Общество
«Корабли татарстанских лугов»: под Челнами семья фермеров держит верблюдов
На берегу реки Ик, возле деревни Кулушево Тукаевского района, нередко можно увидеть верблюдов, пасущихся на зеленых лугах
Животные, которые ассоциируются исключительно с пустынями, чувствуют себя вольготно и в Татарстане. Но это свои - не одногорбые, а двугорбые, адаптированные под наш климат.
Имена восточно-татарские и голливудские
Держат копытных в течение пяти лет в крестьянско-фермерском хозяйстве семья Инзили Шайхуллиной. Достались им верблюды от ее отца Фаиля Хуснетдинова.
«В Татарстане живут свои корабли, но не пустыни, а наших лугов, - с улыбкой начал рассказывать о своих необычных питомцах 63-летний фермер Фаиль. - Привез самца и самку из Арского района пять лет назад, за каждого отдал по 150 тысяч рублей. Их возраст - около десяти лет. Со временем они стали приносить приплод - сейчас у них уже трое детей, на подходе четвертый. Многодетная мать снова беременна, вынашивает детеныша она больше года», - рассказывает Фаиль.
«Мы всем верблюдам дали имена - восточно-татарские, а у одного - голливудское. Хозяина верблюжьего семейства назвали Саидом, его супругу - Жамилей, дочь - Зэйнэп, двух сыновей - Фархадом и Симбой, - с теплотой дополнила Инзиля. - Ни разу не присутствовали при родах, самка самостоятельно справляется. Приходим утром, а там уже крепкий малыш на своих ножках стоит».
Что Фаиль, что его сын, дочь и внуки, - люди, выросшие в селе Биюрган и деревне Кулушево. Но Фаиль стал первым в семье, кто решил завести диковинных животных. Подумал, если двугорбые обитают в Монголии и Казахстане, то будут и у нас.
Предки удивились бы такой живности
«Мои родители, наверное, удивились бы верблюдам. Может быть, сказали бы, зачем они тебе. У нас-то в детстве две коровы были, четырех овечек и лошадь держали. В советское время больше голов не разрешали заводить на личном подворье. Отец за пасекой и лошадьми колхозными смотрел, с ним с ночевкой на луга сено косить ходили, в шалаше спали. Оттуда у меня фермерские задатки», - делится Хуснетдинов.
Сегодня государство дает возможность держать большие стада. Помимо пяти верблюдов у фермера есть 45 коров с телятами, 40 лошадей, 1000 баранов, два ослика. Дочь на грантовые средства в три миллиона рублей закупила 24 дойные коровы, ежесуточно доят 600 литров молока, которое сдают на Елабужский молокозавод. Помимо молока продают мясо - баранину и конину, а также лошадей-тяжеловозов.
«С мая нынешнего года приютили у себя лосенка. Нам его принесли, сказали, что от него отказалась мать-лосиха. Его семьей стали мы. Питается хорошо, крепнет, богатырем вырастет», - говорит Инзиля.
Если ущипнешь, могут и плюнуть
Верблюды неприхотливые в еде. Пасутся вместе с коровами и лошадьми, питаются травой, даже полынь и лебеду едят, есть у них и любимые лакомства - хлеб, яблоки, картофель. Хозяева, приходя к ним, постоянно в карманах несут ломтики хлеба, а сельчане идут с яблоками. Зимой кормят их овсом, ячменем, соломой, сеном.
«Заготавливаем корма самостоятельно, покупать нынче невыгодно - очень дорого. Для растениеводства у меня есть паевые земли - 500 гектаров, у дочери - свои 200 гектаров. Выращиваем пшеницу, свое сено у нас. Для заготовки есть необходимая техника - комбайн, трактор», - говорит фермер.
«К концу лета, осенью, когда остается мало сочной травы на лугах, верблюды начинают ходить в соседнее село Калмия, где есть сенажи. Они очень прожорливые, в сутки каждый съедает по 40 килограммов корма. Им необходимо накопить к зиме подкожный жир в горбах и обрасти богатой меховой шубой. Спокойно переносят наши зимы - могут выдерживать холода до минус 40-50 градусов», - объясняет дочь.
Хоромы-люкс с индивидуальным отоплением этим животным не нужны. Лишь бы не было сквозняков, иначе могут захворать. А в целом иммунитет у них отличный, каждому бы такой. За их здоровьем следит ветеринар. Сегодня у них на ферме - отдельное просторное помещение. В двух других живут лошади и коровы, есть свое жилье и у молодой семьи осликов.
«Двугорбые у нас очень самостоятельные. С утра выпускаем на пастбище: сами пасутся, вечером возвращаются домой. Еще они с характером, злопамятные. Если что им не по нраву, где-то случайно ущипнул, прикрикнул, точно плюнут в тебя. Ни мы, ни наши дети плевков не получали, а вот туристам доставалось. Видимо, чувствуют в нас своих хозяев, кормильцев. Это как в том фильм «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди», когда верблюд понял, что его хозяин-шейх не настоящий, и плюнул в него. Видимо, так и у нас», - смеется Фаиль.
На организацию туризма нет средств
Со временем Инзиля с супругом Ильдаром (кстати, парень городской, а благодаря тестю освоил фермерство и полюбил деревенскую жизнь) хотят открыть свою ферму для туристов, чтобы они могли ближе познакомиться с верблюдами. Пока не хватает средств.
«В планах в ближайшие пять лет благоустроить территорию - создать удобства для туристов. Чтобы приезжающие к нам гости могли спокойно покормить верблюдов, покататься на них, - отмечает фермерша. - Хотим организовать изготовление изделий из верблюжьей шерсти, пока же отдаем ее бабушкам, они вяжут теплые вещи. С нами же делятся яблоками, картофелем для верблюдов. Дарят связанные теплые носки».
Сейчас верблюды приносят доход тем, что на праздниках катают детей и взрослых.
Главный фермер и глава семьи Фаиль с тихой радостью смотрит на своих детей, он знает, что его дело будет жить. Теперь ему можно со спокойной душой и на отдых летать. К слову, в этом году в свои 63 года он впервые отдохнул в Турции, теперь планирует ездить к морю дважды в год.
Фото, видео: Евгения Катушенок
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)