Культура
Известного режиссера Ильдара Хайруллина в романе Зифы Кадыровой привлекла женская судьба
В челнинском татарском драмтеатре наступили горячие деньки. Без выходных идет работа над новым спектаклем «Язмыш сынавы» («Испытание судьбой» 12+). Ее автор – челнинская писательница Зифа Кадырова, чьи произведения в русском переводе наше издание печатает третий год. Осуществляет постановку известный актер и режиссер Татарского академического театра имени Г. Камала Ильдар Хайруллин. Почему он взялся за женский роман,кто играет главную роль, почему в день премьеры его не будет в зале – об этом он рассказал в интервью нашему корреспонденту.
«Женский роман я прочитал впервые»
-– Ильдар Зиннурович, в вашем послужном списке режиссера свыше 50 спектаклей, поставленных с разными театрами республики. С труппой Челнов вы сотрудничаете впервые. С чем это связано? Вам действительно понравился роман Зифы Кадыровой или уговорил директор театра?
– Честно говоря, раньше я не слышал и не читал произведений Зифы Кадыровой. Меня интересует другая литература. Инсценировать роман попросил директор театра Рашат Файзерахманов. Прежде чем согласиться, я прочитал это произведение, и мое внимание привлекла женская судьба и характер героини, которая достойно пережила испытания, выпавшие на ее долю. Решил взяться. Тут выяснилось, что уже были две попытки написания сценария, но их артисты театра не приняли. Я пригласил в помощники Ракиля Загидуллу, имеющего опыт в таких делах. Он был в недоумении и мне выговаривал: «Ты понимаешь, за что берешься?». Я поделился с ним своим видением материала и рад, что уже на первой читке его вариант был принят без дискуссий. На мой взгляд, получилась серьезная вещь. Есть и некоторые отхождения от оригинала.
– Ваше отношение к писателям из народа?
– Каждый человек имеет право на творчество, на самовыражение. Другое дело – услышат ли его, примут ли? Напомню, что уже почти полвека на сценах республики и за ее пределами идет спектакль «Эни килде» («Мама приехала» 12+), ставший легендой. А написал пьесу врач Шариф Хусаинов. Из-под его пера вышли и другие пьесы, которые попали в золотой фонд татарского театра. Когда знаменитому Марселю Салимзянову высказывали претензии: «Почему ставите только пьесы Туфана Миннуллина?» – он отвечал: «Если вахтер нашего театра дядя Ваня напишет хорошую пьесу, я ее поставлю. Никаких критериев нет».
– Артистов для нового спектакля подбирали сами?
– Конечно, у режиссера свое видение спектакля. Исходя из этого, в премьере задействованы восемь артистов. Кстати, четверо – мои студенты. Главную роль, Альфию, играет Индира Маликова, на мой взгляд, такого уровня драматической актрисы давно не было в челнинском театре.
– Какую роль в премьере хочется сыграть самому?
– Как у режиссера, у меня, в данном случае, позиция отстраненная. Я проигрываю и пропускаю через себя все роли, как дирижер оркестра, знающий партию каждого музыканта. Если я не почувствую их накала, то спектакль у меня не получится.
– До премьеры еще есть время, наверное, репетируете не в полную силу, чтобы не потерять кураж?
– График напряженный с первого дня: репетируем каждый день с 9 утра до 14 часов, и в свою комнату я приползаю в состоянии выжатого лимона. Артисты работают в полную силу. (Смеется). Они не «сгорят» – я сам актер, и знаю, когда нужно дать время для передышки.
– Импровизации по ходу принимаете?
– Я рад работать с творческими людьми, которые вносят в спектакль живое общение, живые краски. Но последнее слово – за режиссером, считаю, он должен быть диктатором. Все обсуждаем до мельчайших деталей: музыку к премьере написал казанский композитор Риф Ахметов, декорации и сценические костюмы по моим характеристикам героев создал Валерий Яшкулов из бугульминского театра. Вообще, над инсценировкой спектакля «Язмыш сынавы» я работал полгода, и лишь потом приступил к репетициям.
– У вас есть ритуал перед выпуском премьеры?
– Есть, но вслух о нем не говорю – это секрет.
– Свой спектакль будете смотреть на первом ряду или на последнем?
– Меня в зале не будет! Я же человек импульсивный, могу не сдержаться и крикнуть, как на репетиции. Мое место – за сценой, где я с волнением буду слушать, ловить реакцию зала. Считаю, что нормальный режиссер не должен присутствовать при рождении своего детища. Он его создает и отправляет в свободное плавание – к зрителям.
– Какого зрителя считаете идеальным?
– Подготовленного и понимающего, что такое искусство, умеющего сопереживать герою пьесы.
– После челнинской премьеры какие у вас творческие планы?
–Ожидание. Участь артиста такова, что он всегда ждет своей роли. Но без дела сидеть не буду: 41 год преподаю в Казанском театральном училище. Среди моих учеников – Фарит Бикчантаев, главный режиссер театра им.Г.Камала, артисты Рамиль Тухватуллин, Джавид Шакиров, Рашид Сабиров, московский муфтий Равиль Гайнетдин. В этом году выпустил 16 студентов, которых приняли театры республики. Из 16 новых абитуриентов в свою группу взял 14. А более ста ребят поступали в русскую группу, из них 75 процентов – татары. Очень обидно. Молодежь, которая знает язык, в театр не идет.
«Не стал бы артистом, был бы несчастным человеком»
– Пока вы ставите спектакль, ваш сын Искандер сыграл в премьере спектакля «Дон Жуан» (16+) в Казани. Критики хорошо отзываются о его игре, а вы видели эту работу?
– Я с января в Челнах, пока не видел, поеду после командировки домой – посмотрю. Что касается премьеры, для меня неважно: кто и что пишет, что говорят. Самое важное – что я увижу и как приму.
– Существует мнение, что бог отдыхает на детях известных людей. Как получилось, что сын тоже стал успешным артистом?
– Искандер с детских лет был рядом со мной и женой Алсу Аскаровной в театре – хоть нам и было с кем его оставить, мы этого не делали. Когда сын был маленький, ждал нас за сценой. Став постарше, смотрел спектакли из зала.
– Вы в 15 лет пришли на прослушивание в училище, и сразу попали в группу Марселя Салимзянова. Вы верите в случай? А если бы не приняли?
– Это действительно случай. Если бы не приняли, был бы несчастным человеком. Я из обычной семьи служащих, у нас в роду нет артистов – я стал первым. В то время татарский язык в школе не учили, и я его знал на бытовом уровне. Выучил стихотворение, набрался смелости и пришел. У 32-летнего нового главного режиссера театра Марселя Салимзянова это был первый в жизни курс. Он приехал из Москвы, горел идеями и планами. Конкурс был 100 человек на место. Убежден, что нельзя принимать того, кто засветился в самодеятельности, – он уже испорчен до непоправимости.
– Вы известный артист с харизмой, с яркими ролями. Как получилось, что стали режиссером?
– Еще в молодости, мне было 24 года, меня к этому делу привлек Марсель Салимзянов – он поручил поставить спектакль на военную тему ко Дню Победы. В итоге спектакль шел в театре лет пять. У него я научился деловой хватке и запомнил, что режиссер никому не должен доверять и все, что связано со спектаклем, держать в своих руках.
– Обычно вы играете настоящих мужчин. А сами умеете работать руками – розетку починить, повесить люстру?
– Раньше умел, а сейчас ленюсь и прошу сделать сына. Он удивил меня и заставил собой гордиться. Когда вскладчину купили ему квартиру с черновой отделкой, то я начал ломать голову – где взять деньги на бригаду, которая бы все довела до ума. А сын купил специальную книгу, и по ней все сделал своими руками. Что касается меня, то умею хорошо резать домашнюю лапшу. Так я отключаюсь от проблем и снимаю стресс.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (3)