Общество
Капитан уже за всё ответил

Четыре человека продолжают оставаться под стражей по делу о крушении «Булгарии»: гендиректор ООО «АргоРечТур» Светлана Инякина, старший эксперт Камского филиала Российского речрегистра Яков Ивашов, начальник линейного отдела Госречморнадзора Ирек Тимергазиев и госинспектор того же отдела Владислав Семенов. Теперь выяснилось, что вина за случившееся в большой степени лежит на погибшем капитане «Булгарии».
К выводу о том, что экипаж «Булгарии» во главе с капитаном Александром Островским мог и должен был предотвратить трагедию, пришли эксперты Ространснадзора, а также комиссии, созданной Общественной палатой РФ для расследования причин гибели дизель-электрохода. Они установили, что, даже несмотря на технические проблемы (неисправность левого дизель-генератора, наличие повреждений корпуса), крушения «Булгарии» можно было избежать, если бы экипаж не пренебрег элементарными мерами безопасности.
По мнению экспертов, получив штормовое предупреждение, «Булгария» вообще не должна была выходить в рейс, тем более с имеющимся правым креном. А если уж вышла, то капитан, как опытный речник, должен был проследить за тем, чтобы на судне были задраены все иллюминаторы, расположенные ниже главной палубы. В ходе осмотра водолазами затонувшей «Булгарии» было зафиксировано аж 38 открытых иллюминаторов.
Капитану также ставится в вину «несоблюдение общепринятых приемов и способов управления судном». Когда судно входило в левый поворот, капитан положил рули влево. Специалисты отмечают, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный крен на правый борт. При выполнении поворота, когда в левый борт судна ударил сильнейший ветровой шквал, судно еще больше накренилось направо и в открытые иллюминаторы хлынула вода со скоростью 50 тонн в минуту. Тогда капитан принял решение лечь курсом «на ветер», в результате правый крен только усилился и вода стала поступать во внутренние отсеки судна со скоростью 125 тонн в минуту…
Президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Роман Троценко, возглавлявший комиссию ОП, считает, что «судовладельцем и экипажем были грубо нарушены все установленные нормы и правила, будь на судне хотя бы один ответственный специалист, он бы обратил внимание либо на крен, либо на открытые иллюминаторы, либо на неблагоприятные погодные условия, но таких не было, и каждое действие экипажа было фатальным».
А замминистра транспорта РФ Виктор Олерский, который тоже входил в комиссию, отметил, что между работодателями-судовладельцами (либо арендаторами) и капитанами судов складываются непростые отношения. Первые, как правило, озабочены только прибылью (не исключено, что руководительница турфирмы Инякина заставила капитана Островского выходить в рейс в шторм под угрозой штрафных санкций). Однако Олерский подчеркнул, что в конечном итоге «за все отвечает капитан, за ним принятие последнего решения».
Замминистра также сообщил, что собственник «Булгарии» ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» все-таки подписал контракт на утилизацию поднятого со дна судна, которое сейчас занимает единственный док «Ремонтной базы флота имени Куйбышева» (пос. Куйбышевский Затон), парализовав тем самым работу предприятия. Однако «Булгария» и ныне там: следственный комитет продлил на неопределенный срок расследование катастрофы, поэтому разрешения на работы пока не получено.
Елена МЕЛЬНИК, «Татар-информ».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)