Набережные Челны, ...
Экспресс-новости
Реклама
Последние комментарии
История в фотографиях

Билет по пять копеек

В середине 60-х, когда об асфальтовых дорогах в Челнах еще только мечтали, воздух старой части города уже пропитывался запахом бензина от проезжавших ПАЗов — в городе началась большая стройка. Транспорт использовался не на внутренних перевозках — город был небольшой, и обойти его не составляло труда, а на внешних, как сказали бы сейчас. Прибывавших на стройку людей расселяли по близлежащим районам и деревням и возили на работу вахтовым методом.

В конце 60-х, вспоминает Фаттах Садриев, стоявший у истоков создания ПАТП города, в Челнах работали всего 13 двадцатиместных ПАЗов, и такого парка явно было недостаточно. Уже с 1970 года он начал активно пополняться. Тридцатидвухместные ЛАЗы пригоняли из Львова сами водители. По словам Фаттаха Садриева, предприятие получило около 600 таких машин. Первые модели прозвали «горбатыми», поскольку воздуходувная система в них размещалась в задней части автобуса и придавала ему неровную форму. Чуть позже конструкцию усовершенствовали, но не изменили саму систему подогрева — зимой в салоне было тепло, а летом жарко и пыльно.
Вслед за ЛАЗами в Челнах, где строились КАМАЗ и Нижнекамская ГЭС, появились ЛиАЗы. Головное предприятие транспортников размещалось изначально на Элеваторной Горе и объединяло на то время уже до 3 тысяч человек. И перевозки осуществлялись уже по разным направлениям — межгород, пригород, город, завод.
Маршруты формировались по пассажиропотоку. Были времена, когда большая часть населения жила в поселке Сидоровка и во временных пригородных поселках — поселке Энтузиастов, Колосок, Суровка, Надежда, Комсомольский, БСИ. Проезд в пригородную зону стоил 20-30 копеек. По городу — пять копеек. Причем платили пассажиры не всегда кондуктору, а через кассовый аппарат, установленный в салоне, и сами отрывали билет. Потом на смену этой схеме самообслуживания пришла другая — специальные талоны для поездки в общественном транспорте. В автобусе пассажир пробивал талон на компостере.
«Безбилетники были и в те времена. Некоторые ухитрялись положить пуговицу вместо монетки в кассу, — вспоминает водитель с 37-летним стажем Иван Скосырев. — А один пассажир однажды протянул мне рубль со словами: «Вот. А то целый месяц езжу бесплатно». Количество маршрутов постепенно увеличивалось, вспоминает И.Скосырев, сначала курсировали 1, 2, 3, 5-й маршруты, потом появились 7-й и 10-й. С пуском заводов КАМАЗа транспорт работал в напряженном ритме. Последний водитель заезжал в автопарк в два часа ночи. Несмотря на то, что по одному маршруту пускали до 42 автобусов, они наполнялись через две-три остановки. И до конечной пассажиры ехали в полной тесноте. Личных машин тогда было мало, и практически все ездили на общественном транспорте. Разгрузить пассажиропоток позволили новые импортные автобусы «Икарусы» (гармошки).
При автопассажирском предприятии были и такси — более 20 «Волг». Но отношение населения к таким услугам и, кстати, таксистам было недоверчивым, говорит Иван Федорович.
А вот профессия водителя автобуса была уважаемой и хорошо оплачивалась. На работу принимали только опытных людей, имеющих стаж и 1-2-й класс мастерства. Сами водители, объединенные тогда в бригады, боролись за звание лучшего по культуре обслуживания. Лучших бригадиров — Владимира Мишечкина, Виктора Беляева, Владимира Ермакова, Изосима Кошелева и других — знали и уважали не только коллеги, но и пассажиры. Изучать опыт челнинцев приезжали из других городов.
Фото из фондов музея истории города.

Поделиться:
Реклама
Комментарии (1)
  • 23 января 2014 - 14:53
    ЭЭЭх...
    Автбусы!
Статьи
Реклама
  • 15 сентября 2018 - 09:08
    Правда ли, что в челнинском морге оживают умершие
    Бывают ли в городе случаи эксгумации тел, по каким причинам люди преждевременно уходят из жизни, оживают ли в морге умершие – об этом и многом другом корреспондент газеты поговорила с начальником Набережночелнинского филиала судебно-медицинской экспертизы Маратом Шархемуллиным.
    6
  • 14 сентября 2018 - 08:11
    Вместо пышных свадеб в моду входит скромный фуршет на природе
    Многолюдные и дорогие свадьбы уходят в прошлое, выкуп невесты становится старомодным, и даже праздничный кортеж теперь редкость. Как меняется свадебная мода и сколько денег готовы тратить на торжество молодожены, выясняли «Челнинские известия».
    7
  • 13 сентября 2018 - 14:32
    Родители попробовали еду, которой кормят их детей в школах
    В Набережных Челнах для родителей школьников сегодня провели экскурсию на комбинат «Школьное питание». Необходимость в этом возникла после многочисленных жалоб родителей на обеды в образовательных учреждениях. Мэр города Наиль Магдеев предложил показать, как устроена работа на комбинате.
    22
  • 13 сентября 2018 - 08:52
    Женщинам разрешат ходить на работу с детьми
    Бабушки-то теперь – с изменением пенсионного законодательства - будут заняты
    37
  • 13 сентября 2018 - 08:11
    Сезонный бизнес отработал хуже, чем ожидалось
    Несмотря на теплое лето, многие предприниматели, работающие в сезонном бизнесе, отмечают снижение спроса на свои услуги. Где горожане стали тратить меньше денег, выяснял корреспондент «Челнинских известий».
    3
  • 13 сентября 2018 - 08:00
    Обчистят удаленно
    Республика Татарстан вошла в десятку самых неблагополучных в плане страхового мошенничества регионов, заняв в списке почетное седьмое место.
    0
Реклама
Реклама
Топ-5
Реклама
Конкурсы
Реклама
Актуальное видео
  • 21 сентября 2018 - 15:23
    Не отказывайтесь от льгот
Реклама
Фотогалерея
  • Фестиваль цветов - 2018
  • День строителя - 2018
  • "Сабантуй - 2018"
  • "Бессмертный полк" 2018
  • День Победы 2018
  • Первомай
  • Субботник - 2018
  • Панихида по погибшим в Кемерово
  • "Выборы президента РФ - 2018"
  • Чемпионат по поеданию шаурмы
Новости партнеров
Блоги
Опрос
  • 21 сентября 2018 - 13:05
    Чем вы кормите домашнего питомца?