18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Досуг

Ради кактусов челнинец изучил испанский язык и побывал в экспедициях в Южной Америке

Ради кактусов челнинец изучил испанский язык и побывал в экспедициях в Южной Америке

Ради своего хобби врач-анестезиолог Камского детского медицинского центра Виктор Мошенский изучил испанский язык и на протяжении нескольких лет готовился к экспедиции в Южную Америку, где уже успел побывать дважды. Сейчас в коллекции челнинца более 200 видов колючих и не очень питомцев. И как раз весной они начинают цвести. «Челнинские известия» побывали в гостях у кактусиста, чтобы узнать подробнее об этом редком для Челнов увлечении.

Эти кактусы застали еще конкистадоров...
...А этим роскошным гимнокалициумам всего-то около 30 лет.

 

Шарообразные южноамериканцы

Первая любовь к кактусам у Виктора Мошенского проявилась еще в 10 лет, то есть своим хобби он занимается уже 36 лет. Коллекция началась с легкой руки учительницы биологии Галины Федоровны Жуйковой, которая подарила своему ученику черенок опунции. Потом коллекция начала пополняться по принципу накопительства — все, что имело колючки, немедленно ставилось на подоконник в общий ряд. Причем больше половины были и не кактусы вовсе, но это выяснялось уже гораздо позже — по мере накопления знаний об этих необычных растениях.

На первых порах брать кактусы было совершенно неоткуда. В поисках семян приходилось писать письма в Московский и Никитский и прочие ботанические сады. На фирменных бланках приходили в основном отказы. Но изредка были и посылки. Правда, виды были абсолютно не ценные. К окончанию школы коллекция Виктора занимала уже на подоконнике площадь размером 40 см на полметра.

После школы Виктор Мошенский учился в Ижевском мединституте. И это стало решающим фактором для пополнения коллекции, потому как позволило вступить в ижевский клуб кактусоводов.

– В советское время было даже Всесоюзное объединение клубов любителей кактусов, - рассказывает Виктор Николаевич. - Рассылались по всем клубам каталоги семян, растений, диапозитивы. Можно было выписать семена и сеянцы, попросить их у коллег по увлечению. В общежитии вуза я создал свою тепличку, где благополучно выращивал своих питомцев. После окончания учебы объединил две коллекции — ижевскую и челнинскую. Правда, места катастрофически не хватало. Но азарт накопительства сменился уже осознанным чувством — формировать коллекцию по определенному принципу. Когда стал доступен интернет и к моему увлечению присоединился старший сын, мы лет за пять «освежили» старую коллекцию. В основе ее невысокие шарообразные южноамериканские кактусы: «чилийцы», «боливийцы», другие кактусы северо-запада Южной Америки, немного «мексиканцев».

 

Растут в пыли и булыжниках...

Обитают колючие питомцы у Мошенских на балконе, на южной стороне. Совсем крохотные и размером около метра, пушистые и седовласые, колючие и без колючек, похожие на кожу ящериц и на хвосты обезьян — таковы кактусы, названия которых не то что запомнить, но даже выговорить с первого раза не всегда возможно.

Хозяин постарался максимально создать условия, в которых произрастают кактусы: провел на балкон искусственное освещение, застеклил. Кстати, кактусист напрочь развеял все мифы, сложившиеся у многих в отношении кактусов. Это, вопреки расхожему мнению, очень капризные растения, и чтобы они цвели ежегодно, нужно много знать об их особенностях и иметь большой запас терпения. Так, Виктор Николаевич не покупает землю в садовых магазинах — привозит ее из леса. Керамзит покупает на строительном рынке. Песок везет с Верхнего Услона. Из этих ингредиентов и составляется почва для кактусов. Ее обязательно нужно дезинфицировать, потому что паразитов, охочих до кактусовых корешков, в нашей земле полно.

– Кактусы любят сильно минерализованную почву с большим количеством осадочных пород и с минимальным содержанием азота. В дикой природе кактусы растут фактически в серо-красной пыли с булыжниками, в песчаниках, суглинках, - рассказывает кактусист. - Плодородный чернозем, в котором прекрасно чувствуют себя наши растения, для них совершенно не подходит.

На один полив колючей братии уходит до 30 литров воды. Кактусам нужна мягкая вода — для этого кактусовод подкисляет ее обычным столовым уксусом, добавляет минеральные удобрения. С весны поливать кактусы нужно еженедельно, а летом - через день. И только зимой кактусы уходят в спячку и в поливе практически не нуждаются.

Цветут кактусы белыми, желтыми, оранжевыми, красными, розовыми и даже зеленоватыми цветами. Только от момента посадки семени до первого цветения должно пройти как минимум два года, а то и 5-10 лет, если это редкий вид.

Коллекция Виктора Мошенского насчитывает более 200 видов кактусов.

 

Друзья детства

К кактусам хозяин испытывает любовь и искреннюю привязанность.

- Особенно дороги растения, которые выросли вместе со мной, и я к ним отношусь, как к друзьям детства — это маммиллярии, которые можно встретить на многих подоконниках. Они просты и легки в культивировании и не являются ценными. Очень дорог сердцу 31-летний астрофитум, который я купил у бабушки за три рубля на Автозаводском рынке и который зацвел лишь на 14-й год. Очень редкие растения в моей коллекции — чилийской группы. Они сложны в выращивании, и надо знать, в каких условиях они растут у себя на родине. Там действительно тяжело жить: нет дождей, увлажнение происходит только за счет тумана, сверху палит солнце, поэтому стволы кактусов всегда наклонены на север, чтобы падало меньше губительных лучей. Я их видел в естественной среде — там кактусы достигают огромной высоты. У меня же они в сотни раз меньше, потому что растут в неволе. Есть мексиканские редкости, которые в нашем климате на своих корнях не растут. Они внешне не бросаются в глаза, но сложность их культивирования и редкость придает им и коллекционную ценность. Приходится их прививать — они быстро растут, быстро зацветают, не подвержены болезням корневой системы. Кстати, я видел коллекцию великолепных мексиканских реликтов у питерского коллекционера Андрея Щергина. Это была фантастика! Мексиканские редкости на своих корнях к тому же в условиях севера России — это высший пилотаж, - с восторгом вспоминает Виктор Николаевич.

На острове кактусов Инкауаси.

 

Искали кактусы, как грибы

30 лет выращивать кактусы и не видеть их в естественной среде — это то же самое, как преподавать научный коммунизм и никогда при нем не жить, иронизирует Виктор Мошенский. Поэтому решено было снарядить экспедицию в Южную Америку, чтобы воочию лицезреть кактусовые поля и, разумеется, привезти оттуда семена. Подготовка к поездке началась заранее — четыре года ушло на изучение испанского языка, на накопление материала и поиск нужных людей, на разработку маршрута. Большой удачей стало то, что в Челнах в это время как раз жила и преподавала испанский сеньорита Изабель, перуанка, вышедшая замуж за челнинца. Общение не просто с испанкой, а именно с носителем латиноамериканской культуры сыграло огромную роль, убежден Виктор Николаевич. Колоссальную помощь в организации первой поездки оказали русские выходцы, живущие в Чили, Надежда Кузнецова и Олег Ясинский. Четыре года не прошли даром — в августе 2011 года экспедиция в составе двух друзей детства и их троих сыновей составила экипаж машины боевой. Путешественники преодолели на машине 8 тысяч километров, колеся по Чили и Аргентине, а осенью 2013-го маршрут прошел еще и по Перу, Эквадору и Боливии.

– Поездки стали настоящим открытием в деле познания кактусов, - говорит кактусовод. - Первым растением, которое мы увидели в нашей поездке, была неопортерия субгиббоза, которая есть и в моей коллекции. Там она росла на берегу океана, была в несколько раз больше и густо цвела. Это наглядно продемонстрировало нам, насколько кактусам в неволе несладко приходится. А ведь естественные условия на самом деле гораздо суровее. Суточные колебания температуры в пустыне могут быть от минус 7, когда все покрывается инеем, до плюс 20-25. Сверху почва полностью сухая, а когда разгребаешь верхний слой, обнаруживается, что земля сырая из-за увлажнения сильными туманами. В экспедиции пришло понимание физиологии этих растений. И одновременно обида на местных жителей, которые абсолютно не ценят эту красоту. К примеру, попав в Аргентину, ты как будто оказываешься в России: сожженная трава на обочинах, мусор, разбитые дороги, никто не соблюдает ПДД. Очень больно было видеть роскошные гимнокалициумы, которым уже лет за 30 и которые произрастают рядом с кучей мусора. Но более всего огорчили перуанцы. В Перу, которое мы посетили уже во вторую экспедицию, и человек-то не является большой ценностью, а кактусы тем более. Там есть уникальнейшее место – Альтиплано — это плато на высоте примерно 4000 м над уровнем моря. И даже там мы увидели горы мусора — полиэтиленовые пакеты и покрышки, которые в этом сухом климате не разложатся никогда, потому что там очень мало микроорганизмов, которые способны это разложить.

Но, слава богу, не везде еще человек успел похозяйничать. В Чили достаточно трепетное отношение к природе, изобилие национальных парков, почти ручные звери, которых сами туристы больше боятся. В Чили есть национальный парк Пан де Асугар, где обитает колония кактусов капьяпоа цинерия, и больше ее нигде на свете нет — только на этой территории в несколько квадратных километров. Хорошо, что этот ареал обитания удается сохранить. В Боливии тоже оберегают дикую природу. Там мы посетили солончак Юуни и остров Инкауаси, где растут кактусы. Я был просто поражен тому, откуда на острове, где на десятки километров сплошной пласт соли, возникли тысячи громадных трихоцереусов и ореоцереусов. Как они смогли вырасти до громадных размеров? Я до сих пор это понять не могу.

Большинство кактусов — это не ландшафтные растения, утверждает Виктор Николаевич. Их нужно искать, как в России в лесу грибы ищут, раздвигая кустарники и подстилку. Цветы, конечно, выдают кактусы — их сразу видно под камнями и землей. И до сих пор еще открываются новые виды кактусов. В середине 90-х нашли в Мексике новый вид ацтекиума, в Боливии - цинтию книтции. Не исключено, что каких-то видов мы уже никогда не увидим. В Перу, к примеру, много распаханных земель и вся священная долина реки Урубамба засажена кукурузой и другими сельскохозяйственными растениями. Понятно, что от естественной флоры в таких местах ничего не осталось.

 

Свою коллекцию Виктор Николаевич бережет от посторонних глаз, потому что людям несведущим она будет совершенно неинтересна, а сведущих в нашем городе можно по пальцам одной руки перечесть.

– Когда-то очень давно в Челнах был клуб кактусоводов, назывался «Цереус», - вспоминает кактусист. - Он распался еще в конце 80-х. Конечно, хотелось бы иметь единомышленников в Челнах. Но ведь у людей другие интересы - жизнь стала более динамичной, и такое занятие, как выращивание кактусов, вряд ли может увлечь современного человека. 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • На что у вас аллергия?