18+

Оксана Задумина ,

Впереди 16 часов в воздухе

МЮНХЕН – ТОМАКОМАЙ

На этот раз наш перелёт был через Москву, мы летели Мюнхен-Москва-Токио-Саппоро и что вы думаете? Приседаний на колени в самолёте уже не было! То есть японские  стюардессы приседали, но только обращаясь к японцам, а к российским пассажирам  относились без фанатизма. Это нас удивило, ведь в прошлый раз, когда мы летели прямым рейсом из Токио в Мюнхен стюардессы просили меня пристегнуть ремни стоя на коленях... Потом догадались – ну надо же какой пиетет перед немцами!

Наш маршрут Москва-Токио-Саппоро

Кормили в самолёте изумительно, в японской традиции, всего понемножку, подавая еду в яркой и разнокалиберной посуде. Японцы считают наши столовые гарнитуры верхом безвкусицы, кроме того, они думают, что ставить на стол такие унылые, однообразные тарелки, по крайней мере, скучно. Не буду перечислять все яства, которые были предложены, отмечу только, что на завтрак жители Страны Восходящего Солнца неизменно едят суп-мизу (хотя могут есть соба или удон), а также рис в различных вариациях, выполняющий, по сути, функцию хлеба, ведь не секрет, что многие из нас едят пельмени и даже лапшу с хлебом. :))

В самолёте можно выбрать блюдо

Вылетев в пятницу, мы прибывали в Саппоро в субботу, с учётом разницы во времени в 8 часов и 16-ти часового в общей сложности перелёта, поэтому перед вылетом попытались зарезервировать гостиницу на выходные. Но не тут-то было! Все отели оказались заполненными, а мы никак не могли сообразить, что за летние Олимпийские игры на этот раз проходят в Саппоро? На самом деле ничего особенного – провинциалы из близлежащих городов едут в столицу Хоккайдо, потому в уик-энд попасть в гостиницу практически невозможно.

Не долго думая, я обратилась в группу «Русские в Японии» в фейсбуке с просьбой подсказать мне варианты размещения. Что тут началось! Народ как будто бы всё это время только и ждал подобного вопроса! Одна экзальтированная дамочка, которой, как она выразилась «надоело сумимассенничать* перед японским мужем», написала, что меня не пустит к себе, хотя живёт только с дочерью и с собакой, так как я «на халяву жить привыкла»… * Сумимассен – по-японски «извините». :))

Другие писали, что нам ничего не светит, кроме ночёвки в лав-отеле*, где грязь и тараканы бегают стадами, третьи предлагали воспользоваться комнатами отдыха в онсэнах*… Были и те, кто хотел реально помочь, но отели оказались действительно заняты. *Лав-отель – гостиница, где номера сдаются по часам для интимных встреч, цена в дневные часы разнится с ценой в вечернее и ночное время, суточная стоимость около 5,5 тыс. иен. *Онсэны – название горячих источников в Японии, а также название сопутствующей им инфраструктуры,  расположенной вблизи источника.
Мы пошли другим путём – просто поехали в соседний приморский город Томакомай, который находился в 30 минутах езды от аэропорта и там остановились.

Томакомай. Устали, но, оказывается, не смертельно!

Моя подруга Наташа, живущая в Японии 18 лет, давая мне рекомендации по проведению отдыха на Хоккайдо, подчеркнула, что мы обязательно должны попасть в онсэны, отведать «намочоко» *мягкий шоколад, типа трюфель и сходить в ресторан, практикующий систему «табеходай» *съешь сколько сможешь за 2 часа, чтобы отведать самые разные рыбные деликатесы и море-продукты. Особо она отметила «кани» – крабы и «уни» – морские ежи. В таком ресторане легко почувствовать себя отчаянным сумоистом, а потому перебрать с блюдами. Наташа предупредила нас, что во избежание неприятностей, съесть нужно всё, что возьмёшь на тарелку, иначе заставят платить за недоеденное. В крайнем случае, – сказала она, – спрячьте десерт тихонько в сумку. Наш менталитет(!), что-нибудь, да припрятать про запас, что поделать – голодное детство, деревянные игрушки. :))))

Свои основные задачи я определила именно так: выполнить Наташину программу-минимум, а всё, что получится сверх того, буду считать бонусом, т. е. программой- максимум.

Сообщение между японской столицей, находящейся на о.Хонсю и главным городом о.Хоккайдо Саппоро осуществляется как по железной дороге, так и по воздуху. Первоначально планировалось ехать туда на скоростном поезде «синкансене», но, когда мы представили насколько будем уставшими с дороги, то приняли решение лететь. В Саппоро отправляются самолёты из двух токийских аэропортов, фактически бесперебойно доставляя людей туда и обратно, поэтому мы ожидали увидеть небольшой самолётик местного значения. Но каково же было наше удивление, когда подали борт Боинг777, огромный лайнер из хвоста которого с трудом можно различить, что творится на носу.

500 человек очень быстро и организовано заняли свои места: сначала «платиновые», «золотые», т. е. владельцы преференциальных карт и бизнес-класса, затем пассажиры с детьми и инвалиды, потом имеющие билеты эконом-класса в хвостовой части самолёта и в заключении те, у кого были места в первой двадцатке рядов. Всё без толчеи, энергично и технично. Два часа в полёте: каждому пассажиру полагались наушники и можно было смотреть фильмы или слушать музыку, однако сон сморил нас моментально – свинье не до поросят. :))

Аэропорт в Саппоро, здесь уже есть информация на русском языке

Саппоро встречал российских туристов как родных: почти все указатели были на  японском, английском и русском языках. Мы сразу почувствовали, что родина рядом! Это было чертовски приятное ощущение!

На Хоккайдо каких-то 200 лет назад жили айны, потом японцы захватили эти территории, уничтожили и выселили местное население, а после построили свои города, однако многие топонимы сохранились, так вот и название города Томакомай. По-айнски  «то» («болото») и название реки Макомай («горная река», ныне р. Томакомай). Город ничем особо непримечательный и мы бы туда никогда не поехали, если бы не «глушняк» с отелями в Саппоро…

Киоск на вокзале в Томакомай

Раз так, то я решила, что табеходай я найду  в Томакомай:)))) Ох, каким хлопотным это оказалось делом: провинциалы-японцы шарахались от меня словно я в их кафе нагрянула с ревизией, они выбегали всем персоналом с кухни и расширив глаза, насколько это возможно, отчаянно махали руками, открещиваясь от меня, говорили, что табеходая нет,  не было и никогда не будет! Впрочем, один ресторанный зазывала стал кивать мне и даже пообещал табеходай, только, мол, заходите, но это оказался совсем не табеходай, а обычный ресторан с меню. Короче, табеходай пришлось исключить из программы :))))

Ресторан, в котором мы вчера хотели получить табеходай
Спасительный магазин Севен-Элевен, там всегда можно перекусить