Город и горожане
Жилищные проблемы челнинских сирот: долги, аферы и кутежи

Сегодня в Челнах на заседании постоянной комиссии по здравоохранению, социальным и жилищным вопросам депутаты горсовета обсуждали вопрос обеспечения жильем детей-сирот. Проблем в этой сфере хватает: некоторые выпускники интерната жилье получить не могут, другие получили, но хотят его бездумно продать…
На сегодня в Набережных Челнах в очереди на получение жилья состоит 270 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 171 ребенок – несовершеннолетний, 49 – имеет закрепленное жилое помещение, 21 – обучается в средних или высших учебных заведениях, 29 – окончили учебные заведения или освободились из мест лишения свободы, но пока не имеют квартиры.
Всего в отделе опеки и попечительства на данный момент состоит на учете 669 детей в возрасте до 18 лет. По словам начальника отдела Розы Гернер, первый вопрос, когда оформляется постановление об опеке, касается обеспечения жильем. Если у ребенка есть жилье, то за ним закрепляется право на владение им, если жилья нет, то опекун собирает пакет необходимых документов и оформляет ребенка в очередь.
Даже если за несовершеннолетним числится квартира, это не избавляет его от определенных проблем. Так, например, лишаясь родительских прав, отец или мать ребенка, как правило, сохраняют за собой право на недвижимость. И многие из них накапливают долги за коммунальные услуги. Получается, что ребенок, покинув стены интерната, заселяется в жилье с большими долгами по квартплате.
Квартиру получили, но…
Роза Гернер привела конкретные примеры. В этом году 18-летняя девушка вернулась из интерната в двухкомнатную квартиру, где проживал ее дед. Долг по коммунальным платежам там составлял 160 тысяч рублей. Специалисты отдела опеки обратились в суд с инициативой списать или отсрочить часть долга, чтобы девушка могла оплачивать его постепенно, но в иске было отказано.
На беду девушки быстро откликнулись риэлтеры, которых в органах опеки называют недобросовестными. Они предложили выпускнице интерната приватизировать квартиру, затем продать ее и купить себе жилье дешевле, а на вырученные деньги оплатить долг.
- Мы против такого решения проблемы, потому что в подобных ситуациях сирот могут оставить без средств к существованию, - считает Роза Гернер.
Похожая ситуация и у воспитанника мензелинской школы-интерната. Он имеет двухкомнатную квартиру в поселке ЗЯБ, но там никто не проживает. В таких случаях опекуны ребенка (например, специалисты органов опеки или родственники) сдают квартиру внаем, чтобы квартиросъемщик следил за ее сохранностью и оплачивал услуги ЖКХ. Кроме этого, человек, проживающий в квартире, ежемесячно перечисляет деньги на счет сироты.
Интернат заключил договор о передаче квартиры мензелинского воспитанника внаем, но в декабре 2012 года постояльцы получили собственное жилье и съехали оттуда. С тех пор за коммунальные услуги никто не платит, и долг на сегодня составляет 28 тысяч рублей. Интернат несовершеннолетний закончит только в следующем году.
Другому ребенку, состоящему на учете в органах опеки, удалось через суд возвратить квартиру. Однако жилье оказалось в аварийном состоянии: там нет сантехники, обоев и линолеума, а в окнах выбиты стекла. Более того, за квартирой числится долг – 38 тысяч рублей.
Когда квартира не нужна
Один из выпускников челнинского интерната хотел в этом году продать квартиру, полученную от государства, но органы опеки выступили против, потому что посчитали, что парень не сможет разумно потратить вырученные средства. В этом случае продажу не допустили. А вот старшему брату молодого человека, похоже, продать свою квартиру все-таки удастся. Все дело в том, что органы опеки могут предотвратить сделку только до тех пор, пока выпускнику не исполнится 23 года.
- К сожалению, дети не ценят квартиры, которые получают по сертификатам, и деньги в целом. Я знаю конкретные случаи, когда ребенок, получив выходное пособие, за неделю тратил 300 тысяч рублей, - рассказала начальник отдела опеки.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)