Культура
Почему мат все больше входит в речь взрослых и детей
Мат все больше использует интеллигенция, актеры, медийные личности. О причинах такого явления «Челнинским известиям» рассказали научные сотрудники
Нецензурщина и тревога
Елена Рассолова, социолог, научный сотрудник Социологического института РАН – филиала ФНИСЦ РАН, говорит, что повышение частоты использования мата в повседневной речи может свидетельствовать об уровне тревожности общества.
"Исследователями выделяется несколько причин использования нецензурной лексики: привлечение внимания, социальная поддержка, демонстрация силы и уверенности, социальная адаптация, сокрытие неуверенности, культурный контекст, нехватка слов для выражения мыслей, подчеркивание нестандартности", – объясняет социолог.
Например, россияне стали чаще материться в социальных сетях. За 2022 год, по подсчетам Digital-агентства «Интериум», удельный вес крепких выражений вырос на 17 процентов. По данным ВЦИОМ за 2019 год, около 40 процентов россиян регулярно использовали брань в речи, а для почти 20 процентов нецензурная лексика составляет привычную часть повседневной речи.
Анетта Багаева, кандидат филологических наук, старший преподаватель МГУ, считает, что с приходом интернета в нашу жизнь в сфере публичного дискурса оказался тот пласт повседневной речи, который раньше почти не фиксировался на письме. Многие бытовые вопросы мы стали решать не в устных беседах, а в переписке. Принцип «что думаю, то и пишу» определил и развитие лояльности к мату, с помощью которого люди как выражают свое отношение к событиям, свои эмоции, так и используют его в определенных целях, в том числе маркетинговых.
"Раньше нецензурная лексика не попадала так часто в поле зрения, потому что границы между устной и письменной речью были иными. К печатному слову отношение было более строгим. В интернете же ощущение свободы было для людей в новинку, возможность писать что угодно и как угодно расценивалась как свобода самовыражения и пространство для экспериментов", – объясняет филолог.
«Богатство» мата
Считается, что русский мат самый богатый, но филолог считает, что нельзя говорить о «богатстве» мата, в основе которого лежат всего пять-семь корневых основ. Это «богатство» основывается на широком разнообразии словообразовательных моделей русского языка, благодаря которым можно от любого корня образовывать слова разных частей речи.
Сама Анетта негативно относится к мату и в жизни его не использует.
"На мой взгляд, мат может быть уместен только в шоковой, травмирующей ситуации, в таком случае словесная реакция оказывается не только адекватной самой ситуации, но и, как считают некоторые психологи, помогает нашей психике адаптироваться, пережить увиденное. В остальных случаях, не несущих угрозу жизни, психике, скорее, можно говорить о мере личной распущенности, тех границах, которые мы сами для себя устанавливаем", – добавляет он.
Социолог Елена Рассолова говорит, что каждый человек сам решает для себя, насколько этот вариант коммуникации ему подходит. Но табуированная лексика не должна составлять большую часть повседневной коммуникации, потому что иначе это формирует определенные правила, она будет легализована.
"Мне попадались научные статьи, где мат выводился в разряд национального достояния, феномен культуры. Язык – это живая конструкция, по которой можно судить о социальных процессах, происходящих в разные периоды времени. Применяя мат, люди стремятся «выпустить пар», плюс сформировалась некоторая легализация брани, когда комики, например, могут применять ее в своих выступлениях. Как отмечают некоторые исследователи, мат воспринимается как маркер искренности", – говорит Елена.
Словесная бравада
Филолог Анетта Багаева отмечает, что в случае с детьми, подростками мат в их речи может быть маркером своеобразной инициации, мол, я большой, я тоже могу такое говорить! И здесь важно с детьми устанавливать границы дозволенного, подавать им правильный пример. Если же мы говорим о взрослых людях, то обсценная лексика может или служить сигналом их принадлежности к определенной прослойке общества, или быть своеобразной бравадой, попыткой выдать себя за «своего». В публичном пространстве использование обсценной лексики может стать способом обращения к «своей» аудитории и отсечения тех, кто такой стиль общения, способ подачи материала не приемлет.
"Повсеместное бесконтрольное употребление мата чревато потерей культуры общения как таковой. Практика повседневного общения в тех же комментариях, в чатах, в сообществах, блогах и т. д. может формировать у молодого поколения ощущение того, что использование мата является нормой. И тогда в совершенно невыгодной позиции оказываются учителя-словесники, чьи попытки сохранения культуры общения, объяснения существующих норм воспринимаются в штыки. То есть, разрешая себе использовать мат в публичном пространстве, пусть даже и с личных аккаунтов, мы сами разрушаем прежние представления о недопустимости подобной лексики в письменной и устной речи", – говорит филолог.
Также, по мнению филолога, еще недостаточно осмыслена возможная роль обсценной лексики в разделении людей на отдельные группы, ниши, для каждой из которых будет предлагаться свой «продукт», в том числе культурный, медийный. Инструменты для подобной сегрегации в интернете уже имеются, в том числе в виде цензурных фильтров по отдельным словам и выражениям.
"Тем самым, можно будет отсекать ту часть аудитории, которая заведомо непривлекательна для образовательных, культурных, официальных порталов, сообществ, личных страниц и каналов. Так что эти фильтры призваны не только и не столько вернуть прежние представления о границах дозволенного, защитить детей. Возможно, в будущем речь будет идти уже о допуске или недопуске к той или иной информации", – говорит Анетта Багаева.
фото на превью pxhere.com
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)