Набережные Челны, ...
Экспресс-новости
Последние комментарии
История в фотографиях

Билет по пять копеек

В середине 60-х, когда об асфальтовых дорогах в Челнах еще только мечтали, воздух старой части города уже пропитывался запахом бензина от проезжавших ПАЗов — в городе началась большая стройка. Транспорт использовался не на внутренних перевозках — город был небольшой, и обойти его не составляло труда, а на внешних, как сказали бы сейчас. Прибывавших на стройку людей расселяли по близлежащим районам и деревням и возили на работу вахтовым методом.

В конце 60-х, вспоминает Фаттах Садриев, стоявший у истоков создания ПАТП города, в Челнах работали всего 13 двадцатиместных ПАЗов, и такого парка явно было недостаточно. Уже с 1970 года он начал активно пополняться. Тридцатидвухместные ЛАЗы пригоняли из Львова сами водители. По словам Фаттаха Садриева, предприятие получило около 600 таких машин. Первые модели прозвали «горбатыми», поскольку воздуходувная система в них размещалась в задней части автобуса и придавала ему неровную форму. Чуть позже конструкцию усовершенствовали, но не изменили саму систему подогрева — зимой в салоне было тепло, а летом жарко и пыльно.
Вслед за ЛАЗами в Челнах, где строились КАМАЗ и Нижнекамская ГЭС, появились ЛиАЗы. Головное предприятие транспортников размещалось изначально на Элеваторной Горе и объединяло на то время уже до 3 тысяч человек. И перевозки осуществлялись уже по разным направлениям — межгород, пригород, город, завод.
Маршруты формировались по пассажиропотоку. Были времена, когда большая часть населения жила в поселке Сидоровка и во временных пригородных поселках — поселке Энтузиастов, Колосок, Суровка, Надежда, Комсомольский, БСИ. Проезд в пригородную зону стоил 20-30 копеек. По городу — пять копеек. Причем платили пассажиры не всегда кондуктору, а через кассовый аппарат, установленный в салоне, и сами отрывали билет. Потом на смену этой схеме самообслуживания пришла другая — специальные талоны для поездки в общественном транспорте. В автобусе пассажир пробивал талон на компостере.
«Безбилетники были и в те времена. Некоторые ухитрялись положить пуговицу вместо монетки в кассу, — вспоминает водитель с 37-летним стажем Иван Скосырев. — А один пассажир однажды протянул мне рубль со словами: «Вот. А то целый месяц езжу бесплатно». Количество маршрутов постепенно увеличивалось, вспоминает И.Скосырев, сначала курсировали 1, 2, 3, 5-й маршруты, потом появились 7-й и 10-й. С пуском заводов КАМАЗа транспорт работал в напряженном ритме. Последний водитель заезжал в автопарк в два часа ночи. Несмотря на то, что по одному маршруту пускали до 42 автобусов, они наполнялись через две-три остановки. И до конечной пассажиры ехали в полной тесноте. Личных машин тогда было мало, и практически все ездили на общественном транспорте. Разгрузить пассажиропоток позволили новые импортные автобусы «Икарусы» (гармошки).
При автопассажирском предприятии были и такси — более 20 «Волг». Но отношение населения к таким услугам и, кстати, таксистам было недоверчивым, говорит Иван Федорович.
А вот профессия водителя автобуса была уважаемой и хорошо оплачивалась. На работу принимали только опытных людей, имеющих стаж и 1-2-й класс мастерства. Сами водители, объединенные тогда в бригады, боролись за звание лучшего по культуре обслуживания. Лучших бригадиров — Владимира Мишечкина, Виктора Беляева, Владимира Ермакова, Изосима Кошелева и других — знали и уважали не только коллеги, но и пассажиры. Изучать опыт челнинцев приезжали из других городов.
Фото из фондов музея истории города.

Поделиться:
Реклама
Комментарии (1)
  • 23 января 2014 - 14:53
    ЭЭЭх...
    Автбусы!
Статьи
Реклама
  • 20 июля 2018 - 15:14
    Субсидий на тепло больше не будет
    Господдержка отменена постановлением кабмина РТ.
    28
  • 20 июля 2018 - 08:28
    Как челнинские декретницы получают новую профессию и меняют жизнь
    Растет число женщин, которые во время декретного отпуска учатся и получают новую профессию. А почему бы и нет? Учеба – от Центра занятости абсолютно бесплатная, к тому же пока мама на занятии, за ребенком присмотрят: в учебных заведениях, где организованы курсы, созданы специальные комнаты.
    6
  • 20 июля 2018 - 08:17
    Топ-5 экономических страхов челнинцев
    Чего сегодня опасаются горожане? На этот вопрос дал ответ опрос «Челнинских известий», который мы проводили на сайте издания. Затем эксперты прокомментировали, чего действительно стоит опасаться, а какие из страхов – надуманные.
    1
  • 17 июля 2018 - 09:02
    Исполком дал оценку продаже челнинских УК московским фирмам
    В Челнах начался процесс передела рынка услуг в сфере ЖКХ. УК «Ремжилстрой» и УК«Махалля» поменяли собственников, теперь их жилой фонд контролируют москвичи. Как приход федералов может изменить жизнь обитателей многоэтажек? Мнения экспертов выслушали «Челнинские известия».
    18
  • 16 июля 2018 - 10:16
    Челнинка вышла замуж за египтянина и рассказала о быте, бизнесе и многоженстве в этой стране
    Челнинка Альбина Ишмеева и подумать не могла, что ее жизнь будет сильно отличаться от той, что бывает у обычных российских девчонок. Семь лет назад она вышла замуж за египтянина Саида. Сейчас она гостит дома, в Татарстане. «Челнинские известия» поговорили с Альбиной.
    20
  • 15 июля 2018 - 09:02
    Что есть летом, чтобы быть в форме
    Как правильно есть и пить летом, не нанеся при этом вред организму, как чувствовать себя хорошо в жару, «Челнинским известиям» рассказал консультант по питанию и персональный тренер Игорь Юрченко
    1
Реклама
  • 14 июля 2018 - 08:14
    На каких местах в Органном зале можно услышать идеальную музыку
    Анастасия Локтева работает в Органном зале ассистентом органиста. Она – его правая рука.
    2
  • 13 июля 2018 - 08:40
    Цены на квартиры в Челнах вырастут на 15-20 процентов
    В Госдуме приняли поправки в закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве», который регулирует деятельность застройщиков. По словам чиновников, нововведение защитит потребителей от недобросовестных компаний-однодневок и предоставит гарантии при покупке квартиры. Как такие меры безопасности отразятся на стоимости квартир, выяснили «Челнинские известия».
    15
  • 13 июля 2018 - 08:23
    В какие учреждения не попасть челнинскому инвалиду-колясочнику
    При строительстве и капитальном ремонте челнинских объектов далеко не всегда учитываются интересы мам с колясками и людей с ограниченными возможностями здоровья. «Челнинские известия» провели рейд по городу, чтобы выяснить, насколько общественные места и жилые объекты соответствуют стандартам федеральной программы «Доступная среда».
    23
Реклама
Топ-5
Реклама
Конкурсы
Актуальное видео
  • 11 июля 2018 - 10:16
    Праздник Ивана Купалы - 2018
Реклама
Фотогалерея
  • "Сабантуй - 2018"
  • "Бессмертный полк" 2018
  • День Победы 2018
  • Первомай
  • Субботник - 2018
  • Панихида по погибшим в Кемерово
  • "Выборы президента РФ - 2018"
  • Чемпионат по поеданию шаурмы
  • Кубок Салавата - 2018
  • Лыжня Татарстана - 2018
Новости партнеров
Блоги
  • 23 июля 2018 - 13:14
    Памятник первопроходцам
    История расположенного на первой автодороге монумента
    Олег Смирнов
    0
  • 23 июля 2018 - 09:11
    История одного путешествия в Болгарию
    Под какую музыку танцует молодежь в Болгарии? Что знают немцы о Республике Татарстан? В какой стране вас постараются обмануть? Обо всём этом и другом читайте в следующей части репортажа.
    Оксана Задумина
    0
Опрос