Панорама
Закон о локализации такси: что меняется для отрасли
Важно, чтобы модель либо имела сборку в РФ, либо набирала нужное количество баллов по технологическим операциям
13 мая 2025 года Государственная Дума окончательно одобрила закон о локализации такси. Он станет поворотным моментом для отрасли: начиная с 2026 года, все новые автомобили в такси должны быть произведены в России или иметь высокий уровень локализации. Это значит, что использовать, например, китайские или корейские автомобили, не прошедшие оценку локализации, будет запрещено.
Что такое локализация такси?
Локализация такси — это новый термин для сферы перевозок. По сути, он означает, что машины, работающие в такси, должны быть частично или полностью произведены в России. Для оценки уровня локализации Минпромторг будет использовать балльную систему. Баллы начисляются за сборку, сварку кузова, покраску и другие операции, которые выполняются в стране.
Зачем нужен закон о российских авто в такси?
Закон о российских машинах такси был принят в первую очередь для поддержки отечественного автопрома. После ухода западных брендов и дефицита комплектующих власти пытаются стимулировать использование локальных автомобилей — как уже известных Lada и УАЗ, так и новых брендов, таких как «Москвич», Evolute и Xcite.
Как теперь службам такси соблюдать закон
Таксомоторные компании смогут продолжать использовать существующий автопарк, пока машины не выработают свой ресурс. Но при покупке новых автомобилей после 1 марта 2026 года нужно будет учитывать:
- входит ли модель в перечень допущенных к работе в такси;
- набирает ли она достаточное количество баллов локализации;
- соответствует ли она постановлению правительства.
Для контроля создадут единый реестр автомобилей такси, в который будут вноситься только те машины, что соответствуют критериям. Без включения в реестр — ни лицензии, ни работы.
Кто попадает под удар?
1. Маленькие таксопарки с ограниченным бюджетом. Раньше они закупали доступные иномарки на вторичке, теперь такой путь будет закрыт.
2. Индивидуальные предприниматели, работающие на личном транспорте, особенно если авто — иномарка, произведённая за рубежом.
3. Агрегаторы, сотрудничающие с ИП и самозанятыми, — придётся массово проверять автомобили водителей.
Законопроект о локализации такси: сроки вступления
- С 1 марта 2026 года — новые автомобили такси должны быть локализованы.
- С 1 января 2033 года — окончательный переход: только по балльной системе или по решению правительства.
- Исключения по срокам:
1. Калининградская область, Сибирь — до 1 марта 2028 года.
2. Дальний Восток — до 1 марта 2030 года.
Примеры: какие автомобили можно использовать, а какие — нет
Разрешено работать в такси
Запрещено после 2026 года
Lada Granta
Hyundai Solaris (сборка за рубежом)
Lada Vesta
Kia Rio (импортный)
Lada Iskra (новая)
Toyota Corolla
Москвич-3, Москвич-6
Chery Tiggo 7 Pro
Evolute i-PRO, i-JOY (электро)
Geely Emgrand
XCITE X-Cross 7, X-Cross 8
Renault Logan (если не локализован)
В перспективе, Минпромторг может расширить или изменить список. Важно, чтобы модель либо имела сборку в РФ, либо набирала нужное количество баллов по технологическим операциям.
Как это повлияет на рост цен на рынке такси
Одно из главных последствий закона о российском автомобиле в такси — возможное удорожание поездок. Причины:
1. Дефицит подходящих автомобилей. Пока что российский автопром не способен быстро покрыть весь спрос таксопарков.
2. Рост издержек таксопарков: у отечественных машин выше стоимость владения (например, больше расход топлива, меньше ресурс), а новые модели — пока дороже, чем привычные иномарки на вторичке.
3. Переоснащение парка потребует инвестиций, особенно для компаний, работающих по системе «такси под ключ».
Всё это может привести к тому, что поездка по городу станет дороже, особенно в регионах, где парк был в основном из иномарок.
Закон о локализации машин такси: плюсы и минусы
Плюсы:
- Поддержка автопрома и создание рабочих мест.
- Повышение прозрачности и управляемости отрасли.
- Переход к единому стандарту автопарка.
Минусы:
- Рост цен на автомобили и перевозки.
- Ограничение выбора для водителей и ИП.
- Возможный дефицит машин на переходном этапе.
Закон о российском автомобиле в такси — это не просто регуляторная мера. Это мощный рычаг для трансформации всей сферы. Таксопаркам предстоит адаптироваться, пересматривать закупки, искать партнеров среди отечественных производителей. А пользователям — готовиться к переменам в цене и доступности услуг. Впрочем, у отрасли есть почти год, чтобы начать подготовку. И те, кто начнёт сейчас, получат преимущество.
ООО БИТ "МАСТЕР" ИНН 1831088983
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)