18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Город и горожане

Истории репрессированных челнинцев: «Трудились с утра до вечера. Их за труд и раскулачили»

В редакции «Челнинских известий» имеется уникальный документ – полный список репрессированных по городу Набережные Челны, Тукаевскому району, Мензелинскому уезду. Это  1185 человек, из них 25 – женщины

 

В 1991 году вышел закон о реабилитации жертв политических репрессий. После этого первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев издал указ о создании Книги Памяти. В результате удалось изучить секретные документы НКВД и понять масштаб трагедии. Сейчас изданы 28 томов Книги Памяти, куда вошли фамилии пострадавших за «антисоветскую пропаганду, агитацию и деятельность». «Челнинские известия» представляют вам истории наших земляков, попавших в этот скорбный список.

 

Только цифры

 

«Всего в базе данных редакции «Книга Памяти» значатся 54 727 человек. Среди них партийные работники, военные, священнослужители, писатели, артисты, служащие, крестьяне.  Под жернова государства попадали независимо от национальности, к примеру, татар обвиняли в национализме, – рассказывает Наталья Микрюкова, главный хранитель фондов Историко-краеведческого музея города. – Что касается дальнейшей судьбы репрессированных, то в местах заключения погибли 13 938 жителей республики, к высшей мере наказания – расстрелу, приговорены 8011 человек. Им чаще всего было предъявлено обвинение по 58-й статье УК РСФСР. В действительности по этой статье осуждали за самые безобидные вещи – политический анекдот, критические высказывания в адрес правительства и даже за фразы типа «радиоприемники в Германии лучше нашей техники». 


В редакции «Челнинских известий» имеется уникальный документ – полный список репрессированных по городу Набережные Челны, Тукаевскому району, Мензелинскому уезду. Это  1185 человек, из них 25 – женщины.

 

Большевика Ахметшина расстреляли по ложному обвинению 

 

В 1985-м году в нашем городе появилась улица в честь партийного и государственного деятеля Мингарея Ахметшина, расположенная в 58-м и 59-м комплексах. Судьба солдата революции сложилась трагически: в 49 лет его расстреляли по ложному обвинению. 
Парень вырос в бедной семье кузнеца в деревне Биклянь Челнинского района. Работал подручным у отца, потом нанялся пильщиком к лесопромышленникам. Рос крепким и смышленым, поэтому ему не составило труда во время службы в царской армии овладеть русским языком. Служил в Сибири, в годы Первой мировой войны участвовал в боях на Западном фронте. После демобилизации, вернувшись домой, большевик Мингарей Ахметшин участвовал в создании Советской власти в деревне и волости. 

 

Большевик Мингарей Ахметшин участвовал в создании Советской власти в волости

 

 Начиная с 1920 года его жизнь была тесно связана с Челнинским кантоном: работал председателем сельскохозяйственной кооперации; председателем исполкома; первым секретарем канткома РКП (б).

 

Страшной выдалась для М. Ахметшина и его семьи весна 1937 года: в отношении него возбудили дело о «контрреволюционной троцкистско-националистической организации», сфабрикованное органами НКВД по обвинению в подготовке терактов против руководителей советского государства. Его арестовали, он был расстрелян в мае 1938 года. Бумерангом репрессия ударила по его близким: жену включили в черный список врагов народа и отправили на поселение в Челябинскую область. Сын Азат остался в деревне у родственников. О дальнейшей их судьбе ничего не известно. Мингарей Ахметшин был реабилитирован посмертно. 

 

Стенд о знаменитом земляке создан юными краеведами в Бикляни, в школьном краеведческом музее. Директор Роза Ахметзянова поделилась, что нельзя без слез читать письма его сына Азата Ахметшина. Оставшись без отца, он посылал нежные весточки матери в Челябинскую область. Она их сохранила и после освобождения привезла с собой в Челны. Вот одно из них: 

 

«Дорогая моя милая мамусенька! Шлю тебе горячий, сердечный привет, также привет и от дяди Салиха. Мама, я жив и здоров и чувствую себя хорошо. Мамочка, извини, что долго не писал. Мамочка, я все старался выслать тебе калоши, но пока никак не могу. В магазине нет, а на базаре все дорого стоят. Мамочка, я буду с тобой откровенен: у нас с дядей сейчас насчет денег туговато, потому что Салих учится на курсах электриков…».

 

Зажиточного крестьянина – в лагерь на 10 лет

 

Репрессии по всей стране перевернули жизнь людей с ног на голову и в далекой глубинке. «В селе жили трудненькие – трудились с утра до вечера. Потом их за труд и раскулачили», – так рассказывают старожилы о периоде борьбы с кулаками, объявленной в 30-е годы прошлого века.

 

Среди отправленных в Сибирь немало зажиточных крестьян из Тукаевского района. В кулаках власть видела врагов народа, ведь им было что терять. Так, в селе Ташкичу проживал Файзулла Губайдуллин. В апреле 1931 года он был арестован по статье 58 пункт 10 УК РСФСР «за пропаганду и агитацию, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти». Без всяких разбирательств его сослали на 10 лет в лагерь. Дома отца остались ждать семеро детей. Смог ли 48-летний наш земляк выжить в суровых условиях и вернуться к ним, это осталось неизвестным. 

 

Священника арестовали ночью 

 

В городском музее есть возможность познакомиться с собранием уникальных краеведческих материалов о челнинских священнослужителях конца XIX – начала ХХ века. Большой вклад в их создание внесли ученый Владимир Ермаков, доктор Алексей Комиссаров, занимающийся изучением истории духовенства.

 

Когда начались гонения на религию, церкви и мечети попали под строгий контроль государства. В книге «Под сенью веры Христовой» рассказывается об Александре Скворцове, священнослужителе Ильинской церкви, храм Илии Пророка располагался в селе Мысовые Челны (Красные Челны). Сюда в приход был определен в 1921 году протоиерей А. Скворцов, переехавший из Костромской области. Батюшка был образованным, знал законы не только церковные, но и мирские. Когда в Мысовых Челнах образовался колхоз, нападки посыпались и на него: председатель требовал уплаты каких-то налогов, в любое время приходил в дом с понятыми и описывал имущество. Стараясь оградить свою семью от гонений, отец Александр отвез 16-летнего сына к родным на Урал. Дома остались двое младших детей. 15 декабря 1937 года он отслужил последнюю литургию, а ночью за 54-летним священником пришли работники челнинского отделения НКВД ТАССР. После изъятия личных документов и писем ему было предъявлено обвинение по статье 58 УК РФСР «в проведении антисоветской агитации среди односельчан, распространении провокационных слухов о войне и голоде». Суд был суровый: 10 лет лишения свободы с отбыванием в поселении в Свияжске. Там в 1941 году батюшка скончался и был похоронен на местном кладбище. Лишь спустя 40 лет стало известно о его реабилитации. 

 


В общей сложности Ильинская церковь простояла целый век. В 30-е годы XX столетия ее закрыли, позже в ней устроили клуб. В конце 70-х храм был снесен бульдозерами. Лишь в 1998 году на остатках фундамента построили храм-часовню Илии Пророка, а в 2006 году, неподалеку, был освящен храм преподобного Серафима Саровского. 

 

О закулисной жизни редакции и личном журналистском опыте читайте в авторском блоге Ляля Гайфутдиновой.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос