Город и горожане
Томази Кереселидзе: история одного подвига и одного убийства
29 января исполнилось бы 70 лет со дня рождения лейтенанта милиции Томази Кереселидзе, погибшего при исполнении служебных обязанностей в Набережных Челнах. Теперь его именем назван бульвар и сквер.
Под полушубком – окровавленный китель
Об этой трагедии, произошедшей в нашем городе 41 год назад, СМИ писали много. В том, что подвиг 28-летнего офицера милиции хранится в памяти горожан, убедила акция «Имя Челнов. Исторический выбор»: Томази Кереселидзе занял в списке шестое место, уступив только знаменитым первопроходцам КАМАЗа. Вообще-то, Томази тоже был из первых.
… 6 декабря 1978 года старший инспектор дорожного надзора отделения ГАИ УВД Челнов Томази Кереселидзе заступил на службу во вторую смену в поселке ГЭС. Около 22 часов, когда он патрулировал улицы на машине «Москвич-408», навстречу вдруг вылетел новый «КАМАЗ» без номерных знаков. (Как позже выяснилось, водитель – отгонщик управления сбыта должен был доставить его в речпорт). Грузовик на полном ходу задел стоявший на остановке пассажирский «ЛиАЗ» и, не останавливаясь, помчался дальше. Преследуя «КАМАЗ», инспектор вывел его за город.
На дороге №7 «РИЗ - Водозабор» грузовик остановился, из него вышли трое нетрезвых мужчин. Подъехавший к ним Томази, потребовал водителя предъявить документы. Пока шофер отвлекал инспектора разговорами, двое других подошли к Томази сзади и, ударив монтировкой по голове, сбили с ног.
Очевидцем трагедии стал бригадир водителей АТХ-1 ПО «Камгэсэнергострой» Анатолий Бутаков. Мне удалось его найти, и вот что он рассказал:
– В тот день мы с напарником на «КАМАЗах» возили землю. Остановились, увидев на обочине стоявший без водителя милицейский «Москвич» и «КАМАЗ», а рядом суетящихся людей. Среди подошедших я узнал Владимира Ситушкина: раньше он работал в моей бригаде. “Что случилось? Помощь нужна?” – спросил я. “Нет. Если что, ты меня не видел”, – ответил он.
Владимир Ситушкин был выпивший, и я подумал, что он хочет это скрыть. Мы с напарником собрались ехать дальше. Когда тронулись, краем глаза увидел в кювете черное пятно: не человек ли лежит? Остановились, повернули обратно: но «КАМАЗа» уже не было. Мы спустились в кювет, действительно, на земле – мужчина в полушубке. Коля прощупал пульс: “Живой!”. Погрузили его ко мне на “КАМАЗ”, и я помчался в город, а напарник остался дожидаться инспекторов ГАИ. По дороге мигаю машине «скорой»: «Остановитесь!». Нет, не обращают внимания, так, мимо проехали три машины. На улице Космонавтов повернул налево, подлетел к зданию УВД и заскочил внутрь, а там сержант. На ходу ему кричу: «Там мужик погибает, помогите!» Выбежали на улицу с ним вместе.
К тому времени мужчина умер. То, что он сотрудник милиции, выяснилось, когда сержант распахнул на нем полушубок, а под ним был окровавленный китель.
Убийц задержали в 4 утра в общежитии, где они спали.
Подробности страшного убийства изложены в материалах уголовного дела, возбужденного в отношении водителя Ситушкина и двух злоумышленников: «Они стащили работника милиции в кювет, сорвали с него погоны и галстук, продолжали наносить удары кулаками и жезлом по голове, лицу, груди и животу с особой жестокостью. В. Ситушкин вскочил ногами ему на грудь, проверяя, бьется ли сердце…»
Убийцу казнили
…22 летняя Надежда Ивановна в последний раз видела мужа вечером, перед уходом на службу. А рано утром ей сообщили горестную весть – мужа больше нет. Для нее в одночасье закончилась полная счастья, любви семейная жизнь. Дочери Нателе было лишь два месяца.
Лейтенанта в последний путь провожал почти весь город. Его тело спецрейсом увезли на родину – в горное село Садмели Амбролаурского района Грузии. Школе, где он учился, присвоено имя бесстрашного выпускника. Его имя навечно занесено в список личного состава Набережночелнинского УВД. Томази Кереселидзе посмертно награжден орденом Красной Звезды. А решением горисполкома одна из строящихся улиц в Челнах была названа его именем.
Преступников судили открытым судом. Ситушкин за рулем в пьяном угаре буквально за полчаса погубил судьбы многих: погиб 28 -летний милиционер, сам 23- летний водитель был приговорен к высшей мере наказания – смертной казни, два парня осуждены к длительным срокам лишения свободы. Две вдовы остались с детьми-сиротами.
Дочь пошла по стопам отца
Погибшего при исполнении милиционера помнят в Челнах: в сентябре 2015 года был открыт сквер на обновленном бульваре имени Т. Кереселидзе. Впервые прозвучавшая песня «Я тобою живу» на слова Л. Тимофеевой и музыку А. Гильметдиновой, была посвящена подвигу Томази и, как показалось многим, верной любви вдовы Надежды Ивановны. Ежегодно в августе ко Дню города на бульваре проходят торжественные мероприятия с участием ветеранов, сотрудников ГИБДД, школьников. Совет ветеранов ГИБДД МВД по РТ проводит конкурс на лучшего сотрудника и на лучшего ветерана в честь памяти лейтенанта милиции.
Надежда Ивановна вдовью долю несла достойно и сделала все, что могла, чтобы дочь не ощутила горечь сиротства. Она 34 года проработала на вредном производстве – машинистом аммиачных холодильных установок. В 2014 году побывала на могиле мужа в Грузии. Особая у нее благодарность руководству МВД РФ: благодаря закону, она имеет возможность за счет государства один раз в два года съездить на могилу в Грузию. Но годы берут свое. Поэтому сквер на бульваре, носящем имя ее любимого Томази, памятная доска на стене дома для Надежды Ивановны имеют особое значение.
Дочь Натела тоже пошла служить в полицию. Как и отец, окончила Елабужскую школу милиции, затем заочно – Казанский юридический институт МВД РФ. Работала следователем, старшим юрисконсультом УВД. Сейчас она – старший юрисконсульт правового отдела МВД по РТ. Выходя замуж, сохранила фамилию отца. Растит с мужем троих детей и очень переживает, что отец Томази Отарович так и не увидел своих внуков.
Наиля ВИЛЬДАНОВА
фото предоставлено Наилей Вильдановой
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)