Культура
Он, Она, музыка и письма: в татарском драмтеатре поставили эксперимент (+ видео)
В театре поставили камерный спектакль «Соекле дустым» («Дорогая моя») (14+) по знаменитым письмам писателя Аяза Гилязова, написанным им в заключении, и по его произведению «Кулмэк». Старожилы говорят, что ничего подобного в челнинском татарском драмтеатре до этого не делали
Это первый спектакль, поставленный в малом камерном зале театра. В какой-то степени можно считать, что актеры и зрители стали частью исторического события.
Над постановкой работали художественный руководитель театра Олег Киньзягулов и всего два актера – мужчина и женщина. Он – заслуженный артист России, народный артист Татарстана Инсаф Фахрутдинов, она – заслуженная артистка Татарстана Алсу Хабутдинова. Они играли мужа и жену Аяза и Накию, которых можно считать собирательными образами Супругов.
Постановка оставила неоднозначное впечатление. Я, например, не смогла почувствовать той самой камерности, когда зритель должен стать соучастником происходящего от начала и до самого конца. Ведь задействовать зрителя, это не только вручать ему предметы в отдельных сценах – счеты или щетку для пыли. Важно, чтобы те, кто сидит в зале, чаще сталкивались с актерами лицом к лицу, чтобы была эмоциональная вовлеченность. Хотя, порой, такие моменты все же были. Алсу Хабутдинова по-свойски говорила с женщинами в зале о маникюре и тратах на женскую красоту. Или когда весь зал вздрогнул во время ссоры супругов, когда актер Инсаф Фахрутдинов резко повысил голос, а над публикой пронеслась, словно ожившая, раздражительность и злость.
Иногда, во время чтения писем, даже, несмотря на то, что они очень глубокие и искренние, по зрительским рядам пробегала скука. Почему-то хотелось, чтобы актер присел рядом с тем парнем или с той девушкой в зале и прочитал письма конкретно им. Это мое видение.
Но при этом в зале все бодро реагировали, особенно люди старшего поколения, на взаимоотношения супругов. Пришедшие на спектакль пары признались: «Это же наша семья на сцене! Мы также ссоримся – цепляем друг друга за пересоленный суп или за то, что потратили деньги на ресторан с друзьями, потом миримся. На что-то закрываем глаза. И продолжаем жить вместе – больше тридцати лет. Семья – для нас самая большая ценность».
Понравилось, как была обыграна тема измены: мудро и невинно. В доме стояла обнаженная по пояс статуя женщины с идеальными формами. Супруг, сидя напротив, постоянно любовался бездушным камнем, а рядом была его любимая жена – временами милая, временами невыносимая. Мужчина идеализировал скульптуру, а жена сходила с ума от ревности.
Музыкальное сопровождение постановки тоже создавало свою ауру. Во время семейного шторма звучала милая ироничная музыка, когда наступал штиль – слышались татарские мотивы. Во время ссылки и прощания с родиной – тоже своя мелодия. На фортепиано играла Гульназ Закирова – дочь известного композитора Ильгиза Закирова. За время спектакля она исполнила десять композиций: и свои, и полонез Михаила Огинского, и «Лунный свет» Клода Дебюсси. Также она сочинила музыку под песню «Сагынуларым», слова которой написаны руководителем литературно-драматической частью театра Айгуль Ахметгалиевой. Песня прозвучала в финале, она стало яркой мелодичной точкой.
Оценили постановку доцент КФУ Милеуша Хабутдинова и племянница писателя, приехавшие на премьеру. Так что начало камерным постановкам в татарском драматическом театре положено. Если подобная практика приживется, уверена, что с каждым разом постановки будут все лучше.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)