Город и горожане
Историк моды Александр Васильев заказал в Челнах тюбетейку
В Набережных Челнах мастера из швейного ателье более 20 лет шьют уникальные исторические и стилизованные национальные костюмы разных народов мира. Исполнительный директор ателье Гульназ Садриева рассказала об этой интересной работе
Испокон веков у представителей разных народов ценились швеи. Раньше в селах к ним выстраивались очереди, чтобы сшить повседневную одежду или праздничный наряд. И муж всегда ценил, если его супруга знала швейное дело. Значит, семья будет одета. Сегодня редкая женщина шьет – всё есть в магазинах. Но, несмотря на это, ценность работы швей не утрачена: в швейное ателье Челнов обращаются творческие коллективы, отдельные люди и с соседних районов – Тукаевского, Нижнекамского, Буинского, Казани.
В Челнах ателье работает с 1991 года, с начала 2000 годов там стали отшивать и национальные костюмы – появилась потребность. Дело это у Садриевых семейное: начали бизнес родители, теперь продолжают их дочери.
– На исторические и стилизованные национальные костюмы всегда был спрос. К нам обращались ансамбли, отдельные исполнители с просьбами сшить одежду разных народов, представители музея просили воссоздать исторические наряды. Это направление в работе не самое простое, но при этом одно из любимых у наших мастеров. Никогда не бывает одинаковых заказов – это всегда творческий поиск и интересные дизайнерские решения с учетом пожеланий заказчика, исторических традиций костюма и веяний современности, – делится Гульназ Садриева.
Мастерами создана уже не одна сотня национальных костюмов, у них много лет шьются костюмы почти всех общин Татарстана при Домах дружбы народов. Самый больший спрос на пошив костюмов народов Поволжья – татар, русских, кряшен, удмуртов, мордвы, чувашей, марийцев. Костюмы других народов мира тоже есть в работе, чаще всего, это стилизация для конкурсных выступлений или сценического образа.
– Прежде чем приступить к пошиву, мы общаемся с клиентом, узнаем его пожелания. Затем дизайнер делает несколько художественных эскизов, отчетливо представляя все используемые материалы и фурнитуру. За годы работы у нас собралась огромная библиотека профильной литературы. Это, наверное, уже профессиональная деформация, но я не могу пройти мимо и не купить книги по истории костюма, национальному орнаменту и вышивке, – говорит руководитель.
Аксессуары не менее затратные по времени изготовления, чем сами костюмы. Например, чтобы изготовить кокошник, нужны эскизы, колодки, требуется вышивка с использованием бусин, бисера. Причем все это – кропотливый ручной труд. Ткани используют в зависимости от бюджета: тот же лен сейчас очень дорогой, поэтому применяют неплохие ткани со смешанными нитями.
Над пошивом костюмов работают мастера со стажем от 30 до 50 лет.
Вспомнила Гульназ и заказы, которые им приходилось отшивать для известных людей. Для российского историка моды Александра Васильева в подарок за сутки изготовили чапан и тюбетейку, когда он приезжал в Челны.
По заказу челнинского журналиста Илисы Ганеевой шили костюмный ансамбль в татарском стиле, который она отправила родственнице в США. Запомнился и русский народный костюм-трансформер. Он превращался в сценическое платье благодаря тому, что с него снимается несколько элементов.
– Вообще, за границей высоко ценят и ручной труд мастеров и портных, и национальную идентичность в костюме, – рассказывает Садриева. – На любой выставке к нам подходят иностранцы, фотографируются, покупают вышитые тюбетейки, калфаки, кокошники, рушники.
По ее словам, очень интересно работать с театральными режиссерами, художниками-постановщиками, хореографами. У них есть конечное видение костюма, его роль в каждой постановке. Они через костюм раскрывают свои персонажи, сюжет танца. Мастера являются частыми зрителями в Татарском драматическом театре, на выступлениях театра танца «Булгары» и на сцене видят результат своей работы.
Нередко на примерках артисты устраивают мини-концерты. Так всегда бывает с украинским народным фольклорным ансамблем «Веснянка».
В личном гардеробе Гульназ есть татарский национальный костюм, сшила она себе и ичиги. Татарский орнамент присутствует и на ее повседневной одежде. Национальный костюм она надевает на профессиональные выставки, а ичиги и одежду с орнаментом носит в обычной жизни – на выход. Она уверена, что стилизованную одежду можно надеть «и в пир, и в мир, и в добрые люди».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)