Город и горожане
Реставратор обуви: кеды и балетки лучше не носить
Полки в мастерской заставлены флаконами с акриловыми красками, стаканчиками с кистями. На первый взгляд можно подумать, что тут работает художник-скульптор. Вот только на столе не слепок-эскиз, а туфли. Тут творит реставратор обуви Рамзия Галимарданова
Мягкие руки
Реставрацией Рамзия занялась в 2019 году, до этого девять лет работала мастером по ремонту обуви. В ее сильных, но мягких руках очередные кожаные женские туфли обретают новую жизнь.
– С помощью зубной щетки аккуратно вычищаю пыль, грязь, обрабатываю специальными составами – склеиваю, постепенно выравниваем шероховатости. Бежевая краска для покраски готова, я ее получила, смешав четыре цвета - белый, черный, горчичный, кирпичный. Красим кончик, сушим феном. С цветом точное попадание. На две пары туфель уходит до суток, – делится Рамзия.
Художественной школы она не заканчивала, способность к рисованию была с детства. В школе все поля в тетрадках у нее были изрисованы. Росла в счастливой любящей семье, родители, еще в детстве, взяли ее из Дома малютки.
– После школы два курса отучилась в медучилище, но поняла, что это не мое. Были скитания: работала и в торговле, и на заводе. В 36 лет знакомая привела меня в сапожную мастерскую. Пришла временно, но затянуло на 13 лет. Знания по пошиву, ремонту обуви дали Ольга Поздеева и Олег Бычков. Обучалась и тут же работала, – говорит мастер.
Новая жизнь любимой обуви
Со временем поняла, что только менять замки, набойки, обновлять подошву – скучно. Мастер стала задумываться над тем, а можно ли дорогую, но изношенную натуральную кожу, замшу обновить так, чтобы она была будто только с прилавка.
– Пять лет назад в мастерской зазвонил телефон. Компания из Ижевска, производящая краски, разные составы для обуви, пригласила на мастер-класс по реставрации, – вспоминает мастер.
Первые шаги в реставрации делала в прежней мастерской, где ей помогли закупить материалы. На свой страх и риск стала делиться с клиентами тем, что теперь их любимой обуви, которую жалко выбросить, и она хранится в шкафу, можно вернуть прежний вид. Большинство даже и не знали о том, что туфли или кроссовки можно реставрировать, и сокрушались, сколько хорошей, дорогой обуви они просто выбросили.
С марта 2023 года Рамзия арендовала помещение и стала работать на себя. А в перерывах реставратор обуви разучивает песни на гитаре. Одну из своих любимых композиций, про родной дом, она исполнила и для нас.
Обувь из эко-кожи отреставрировать нельзя
– Ни в каких грантах не участвовала, кредитов не брала. Все оборудование, которое у меня в мастерской, приобретено на личные, скопленные средства. Это станок-финишер для стачивания подошвы, каблуков, это станок для растяжки стопы, голени на обуви, это станок для пошива замков, швов, – объясняет Рамзия.
В основном мастеру приносят обувь из натуральной кожи, замши, текстиля. С эко-материалами, проще говоря, дерматином, она не работает, он не выдерживает обработки. Например, сейчас у нее в работе несколько пар мужской итальянской обуви. По наблюдениям мастера, сейчас немало людей, которые ориентируются на покупку качественной обуви, чтобы не на сезон, а на долгое время. И это не только состоятельные челнинцы.
– Некоторые откладывают деньги, другие делятся лайфхаком, где можно дешево купить фирменную обувь, сумки, куртки, плащи из натуральных материалов. Я и сама так стала делать. Покупаю за очень низкую цену на сайте бесплатных объявлений, после дезинфицирую, реставрирую. И можно носить, – признается мастер.
Туфли, которые погрызла собака
На реставрацию Рамзие дают разную обувь. Бабушка принесла советские полусапожки: кожа у них неубиваемая, а вот резиновая подошва уже рассыпалась. После реставрации их можно носить еще полвека. Другая женщина попросила восстановить босоножки, которые погрызла собака. Мужчина просил привести в порядок замшевые кроссовки, выстиранные в машине. После сушки они стали бесформенными, дубовыми, мастер их тоже восстановила.
Молодежь бережно относится к белым кроссовкам, приходят на химчистку. Любят они поиграть с цветами – выкрасить белые кроссовки в желтый или зеленый.
– У меня много разных историй. Реставрирую куртки и сумки. Сейчас в работе кожаные сумки: одну порезали в автобусе, на другую пролили духи. И следы пореза, и разводы от духов – все это можно убрать. Помню, мужчина приходил с выгоревшей, потертой, засаленной курткой. Пришлось повозиться, но результат того стоил. Стоимость реставрации, химчистки зависит от сложности и количества затраченного материала. И все-таки это ручной труд. Допустим, куртка обошлась в 15 тысяч рублей, сумка – в 5 тысяч рублей, – объясняет мастер.
Помогает Рамзия и людям с проблемными ногами. Растягивает обувь там, куда у людей упирается косточка, ушивает в женских сапогах голенище для узкой ноги, наоборот, растягивает для тех, у кого она полная.
– Самая опасная для ног обувь – кеды, балетки, поскольку они без супинатора. По возможности лучше всего покупать из натуральной кожи, – сказала мастер. – Нужно уметь ценить не только свои ноги, но и обувь. Кожаную – обрабатывать кремом, замшевую – спреем без силикона, а мокрую – сушить с помощью формодержателей или газеты. И стараться не мыть ее водой.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)