Город и горожане
Челны – это город дизайна, а не искусства
Как видит город новый председатель местного Союза художников России Ленар Ахметов.
11 лет спустя в Челнах сменился председатель местного отделения Союза художников России. Мы встретились с ним после избрания.
– В Челнах была признанная художественная школа. Существует ли она сегодня, как вы оцениваете ее состояние?
– Основателями художественной школы Челнов было поколение первопроходцев – Акимов, Петров, Свинин, Морозов, Иванов. Челнам в этом плане везет, у нас очень хороший фундамент. Я в какой-то степени преемник труда поколения 90-х: ученик Мадияра Хазиева, Хамзы Шарипова, Риата Мухаметдинова, Сагиды Сиразиевой. Они – представители следующей художественной волны, родившейся в момент создания суверенитета Татарстана. Так что школа сохраняется, в ней есть преемственность.
Конечно, сегодня профессиональных художников в городе немного, мало молодых. Мне почти 40 лет и моложе меня только двое коллег – Виктория Егорова и Ильшат Мингазов. Талантливые молодые люди в городе, безусловно, есть, но они что-то тихо выкладывают в соцсети. Наступила эпоха художников-блогеров.
Кроме того, есть энтузиасты, которые пытаются реализовать отдельные арт-проекты: делают выставки в ТЦ «Торговый квартал». Если бы они делали это в связке с Союзом художников, было бы еще лучше.
– Может, они и не знают о существовании Союза художников?
– Действительно, нет обратной связи. Поэтому нужны совместные проекты, арт-лаборатории на базе Союза художников с привлечением студентов учебных заведений искусства. Те, кто выпускается, должны видеть перспективы в Союзе художников, понимать, что, занимаясь творчеством, можно получить мастерскую, участвовать в выставках.
У меня есть желание сделать студию для молодежи, своего рода инкубатор для художников с последующим вступлением в Союз, распределением мастерских.
– Вы – самый молодой из ранее работавших председателей отделения Союза художников, чем планируете заняться в первую очередь?
– Молодость – это очень большой плюс в работе, быстрее бегаешь (смеется). Мы уже активизировались – создали чаты по выставкам, даже чат по оплате ЖКХ. Мне легче расположить молодых, могу разговаривать на их языке.
Есть очень серьезный вопрос по оплате услуг ЖКУ. С 2018 года накопились долги до миллиона рублей за мастерские, которые художники арендуют у исполкома. Нужно проводить аудит. Город со своей стороны ищет варианты по реструктуризации долга.
– Какие места в Челнах привлекают художников, есть ли общественный заказ на творчество?
– Ну разве что при взгляде на муралы, которые появляются на фасадах домов, возникает ощущение, что какой-то соцзаказ выполняется.
В остальном – художники свободны в своем творчестве, поэтому многие едут в Елабугу либо Чистополь, Казань, где есть классическая архитектура, насыщенная визуальная среда, есть что писать. Челны же – город индустриальных пейзажей. Есть такое направление в искусстве, когда художники пишут заводы, можно его у нас развивать. Я в студенчестве ходил на ЗСК, рисовал кирпичный завод, там интересная архитектурная среда: конвейеры, дебаркадеры. Это впечатляло, на пристань ходил, где выгружают песок. Конечно, интересные места в Челнах для художника есть, тем более, город растет.
– Кстати, как вы относитесь к граффити?
– Отторжения не возникает, все граффити в Челнах гармонично смотрятся, надеюсь, что эта тенденция сохранится. Единственное, хотелось, чтобы в городе появилось что-то с татарским национальным характером. Сейчас по Челнам трудно понять, что мы в Татарстане. Лучше всего показать национальный характер через орнамент, потому что он ненавязчив. Хорошо бы в программу капремонта ввести подобные элементы.
– Кроме выставок, на ваш взгляд, что могло бы нести культуру в массы? Такое чувство, что, кроме картинной галереи, ничто не связывает горожан с миром искусств.
– Есть у нас площадка для начинающих художников – это городская библиотека, я свою первую выставку делал именно там. До ремонта в ДК «Энергетик» был замечательный зал. У нас очень активные художники, но они делают свои выставки за пределами Челнов. Почему они выставляются в Казани? Потому что там больше ценителей, готовых заплатить за работы. А делать выставку ради выставки зрелому художнику неинтересно.
Есть одна мечта – построить в городе галерею с постоянно действующей экспозицией. В запасниках нашей картинной галереи много произведений, которые Министерство культуры закупило и отправило в Челны, но они все закрыты. Когда мы их увидим?
Если бы в городе появилась галерея, куда можно прийти, посмотреть классику, было бы хорошо. Опять же в Казани такой объект работает: первый этаж занимает постоянно действующая экспозиция, где расположены произведения классического авангарда, а дальше уже сменные экспозиции современных художников. Такой формат был бы очень привлекателен и для Челнов.
Это должно быть отдельное здание в центре города, например, в здании бывшего РК «Батыр». Ситуация с театрами в городе решается, они получают отдельные здания, очередь дойдет и до нас, я уверен. Да, картинную галерею обновили, созданы идеальные условия для хранения картин. Но надо двигаться дальше.
– Считается, что в Челнах много памятников. Ваше профессиональное мнение.
– Те памятники, которые есть, были созданы в период строительства города. Это наследие в основном Ильдара Ханова. Из новых памятник Г. Тукаю в классическом стиле был бы более уместен в Казани, чем в Челнах, нам нужен более современный образ. А вот памятник Высоцкому замечательный и соответствует духу нашего города.
В целом монументальные произведения растворяются в скверах, парках, мы их не видим. И их действительно не хватает. Но у нас много дизайна: та же площадь Азатлык, например. В общественных пространствах не хватает художественных элементов. В идеале – проектирование пространства надо вести с учетом этих объектов. В Казани этот процесс идет, там очень много современной скульптуры.
У нас в Челнах было бы уместно наличие беспредметной скульптуры. Смотрите, насколько гармонично вписываются фигуры Ханова сегодня в городскую среду. Если начнем делать какие-то колобки, то скатимся в китч, из которого не сможем выбраться. И это уже видно, к сожалению, в элементах дворовых композиций.
– В благоустройстве дворов художники тоже могли бы принять участие...
– Малых архитектурных форм художественного плана городу не хватает. У нас, в отличие от Казани, например, упор делается на иллюминацию и создание фактур из дерева, бетона и металла. Но, думаю, художникам надо налаживать связи с компаниями, которые создают общественные пространства, чтобы получился диалог между архитекторами, дизайнерами и художниками, в котором родилось бы что-то интересное. Да, произведения искусства недешевые, дизайн в этом смысле более демократичен и справляется со своей задачей: город очень сильно поменялся в лучшую сторону.
– Какое произведение вы могли лично подарить городу?
– Хотелось бы увековечить память ушедших художников Лидии Зиминой, Ильгиза Шакурова, Виктора Сынкова, Александра Халдеева, Юрия Свинина и Георгия Иванова. Они посвятили жизнь городу, оставили ему свое наследие, при этом горожане о них не знают. А есть еще музыканты, театральные деятели. Может быть, сделал бы собирательный такой памятник в честь всех этих людей.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)