18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Культура

Известного режиссера Ильдара Хайруллина в романе Зифы Кадыровой привлекла женская судьба

Известного режиссера Ильдара Хайруллина в романе Зифы Кадыровой привлекла женская судьба

В челнинском татарском драмтеатре наступили горячие деньки. Без выходных идет работа над новым спектаклем «Язмыш сынавы» («Испытание судьбой» 12+). Ее автор – челнинская писательница Зифа Кадырова, чьи произведения в русском переводе наше издание печатает третий год. Осуществляет постановку известный актер и режиссер Татарского академического театра имени Г. Камала Ильдар Хайруллин. Почему он взялся за женский роман,кто играет главную роль, почему в день премьеры его не будет в зале – об этом он рассказал в интервью нашему корреспонденту.

«Женский роман я прочитал впервые»

-– Ильдар Зиннурович, в вашем послужном списке режиссера  свыше 50 спектаклей,  поставленных  с разными театрами республики.  С труппой Челнов вы сотрудничаете впервые. С чем это связано? Вам действительно понравился роман Зифы Кадыровой или уговорил  директор театра?

– Честно  говоря, раньше я не слышал и не читал  произведений Зифы Кадыровой. Меня интересует другая литература. Инсценировать  роман попросил директор театра Рашат Файзерахманов. Прежде чем согласиться,  я  прочитал это произведение, и мое внимание привлекла женская судьба и характер героини, которая  достойно пережила испытания, выпавшие на ее долю. Решил взяться. Тут выяснилось, что уже были две попытки написания сценария, но их артисты театра не  приняли. Я  пригласил в помощники Ракиля Загидуллу,  имеющего  опыт в таких делах.   Он был в недоумении и мне выговаривал: «Ты понимаешь, за что берешься?». Я поделился с ним своим видением материала и рад, что уже на первой читке его вариант  был принят без дискуссий.  На мой взгляд, получилась серьезная вещь. Есть  и  некоторые отхождения от оригинала.  

– Ваше отношение к  писателям из народа?

– Каждый человек имеет право на творчество, на самовыражение. Другое дело – услышат ли его, примут ли? Напомню, что уже почти полвека на сценах республики и  за ее пределами идет  спектакль  «Эни килде» («Мама приехала» 12+),  ставший легендой. А  написал пьесу врач  Шариф  Хусаинов.  Из-под его пера вышли и другие пьесы, которые  попали в золотой фонд татарского театра. Когда  знаменитому Марселю  Салимзянову  высказывали претензии: «Почему ставите только пьесы Туфана  Миннуллина?» – он отвечал: «Если  вахтер нашего театра дядя Ваня напишет  хорошую пьесу, я ее поставлю. Никаких критериев нет».

 – Артистов  для  нового спектакля подбирали  сами?

– Конечно,  у режиссера свое видение спектакля. Исходя из этого, в премьере  задействованы   восемь артистов. Кстати,  четверо – мои студенты.  Главную роль, Альфию, играет  Индира Маликова, на мой взгляд, такого уровня  драматической актрисы давно не было  в челнинском театре.

– Какую роль в премьере хочется сыграть самому?

– Как у режиссера, у меня,  в данном случае,  позиция отстраненная. Я проигрываю и пропускаю через себя  все роли, как дирижер оркестра,  знающий  партию каждого музыканта.  Если я не почувствую их накала, то спектакль у меня не получится. 

– До премьеры еще  есть время, наверное, репетируете не в полную силу, чтобы не потерять  кураж?

– График напряженный с первого дня:  репетируем каждый день с 9 утра до 14 часов, и  в свою комнату я приползаю в состоянии  выжатого лимона.  Артисты  работают  в полную силу. (Смеется). Они не «сгорят» – я  сам актер, и  знаю,  когда нужно дать время для передышки.

– Импровизации по ходу принимаете?

– Я  рад работать с  творческими людьми, которые вносят в спектакль живое общение, живые краски.  Но последнее слово – за режиссером, считаю, он должен быть диктатором.  Все  обсуждаем до мельчайших деталей: музыку к премьере написал казанский композитор  Риф Ахметов, декорации и сценические костюмы по моим характеристикам героев создал  Валерий  Яшкулов из бугульминского театра.  Вообще,  над  инсценировкой спектакля «Язмыш сынавы» я работал  полгода, и лишь потом приступил к  репетициям.

Идет репетиция спектакля

– У вас есть  ритуал  перед выпуском премьеры?

– Есть, но вслух о нем не говорю  – это секрет.

– Свой  спектакль будете смотреть на первом ряду или на последнем?

– Меня в зале не будет!  Я же человек импульсивный,  могу не сдержаться и крикнуть, как на репетиции. Мое место – за сценой, где я с волнением буду слушать, ловить  реакцию зала. Считаю, что нормальный режиссер  не должен  присутствовать при рождении своего детища. Он его создает и отправляет в свободное плавание – к зрителям. 

– Какого зрителя считаете идеальным?

 –  Подготовленного и понимающего,  что такое искусство, умеющего  сопереживать герою пьесы.  

 – После челнинской премьеры какие у вас творческие планы?

   –Ожидание. Участь артиста такова, что он всегда ждет своей роли. Но без дела сидеть не буду:  41 год преподаю в Казанском театральном училище. Среди моих учеников – Фарит  Бикчантаев,  главный  режиссер  театра им.Г.Камала, артисты  Рамиль  Тухватуллин,  Джавид Шакиров, Рашид Сабиров, московский муфтий  Равиль  Гайнетдин.  В этом году выпустил 16 студентов, которых приняли театры  республики. Из  16 новых абитуриентов  в свою группу взял 14.  А  более ста ребят поступали  в русскую группу, из них 75 процентов – татары.  Очень обидно. Молодежь, которая знает язык, в театр не идет. 

«Не стал бы артистом, был бы несчастным человеком»

– Пока вы ставите спектакль,  ваш сын Искандер сыграл  в премьере  спектакля «Дон Жуан» (16+) в Казани. Критики хорошо отзываются о его игре, а вы видели эту работу?

– Я с января в Челнах, пока не видел, поеду после командировки домой – посмотрю.  Что касается премьеры, для меня неважно: кто и что пишет, что говорят. Самое важное  – что я увижу и как приму.

 – Существует мнение, что бог отдыхает на детях известных людей. Как получилось, что сын тоже стал успешным артистом?

– Искандер  с детских лет был рядом со мной и женой Алсу Аскаровной  в театре – хоть нам и было с кем его оставить, мы этого не делали.   Когда сын был маленький, ждал нас за сценой. Став постарше, смотрел спектакли  из зала.

– Вы  в 15 лет пришли на прослушивание  в училище, и сразу попали в группу  Марселя Салимзянова. Вы верите в случай? А если бы не приняли?  

– Это  действительно случай. Если бы не приняли, был бы несчастным человеком. Я из обычной семьи служащих,  у нас в роду нет артистов  – я стал первым. В то время  татарский язык  в школе не учили, и я его знал на бытовом уровне. Выучил стихотворение, набрался смелости и пришел. У  32-летнего нового  главного режиссера  театра Марселя Салимзянова  это был  первый в жизни курс. Он  приехал из Москвы, горел идеями и планами.  Конкурс был  100  человек на место. Убежден, что нельзя принимать того, кто засветился в самодеятельности, – он уже испорчен до непоправимости.  

– Вы известный  артист с  харизмой, с яркими  ролями. Как получилось, что стали режиссером?

– Еще в молодости, мне было 24 года, меня к этому делу привлек Марсель  Салимзянов – он поручил поставить спектакль на военную тему ко Дню Победы.  В итоге спектакль   шел в театре лет пять. У него  я научился деловой хватке и запомнил, что  режиссер никому не должен доверять и все, что связано со спектаклем,  держать  в своих руках.

– Обычно вы играете настоящих мужчин. А сами умеете работать  руками – розетку починить, повесить люстру?

– Раньше умел, а сейчас ленюсь и прошу сделать сына. Он  удивил меня и заставил собой гордиться.   Когда вскладчину  купили ему  квартиру с черновой отделкой, то я начал ломать голову –  где взять  деньги на бригаду, которая бы все довела до ума. А  сын купил специальную книгу, и по ней  все сделал своими руками. Что касается меня, то умею хорошо резать  домашнюю лапшу. Так я отключаюсь от проблем и снимаю стресс.  

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (3)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос