Как челнинка попала в труппу Запашного

Семь лет Ильмира Хамадуллина работала в труппе Запашного, сегодня она растит балерин в Набережночелнинской детской школе искусств.
...На столе веером рассыпаны фотографии, особое внимание привлекают черно-белые – старые, пожелтевшие. Там запечатлены картинки цирковых представлений: на переднем плане улыбчивая и грациозная артистка кордебалета. Героиня этих кадров Ильмира Хамадуллина рассказала нашему корреспонденту о памятных годах своей жизни, когда ей в 80-х годах посчастливилось работать в прославленной на весь мир цирковой труппе Мстислава Запашного-старшего.
Что такое цирк?
– Ильмира Назмутдиновна, вы наверняка с детства мечтали стать артисткой цирка?
– И в мыслях не было! Судьба, действительно, дала мне шанс сделать карьеру в цирке, но я этим не воспользовалась. И ничуть об этом не жалею. Не в моем характере изо всех сил карабкаться вверх, добиваться громкого признания. Для меня важнее драйв.
– Как вы попали в известную труппу?
– На мое счастье, в 1975 году в ДК «Энергетик» создали студию балетного танца. Я очень любила танцевать, педагоги меня всегда хвалили, и когда в Челнах открыли училище искусств, я поступила и начала заниматься балетом, народными танцами. Летом 1984 года мы, шесть выпускниц хореографического отделения, по направлению прибыли в Татгосфилармонию имени Г. Тукая. В Казань в то время на гастроли приехала труппа Мстислава Запашного, и администратор срочно искал артистов для кордебалета. Нас без проблем взяли по договору. Так я впервые вышла на арену советского цирка – на парад с красным флагом вместе с воздушными гимнастами. Не зря цирк сравнивают с болотом – здорово затягивает. С утра до позднего вечера пропадала на репетициях, готовясь к представлению, которое длилось два часа. Когда гастроли в Казани закончились, мои подруги уволились. А я нет. К тому времени влюбилась в акробата Владимира, в 19 лет вышла за него замуж и с труппой уехала на очередные гастроли – в Сочи.
Держись от животных подальше
– В каких известных представлениях режиссера Запашного вы участвовали?
– На моих глазах родился уникальный по сложности спектакль-пантомима «Спартак», где я выступала в роли амазонки. Его подготовка заняла два года. Когда главный режиссер труппы Запашный решил ввести в спектакль лошадей, их, совсем необъезженных, привезли из Краснодарского края. Одна была такая вредная – все норовила меня укусить. Пришлось хорошенько узнать повадки этих животных. Трюки требовали силы, смелости, ловкости и точного расчета, умения учесть, в каком ритме по арене движется лошадь. Я ростом невысокая – 1 метр 56 сантиметров, представьте, каково это – сначала бежать рядом с ней и при этом не угодить под копыта, потом легко запрыгнуть на спину и гарцевать. Скупой на похвалу Мстислав Михайлович, увидев мои результаты, сказал: «Молодец! Когда хочешь, все у тебя получается».
– В труппе дрессировщика Запашного были слоны, тигры. С ними подружились?
– Я придерживалась правила – держись от животных подальше, целее будешь. Мне хватало общения с лошадью. Но ситуации в цирке были непредсказуемые. Помню, как слон на моих глазах захватил хоботом служащую, покрутил ее и отбросил в сторону. Она получила травмы. Печально завершился в Минске выход на сцену с тигренком во время репетиции Долорес Павловны – супруги Запашного. Маленький хищник вцепился ей в лицо, пришлось ее везти в больницу и накладывать швы. Кстати, в тот же вечер она приняла участие в представлении.
– Красивые костюмы для выступлений шили сами?
– В основном, с костюмами, аксессуарами, обувью помогал Союзгосцирк. Но сценический грим, специальные колготки для выступлений покупали сами. Мстислав Михайлович придирчиво относился к внешнему виду артисток кордебалета. Попадало, если замечал небрежно наложенный грим на лицо, пятнышко на костюме, на загорелой спине белые следы от бретелей купальника. Следил и за дисциплиной: за час до начала представления стоял у служебного входа и встречал артистов. Требовал, чтобы за 15 минут до выхода на арену мы в полной готовности стояли у занавеса.
– Как некоторые преданные профессии артистки, вы дочь тоже родили в цирке – «в опилках»?
– (Смеется.) Родила в челнинской больнице, но в представлениях выступала до пяти месяцев беременности и чувствовала себя великолепно. Уже на другой день после родов села на шпагат. А потом с двухнедельной дочерью Анной поехала на гастроли в Сочи. Такой я была фанаткой, безумно любившей свою работу.
Все сбережения «сгорели» во время дефолта
– Вам хорошо платили?
– По тем временам достаточно хорошо. У меня был оклад 120 рублей, еще суточные – 75 рублей. Выгодно было выступать на новогодних елках – за дневной спектакль платили по 1 рублю 50 копеек. Полностью нам оплачивались переезды, проживание в гостинице. Жаль, деньги, которые копили на сберкнижке, не вложили в кооперативную квартиру, как это сделали многие коллеги. В результате все сбережения «сгорели» во время дефолта в августе 1991 года.
– Что послужило толчком для ухода из труппы?
– С мужем решили организовать свою цирковую группу, и нам это удалось в конце 1991 года. Сшили костюмы, пригласили опытных артистов и успешно гастролировали не только в стране, но и выезжали за рубеж – в Перу, Колумбию, Чили, Эквадор. Труппа просуществовала три года. После развода с мужем я вернулась в Челны. Здесь дочь закончила институт, подарила мне внучку Арину.
– Каким радостями живете сейчас?
– У меня 70 учеников, многие из которых завоевали победы на российских и международных фестивалях и конкурсах и продолжили профессиональное образование в Уфе, Казани, Перми, Санкт-Петербурге. (Улыбается.) А самой памятной была поездка на фестиваль с воспитанниками в Китай, где я прониклась восточной философией. Теперь мой девиз: всегда находиться в гармонии с собой и миром.




Фото из семейного альбома Ильмиры Хамадуллиной
Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа