старше 15 лет хотят заставить платить повышенный транспортный налог. Такая инициатива недавно поступила от ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Там полагают, что весь жизненный путь каждого транспортного средства должен отслеживаться от момента, когда авто покинуло, условно, конвейер, и до утилизации. Помочь гражданам в стимулировании обновления автомобиля должно государство путем программы утилизации.
В ассоциации разработали соответствующий законопроект, который сейчас проходит согласование у юристов. По нему, кроме повышенного налога, владельцев машин, перешагнувших 15-летний рубеж, хотят обязать проходить техосмотр два раза в год.
В РОАД говорят, что эта мера должна простимулировать граждан к покупке новой машины. Продажи авто в России неуклонно снижаются, в этом году, по прогнозам, они могут упасть аж на треть.
«Повышение налога – перегиб»
«Челнинские известия» провели опрос среди водителей и узнали, подстегнет ли их данная инициатива к покупке нового авто.
«У кого есть деньги, всегда будут покупать себе новые машины, чтобы уйти от налога. А что делать тем, у кого их нет, тем более нам, пенсионерам? Денег нет, накопить не успеешь, придется платить налоги, другого выхода нет, – сказал Рашит Султанов. - Машины всякие бывают: есть 20-летние, за которыми следят, и они безопаснее некоторых 5-летних образцов, на которых ездят на износ. Поэтому старость машины – это не приговор. Главное ее техническое состояние. Обязательный техосмотр – это хорошо, если он реально будет проверкой на безопасность, а не просто формальностью. Повышение налога по возрасту, думаю, перегиб. Лучше бы уж сделали прогрессивную шкалу налога в зависимости от реальных выбросов и состояния, выявленного на техосмотре, а не просто по году выпуска. Так, по крайней мере, было бы честнее», – объяснил свою точку зрения Дмитрий.
«Все будет упираться в финансы. Не думал даже об этом, тем более налог пока не вводили», – коротко ответил Рафаэль Тулатов.
«Да зачем вообще нужны эти новые машины?! – восклицает Анатолий. - Берут их, через месяц-два начинают ремонтировать. Покупать ничего не буду, если заставят платить налог, просто продам машину и все».
«Не думаю, что это массово заставит водителей пересаживаться на новые авто. Бред все это, – комментирует Руслан. - Делается только для того, чтобы люди покупали новые автомобили. А цены сейчас сами знаете, какие. Лично меня это не касается, машина у меня 2018 года выпуска».
«С одной стороны инициатива, может, и хорошая. На дорогах станет меньше старых машин, а чем дольше срок их эксплуатации, тем выше риск аварийных ситуаций. С другой стороны, откуда взять деньги на новое авто? Кредиты сейчас бешеные, расплатиться сразу тоже проблематично. Как введут налог, будем думать, как поступить», – поделился Александр Кирунин.
Будут возмущаться, но платить
Своим мнением с нашим изданием поделились и автоэксперты. Так, по словам Андрея Мельникова, основателя компании HonestDealer, водители поделятся – одни будут платить повышенный налог, сильно возмущаясь, другие ездить на более новых машинах. Правда, последних будет в разы меньше, чем первых.
«Думаю, эта инициатива в какой-то степени преступна и направлена против граждан. Условий на авторынке нет: цены растут, спрос на машины падает. Привычные людям марки автомобилей сейчас в продаже не найти, по параллельному импорту дорого, либо это что-то очень старое. То есть у нас, по сути, нет выбора как такового: это либо новые китайские автомобили, либо «АвтоВАЗ». Пересесть на нового китайца не все готовы. Поэтому спрос на старые автомобили всегда уверенный. И берут их люди не по своему желанию, а потому что нет денег на новые, – объясняет ситуацию Андрей Мельников. - С кредитами тоже все непросто. Мало того, что процентные ставки высокие, так еще и срок по ним увеличился – вместо 3-4 лет до 8. А если вырастут сильно налоги или введутся какие-то дополнительные пошлины, соответственно спрос на старые автомобили упадет и людям просто будет не на чем ездить. Все это усложнение жизни рядового гражданина».
Как размышляет автоэксперт, в случае принятия закона, техосмотр вряд ли сильно подорожает. Сейчас он стоит в районе полутора-двух тысяч рублей.
«Многие проходят его не очень часто. Сейчас даже неопытным взглядом можно сказать, что автомобиль не пригоден для эксплуатации: сильно дымится, у него разные колеса, какие-то критичные повреждения оптики, стекол, но тем не менее он является участником дорожного движения. Поэтому техосмотр сейчас особо ни на что не влияет. А по поводу транспортного налога, у нас и так все возмущаются, что его в стране оставили, введя дополнительные акцизы на топливо, чтобы в будущем отказаться от него. В итоге у нас и топливо подорожало, и налог не отменили», – констатировал автоэксперт.
Собеседник «Челнинских известий» не исключает, что будут и те, кто из-за высоких налогов решит отказаться от собственного транспорта. Люди, в частности в крупных городах, рассмотрят вариант перехода на каршеринг. Таковых, по оценке Андрея Мельникова, будет немного, не более трех процентов.
Часть водителей пересядет на автобусы
Блогер и главный редактор портала «Автосправочная» Азат Булатов считает, что у этой инициативы туманные перспективы.
«У РОАД ведь даже нет полномочий вносить законопроекты в Госдуму. Это то же самое, что я завтра предложу запретить дождь. Данная ассоциация периодически выступает с разными инициативами, про которые потом успешно забывают. Вспомнить хотя бы инициативу уголовного наказания за «скрутку» пробега б/у автомобиля. На моей памяти РОАД предлагал эту меру уже три или четыре раза, а воз и ныне там, – комментирует автоэскперт. - Что касается нынешнего предложения, на мой взгляд, оно крайне непродуманное. Ведь что нужно РОАД? Повысить продажи для автодилеров. Но ведь люди сейчас массово ездят на старых авто вовсе не потому, что им не нравятся новые машины. Они бы и рады купить новый автомобиль, но у большинства попросту нет на это свободных денег. А ставки по кредитам уже давно устремились в космос. Допустим, владельцев старых машин обложили повышенным налогом и обязательным техосмотром. От этого у них появится несколько миллионов рублей, и они побегут в автосалоны? Не думаю».
Часть водителей поворчит и будет платить повышенный налог, уверен Булатов.
«Другая часть, для кого такие меры будут критичными, попросту откажутся от автомобиля и пересядут на автобусы. Соответственно, они не будут вообще платить никакой транспортный налог, покупать бензин, ОСАГО и т.д. Для государства – одни убытки. Ни в первом, ни во втором случае ожидать взрыва продаж новых автомобилей от таких мер точно не стоит», – заявляет собеседник.
По мнению Булатова, для обновления автопарка нужны не ограничения, а стимулирование: «Например, государственная программа утилизации, с выплатой за сдачу старого автомобиля, разумеется, не 50 тысяч рублей, как это было при прошлой программе утилизации. Доступные автокредиты, так как сейчас ставки просто космические. Полноценные программы льготного автокредитования, а не для ограниченного круга граждан, а также программы субсидий от государства при покупке автомобиля российского производства».
Инициатива не пройдет
Инициативу у себя в ТГ-канале прокомментировал главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
«В крайнем случае люди просто продадут машины. И те еще упадут в цене. Либо будут платить налог, но еще меньше будут тратить на поддержание технического состояния автомобиля. С таким же успехом можно бороться с жителями дряхлых хрущевок. Вы не хотите переезжать со своих 50 квадратов с проходными комнатами в современный ЖК бизнес-класса? Ну так мы влупим вам тройную квартплату и поднимем втрое тарифы на электричество и воду! Жить надо в хороших условиях! Люди и сами рады купить машинку получше – было бы на что. Недавно знакомый, немолодой уже человек, поменял старую «четверку» (продал за 350 тысяч) и купил «Гранту» за 1,1 млн рублей. Но у него, к счастью, было что добавить. Даже без кредита. Понятно, что эта инициатива не пройдет. Слишком токсично – а токсичного и нервного и так хватает. А со старением автопарка нужно очевидно бороться другим способом», – написал Максим Кадаков.
По данным РОАД, средний возраст автомобиля в стране составляет 16 лет. Более 39,75 млн перешагнули десятилетний рубеж. При этом общее количество авто насчитывает свыше 55 млн единиц.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)