Общество
«Стучать у нас было западло»: готовы ли челнинцы жаловаться на нарушителей за рулем
Татарстанцам дали возможность зарабатывать на фиксации нарушений ПДД. «Челнинские известия» выяснили, как водители автограда отнеслись к такому виду заработка, и узнали, что говорят психологи про «стукачей».
В Татарстане запустили обновленную версию мобильного приложения «Народный инспектор». Сервис презентовали на прошедшем международном форуме Kazan Digital Week. Проект, по словам первого зама Минцифры РТ Ильи Начвина, позволит активнее вовлекать граждан в контроль за безопасностью дорожного движения.
Главное нововведение заключается в том, что татарстанцам предоставили возможность зарабатывать деньги на фиксации нарушений ПДД. Сумма вознаграждения составит 25 процентов от штрафа, предусмотренного КоАП РФ.
«Народный контроль», работающий в республике уже 10 лет, позволяет фиксировать правонарушения по 21-й категории. Однако деньги можно будет получить только за семь из них. В их числе проезд на запрещающий сигнал светофора, разговор по телефону или выезд за стоп-линию. Сумма выплат составит от 230 до 1 440 рублей.
Информация о нарушениях ПДД фиксируется в виде коротких видеороликов продолжительностью 30 секунд, снятых непосредственно в момент совершения правонарушения. Все отснятые материалы направляются в подразделения Госавтоинспекции для дальнейшего рассмотрения и принятия мер к нарушителям.
Вознаграждение, согласно Постановлению Кабмина РТ, будет производиться в безналичной форме не позднее 40 рабочих дней с момента вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
В настоящее время обновленное приложение уже доступно для скачивания на площадках RuStore, App Store и Play Market.
К новому функционалу сервиса «Народный контроль» жители Челнов отнеслись по-разному. Часть встретила обновление с воодушевлением.
«Хорошо, что ввели такое поощрение. Автовладельцы должны понимать, что делают. Они же не дети, которые нагадили и думают, что им за это ничего не будет. Если честно, я сам активно использую «Народный инспектор». Делаю это для правосудия, чтобы не ставили машины на бордюрах и в зеленой зоне», – говорит Максим Рощин.
«Я и без денег готов выкладывать доказательства грубых нарушений ПДД. Вот только правоохранители не всегда реагируют на сообщения. В частности это касается обращений в соцсетях. Надеюсь, что с «Народным инспектором» будет другая ситуация», – поделился с нами Павел Кручинин.
Среди челнинских водителей нашлись и те, кто отнесся к приложению скептически.
«Отношение скорее отрицательное, нежели положительное, – комментирует Марат Хисматуллин. – Пресекать правонарушения, конечно, хорошо. Другое дело, что некоторые индивиды могут усмотреть в этом способ заработка и злоупотреблять данной возможностью. Нередко бывает так, что некоторые правонарушения происходят в силу непредвиденных обстоятельств и не зависящих от водителя факторов».
Другой автомобилист, Наиль Галиев, отметил несовершенство сервиса:
«Задумка, безусловно, хорошая, исполнение не очень удобное. Например, регистратор в авто записывает обстановку постоянно, увидел, что проехали на красный свет – сохранили. Здесь же проезд на запрещающий сигнал просто не успеешь записать, нарушение кратковременное – приложение постоянно должно работать. Пропуск пешехода тоже мимо. Длящиеся нарушения, например, езда по обочине, остановка на тротуаре, в список не входят».
Также, по словам водителя, возможны злоупотребления.
«Одно время в городе ездили «Ларгусы»: где обгон запрещен, они замедлялись, где разрешен, наоборот, ускорялись и не давали себя обогнать. Здесь вполне может быть подобная ситуация. Специально будут медленно ехать, подстрекая на обгон в неположенном месте. Такая же ситуация с пешеходами – могут внезапно выбегать перед автомобилем, а «напарник» все это дело будет снимать, – предположил собеседник».
Кроме того, автомобилисты уверены в том, что приложение больше подходит для пешеходов. Находясь за рулем, будет весьма проблематично зафиксировать нарушение. Да и не все готовы «стучать» на своих же.
«По поводу сервиса ничего не имею против. Деньги заработаю сама, но не таким способом. Сдавать коллег за рулем не стала бы. Я ведь тоже водитель», – ответила нам Лейсан Закирова.
«Ни в коем случае не стал бы докладывать на других водителей! Я человек советского воспитания. А у нас «стучать» было западло», – прокомментировал нововведение Руслан Садриев.
Любопытно, что у психологов другое мнение о так называемых доносах на водителей.
«Таким образом мы приходим к более осознанному обществу, – размышляет психолог, руководитель психологического лагеря «Ника» Оксана Киреева. – Понятно, что в российском менталитете доносы имеют негативный оттенок. В нашей подкорке сохранились воспоминания дедушек и бабушек о сталинских временах, когда за них могли посадить, лишить жизни. Однако люди, которые занимаются этим сейчас, делают шаг вперед в плане безопасности, в плане сохранения здоровья и человеческих жизней. Они готовы взять ответственность не только за себя, но и за других участников дорожного движения. Это элемент осознанного общества, где люди заботятся друг о друге».
Говорить о том, как в будущем работа обновленного «Народного инспектора» отразится на статистике нарушений и в целом на аварийности в Татарстане, пока преждевременно.
«На безопасность приложение, безусловно, повлияет. Однако это не будет иметь единовременного эффекта. Улучшения в лучшем случае увидим через несколько месяцев. Надо будет смотреть статистику по нарушениям, по количеству аварий. Вообще должна быть какая-то отдельная статистика. Уверен, ее изучение будет весьма увлекательным процессом», – сообщил в интервью татарстанским СМИ казанский автоюрист Андрей Андриянов.
Добавим, что Татарстан – далеко не первый регион, где введены поощрения за фиксацию нарушений ПДД. В Республике Коми, например, платят до трех тысяч рублей за сообщение. В столице работает приложение «Помощник Москвы». Вознаграждение там платят не в денежной форме, а в виде баллов. Их можно сконвертировать на карту «Тройка», парковочный счет или купить товары из магазина поощрений. А в Марий Эл за доносы на водителей дают билеты в кино, театр и зоопарк.
Больше половины опрошенных читателей «Челнинских известий» ответили, что «стучать» на нарушителей не будут. Ими движут разные причины.
Так, большая часть участников опроса «Готовы ли вы фотографировать водителей-нарушителей, чтобы заработать?» считает, что это подло. За этот вариант проголосовали 40 процентов участников опроса.
Еще 24 процента дали положительный ответ «да, готов». 20 процентов опрошенных готовы фиксировать нарушение, но только «если будет возможность». А вот 16 процентов признались, что им лень. В голосовании на сайте приняли участие 276 человек.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)