Набережные Челны, ...
Экспресс-новости
Последние комментарии
История в фотографиях

Билет по пять копеек

В середине 60-х, когда об асфальтовых дорогах в Челнах еще только мечтали, воздух старой части города уже пропитывался запахом бензина от проезжавших ПАЗов — в городе началась большая стройка. Транспорт использовался не на внутренних перевозках — город был небольшой, и обойти его не составляло труда, а на внешних, как сказали бы сейчас. Прибывавших на стройку людей расселяли по близлежащим районам и деревням и возили на работу вахтовым методом.

В конце 60-х, вспоминает Фаттах Садриев, стоявший у истоков создания ПАТП города, в Челнах работали всего 13 двадцатиместных ПАЗов, и такого парка явно было недостаточно. Уже с 1970 года он начал активно пополняться. Тридцатидвухместные ЛАЗы пригоняли из Львова сами водители. По словам Фаттаха Садриева, предприятие получило около 600 таких машин. Первые модели прозвали «горбатыми», поскольку воздуходувная система в них размещалась в задней части автобуса и придавала ему неровную форму. Чуть позже конструкцию усовершенствовали, но не изменили саму систему подогрева — зимой в салоне было тепло, а летом жарко и пыльно.
Вслед за ЛАЗами в Челнах, где строились КАМАЗ и Нижнекамская ГЭС, появились ЛиАЗы. Головное предприятие транспортников размещалось изначально на Элеваторной Горе и объединяло на то время уже до 3 тысяч человек. И перевозки осуществлялись уже по разным направлениям — межгород, пригород, город, завод.
Маршруты формировались по пассажиропотоку. Были времена, когда большая часть населения жила в поселке Сидоровка и во временных пригородных поселках — поселке Энтузиастов, Колосок, Суровка, Надежда, Комсомольский, БСИ. Проезд в пригородную зону стоил 20-30 копеек. По городу — пять копеек. Причем платили пассажиры не всегда кондуктору, а через кассовый аппарат, установленный в салоне, и сами отрывали билет. Потом на смену этой схеме самообслуживания пришла другая — специальные талоны для поездки в общественном транспорте. В автобусе пассажир пробивал талон на компостере.
«Безбилетники были и в те времена. Некоторые ухитрялись положить пуговицу вместо монетки в кассу, — вспоминает водитель с 37-летним стажем Иван Скосырев. — А один пассажир однажды протянул мне рубль со словами: «Вот. А то целый месяц езжу бесплатно». Количество маршрутов постепенно увеличивалось, вспоминает И.Скосырев, сначала курсировали 1, 2, 3, 5-й маршруты, потом появились 7-й и 10-й. С пуском заводов КАМАЗа транспорт работал в напряженном ритме. Последний водитель заезжал в автопарк в два часа ночи. Несмотря на то, что по одному маршруту пускали до 42 автобусов, они наполнялись через две-три остановки. И до конечной пассажиры ехали в полной тесноте. Личных машин тогда было мало, и практически все ездили на общественном транспорте. Разгрузить пассажиропоток позволили новые импортные автобусы «Икарусы» (гармошки).
При автопассажирском предприятии были и такси — более 20 «Волг». Но отношение населения к таким услугам и, кстати, таксистам было недоверчивым, говорит Иван Федорович.
А вот профессия водителя автобуса была уважаемой и хорошо оплачивалась. На работу принимали только опытных людей, имеющих стаж и 1-2-й класс мастерства. Сами водители, объединенные тогда в бригады, боролись за звание лучшего по культуре обслуживания. Лучших бригадиров — Владимира Мишечкина, Виктора Беляева, Владимира Ермакова, Изосима Кошелева и других — знали и уважали не только коллеги, но и пассажиры. Изучать опыт челнинцев приезжали из других городов.
Фото из фондов музея истории города.

Поделиться:
Реклама
Комментарии (1)
  • 23 января 2014 - 14:53
    ЭЭЭх...
    Автбусы!
Статьи
Реклама
  • 18 января 2019 - 10:57
    Спасатели Челнов вынуждены каждый год вылавливать трупы рыбаков
    Никакие штрафные санкции не уменьшают количество правонарушений на льду. Инспекторы разводят руками, говоря о рыбаках «каждый год то трупы вылавливаем, то за льдинами гоняемся».
    7
  • 18 января 2019 - 10:30
    Нескучные выходные: Стекло и Смех сквозь слезы
    Предлагаем подборку интересных мероприятий, которые состоятся в Набережных Челнах в ближайшее время.
    0
  • 18 января 2019 - 10:07
    Уйдет ли эпоха? Камгэсэнергострой почти банкрот
    В этом году первому крупному предприятию Набережных Челнов ПАО «Камгэсэнергострой» должно исполниться 55 лет. Правда, отпразднуют ли в компании юбилей, вопрос спорный. Сегодня предприятие распродает недвижимость, а арбитражный суд РТ ввел процедуру наблюдения и назначил конкурсного управляющего. Что может произойти с родным для многих челнинцев КамГЭСом, выяснили «Челнинские известия».
    17
Реклама
  • 18 января 2019 - 09:56
    Как начать бегать и полюбить это дело (+ видео)
    Выйти на беговую дорожку многим взрослым людям мешают психологические барьеры, которые появились еще в школе. Нелюбовь к бегу сложилась с тех пор, как каждую четверть из уст физрука слышалось: «Сегодня бежим кросс в 2 километра».
    1
  • 18 января 2019 - 08:15
    Эдуард Николаев третий раз подряд выиграл ралли «Дакар»
    В целом это уже четвертая победа для пилота команды «КАМАЗ-мастер»
    10
  • 17 января 2019 - 11:42
    Лечение по интернету может ликвидировать очереди в поликлиниках
    Уже год в России работает закон о телемедицине: теперь законно можно получить консультацию врача не выходя из дома, главное – иметь выход в интернет. Общение со специалистом идет по видеосвязи, без личной беседы. Но пока что врачи, что пациенты разделились на два лагеря: одни категорически против нововведения, другие – обеими руками за.
    18
Реклама
  • 17 января 2019 - 09:28
    Старую часть Набережных Челнов в этом году ждут серьезные перемены
    В городе начались встречи чиновников, депутатов, представителей правоохранительных органов и управляющих компаний с челнинцами. Одна из первых прошла в Комсомольском районе с участием руководителя исполкома. Ринат Абдуллин общался с жителями 1,2,3,4 комплексов поселка ГЭС.
    12
  • 16 января 2019 - 08:35
    Советы экспертов: как дотянуть до следующей зарплаты
    Новогодние праздники закончились, во многих семьях наступил маленький экономический кризис. Бюджет нужно растянуть до следующей зарплаты, которая у многих будет еще не скоро. «Челнинские известия» узнали у опытной домохозяйки, челнинской модницы и опытного электромонтажника, как они экономят на продуктах, одежде и обуви, а так же на электроэнергии.
    12
  • 15 января 2019 - 09:53
    Рейд по челнинским магазинам: как производители скрывают реальную стоимость продуктов
    Яйца по девять штук, молоко по 800 граммов, сахар по 900 граммов: трюк со снижением веса продуктов в упаковке - ход не новый, но эффективный, он помогает скрыть реальную стоимость товара. За ту же цену потребитель получает тот же продукт, но чуть меньшего объема. Корреспондент «Челнинских известий» прошелся по магазинам города и выяснил, насколько сильно распространена эта практика.
    19
Реклама
Реклама
Топ-5
Конкурсы
Реклама
Актуальное видео
  • 18 января 2019 - 16:28
    Крещение 2019
Реклама
Фотогалерея
  • Фестиваль цветов - 2018
  • День строителя - 2018
  • "Сабантуй - 2018"
  • "Бессмертный полк" 2018
  • День Победы 2018
  • Первомай
  • Субботник - 2018
  • Панихида по погибшим в Кемерово
  • "Выборы президента РФ - 2018"
  • Чемпионат по поеданию шаурмы
Блоги
  • 14 января 2019 - 10:57
    "станцую для вас"
    Сестра, приезжавшая на новогодние праздники, подивилась. В вагон метро вошли двое парней, один из которых нес табличку про другого: "Станцует для вас за 50, 100, 500, 1000, 2000 рублей".
    Марина Огородникова
    0
Опрос
  • 18 января 2019 - 14:56
    Как часто вы убираетесь дома?