Культура
Кинорежиссер Нурания Замалеева: «Актеров для фильмов ищу даже в трамвае»
В интервью «Челнинским известиям» единственная в Татарстане женщина – кинорежиссер, заслуженная артистка РТ, заслуженный деятель искусств РТ Нурания Замалеева, снимающая популярные телесериалы для «ТНВ», рассказала о бюджете своих фильмов, почему потом не смотрит их на телеэкране и чем оборачивается поиск актеров в трамвае.
– Нурания Мухаметхановна, у вас сложился творческий тандем с челнинским писателями. Фильм по повести Айдара Халима «Эч аяклы ат» («Трехногая кобыла») удостоен премии «Алтын Минбар» на IV Фестивале мусульманского кино. Накануне прошлого Нового года состоялась премьера телефильма «Синен кузлэр» («Твои глаза») по рассказу драматурга Айгуль Ахметгалиевой. А чем собираетесь удивить на этот раз?
– Как бы не сглазить, но вновь по сценарию Айгуль Ахметгалиевой снимаю мелодраму «Жылы эзли жаннар» («Души ждут теплоты»), которую планируется показать в преддверии Нового года. Очень переживаю, времени остается мало, а сделать предстоит еще много. Но не могу подвести зрителей, которые ждут новогодней премьеры. Я тоже присоединилась к сценарию, в итоге это будет 6-серийный фильм о нашей жизни: с любовными интригами, нравственными проблемами.
– Не планируете снять фильм в Челнах?
– Это возможно, если работать с коллективом татарского драмтеатра. Такой опыт у меня был в Альметьевске.
– Почему так и не взялись за экранизацию произведений Зифы Кадыровой? Вроде собирались…
– Причина банальная – для съемок понравившейся мне повести « Сагынырсын, мин булмам» («Соскучишься, но меня не будет») не нашлось денег. Не теряю надежды, что проект осуществится. Вообще, об авторе узнала случайно. На конкурс телесценариев, вопреки условиям, прислали книгу. Прочитала ее ради интереса, мое внимание привлекли неожиданные повороты сюжетной линии. Я написала сценарий, который лежит у меня в столе, но героев из 70-х годов перенесла в 90-е – легче найти костюмы и декорации. Кастинг артистов вызвал огромный интерес: пришло около 800 анкет из городов Татарстана, Оренбурга, Уфы, Перми, Челябинска, Тюмени.
– Что самое сложное в съемках фильма?
– Снимать фильмы очень сложно, все делаю сама с нуля, приходится решать самые разные вопросы, вплоть до техосмотра площадок для съемок. Кое-кто смеется: создала, мол, свою монополию. Но за те скромные суммы, которые мне выделяют на телеканале, никто другой за подобные проекты не возьмется.
Самым главным считаю подбор актеров, от них зависит успех картины. Лучшая оценка для меня, когда говорят: «Надо же, словно для него написана роль». Исполнителей ищу повсюду, их можно встретить в трамвае. Но красивые девушки не знают татарского языка, не владеют актерским мастерством и теряются перед кинокамерой. Проводим кастинги, часто бываю в театральном училище. (Улыбается) У меня легкая рука, к примеру, в сериале «Яланаяклы кыз» («Босоногая девушка») главную роль с успехом сыграла певица Асылъяр. Востребован сейчас Руслан Сафин, который играл в этом сериале, нашла его в КАИ, где он учился.
- А своим близким раздаете роли?
– Только в случае необходимости. Сыновья сыграли в детском фильме, но актерами не стали. В мелодраме «Яна елда бергэ булыйк» («Вместе в новогоднюю ночь») по заснеженному парку прошла моя невестка. Мне же пришлось войти в кадр в картине «Кешечэ яшик» («Жить по-человечески») в экстремальной ситуации – приглашенная на роль журналистки девушка не пришла и, чтобы не терять время, сыграла эту роль сама, а подходящую одежду подбирали тут же, сообща. В фильме «Бичаракай» («Сиротинушка») была в массовке, встала в очередь в аптеке. От друзей скрыться не удалось – даже по спине узнали.
– В ваших фильмах можно увидеть села Татарстана. Для съемок сериала «Кетелмэгэн кунак» («Нежданный гость») выбор пал на коттедж переехавшей в Казань челнинки. Это все в целях экономии?
– Да, ведь у меня бюджет в 1-1,2 миллиона рублей, а другие просят в десять раз больше. В фильме «Нежданный гость» снимались многие жители коттеджного поселка без гонорара. Я не хвастаюсь, но, как говорит известный артист Ильдар Хайруллин: «У Нурании есть дар и талант находить красивые интерьеры и все – бесплатно».
Мне рассказывали: когда шел телесериал «Босоногая девушка», на улицах становилось безлюдно, а в селах женщины опаздывали с вечерней дойкой. Для меня важно, чтобы зрители не пропускали кино о своей жизни – с родной природой, национальным колоритом, нашими песнями и юмором.
– Вместе с непрофессиональными актерами на площадке работают и представители Камаловского театра. Легко ли после театральной сцены они адаптируются к съемочной площадке?
- Театральные актеры привыкли работать в полный голос, чтобы их было слышно в зале. Прошу их тексты говорить тише, напоминаю, что у каждого прикреплен микрофон. Пожилые актеры боятся не выучить текст и подвести. Так было с Ильдусом Ахметзяновым, он не сразу согласился на роль Бакира бабая в фильме «Нежданный гость». Я настояла и попала в точку - его оптимистичный герой заставил влюбиться в себя всех зрителей. Специально для роли он в 68 лет научился играть на гармони, петь и водить машину. Скажу по секрету: планируем снимать продолжение фильма «Нежданный гость», и он будет еще интереснее.
– Про вас говорят «железный режиссер» - это связано с требованиями к актерам?
– Не терплю опозданий и необязательности. Я не курю, поэтому на съемках нет перекуров. Только дисциплина, подготовленность всей команды помогает снимать фильмы в очень сжатые сроки. К работе над мелодрамой «Нежданный гость» о смысле жизни после выхода на пенсию с автором сценария Халисой Ширман готовились пять лет, а фильм сняли всего за три летних месяца. Стояла жара, приезжали в 6 утра, но ни разу не купались в бассейне загородного дома, где шли съемки.
– Правда, что не смотрите свои работы уже в готовом виде на телеэкране?
– Еще до выхода я смотрю их сотни раз на монтаже, многое переделываю. Знаю свой характер: если замечу, что на телеэкране, в окончательном варианте что-то не так, буду переживать. Когда вижу свои фильмы спустя годы, иногда жалею себя – как мне удалось все преодолеть?
– Как вы пришли в профессию?
– Моя жизнь состоит из случайностей. Училась в казанской татарской школе, обожала классическую литературу, но с первого раза на татфилфак КГУ не поступила. Устроилась на завод «Тасма», ходила в драматический кружок, потом поступила в театральное училище, после его окончания меня приняли в Тинчуринский театр, где состоялась успешная карьера как актрисы. Замужество, рождение сыновей заставило пересмотреть жизнь. Пока сидела дома, получила диплом заочного отделения татфилфака КГУ. Совершенно случайно оказалась на телевидении и двенадцать лет, как ведущая, сценарист и режиссер, вела ежедневную передачу для детей «Элли –бэлли – бэу». Любимые сказки подтолкнули к мысли снимать фильмы. Первым стала картина «Су кызы» («Водяная»). Помню, перед глазами возникла картина: река, по ней плывет плот с ребенком. Начала вспоминать, откуда это? Нашла сказку «Айсылу» Нурии Сайяр, на основе которой сделала полнометражный фильм с чудными декорациями.
– За двадцать лет творчества у вас собралась солидная фильмотека, многие над вашими картинами плачут…
– Я за то, чтобы люди иногда плакали, снимали стресс. Нельзя, чтобы душа застывала. Специально смотрю передачу «Жди меня», сняла фильм «Уксезлэр» («Сироты») по повести «Мурат» Равили Шайдуллиной. Девочка-сирота, столкнувшаяся с жестокостью, уходит жить в собачью конуру к щенку. Идея настолько всех вдохновила, что фильм проспонсировала моя знакомая бизнес-леди Гульназ Шайхи. Лента завоевал приз зрительских симпатий на XIV Международном фестивале мусульманского кино. В зале многие плакали.
– Что необходимо, чтобы татарстанские фильмы попали на кинофестиваль в Канны?
– Для этого надо производство регионального кино вывести на новый уровень развития. Мне не нравится, когда снимают для шоу, а не для народа. К примеру, фильм «Байгал» – название рыбы, которая не имеет отношения к Татарстану. Фильм «Мулла» очень затянут, я бы его сделала совсем по-другому.
– На ваш взгляд, как сохранить любовь к родному языку?
– Многое зависит от родителей, и надо обязательно разговаривать на нем в семье. Мы с мужем дома всегда говорим по-татарски, поэтому сыновья хорошо знают язык. Ну а что касается языка в школе, то меня удивляет, что за профессора писали учебники? Знакомая часто просит меня помочь ее ребенку выполнить упражнение за 4-й класс. Честно говоря, имея высшее филологическое образование, я, порой, ломаю голову. Они не по зубам взрослым, а каково детям? Общалась с учителями, которые считают, что причина – в несовершенной методике.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (3)