Образование
Челнинский парадокс: как город при росте демографии остается без профессиональных кадров
Девятиклассники не могут поступить в колледжи, а 11-классники уезжают в другие города безвозвратно.
В Набережных Челнах растет количество школьников, но этот демографический позитив начинает создавать проблемы. Город теперь теряет не только 11-классников, поступающих в вузы других городов, но и 9-классников. Эту и другие проблемы образования обсудили накануне в ходе круглого стола на тему «Система профориентации и подготовки кадров» вместе с членом Совета при президенте РФ по науке и образованию Еленой Шмелевой, которая приехала в наш город.
На 5300 выпускников в колледжах всего 1800 бюджетных мест
Мероприятие прошло в Многофункциональном центре прикладных квалификаций машиностроения. Как отметила Елена Шмелева, где еще, как не на «КАМАЗе», обсуждать вопросы развития практической подготовки под новые запросы и компетенции работодателей.
«Мы должны сформировать представление о стандарте среднего профессионального образования, которое основано на большом участии практики. Важно также начать говорить о развитии инженерной школы на том уровне, который обсуждается сегодня в рамках нацпроекта «Образование». Чтобы ребята могли поступать в КФУ или в будущую инженерную школу, и другие учреждения, куда они могли бы приехать по сетевой образовательной программе на какой-то модуль или семестр обучения. Надеемся, что со следующего года мы сможем расширить предложения для подростков города», - объяснила спикер.
Тем временем, городская система образования столкнулась с парадоксом. В Набережных Челнах 57% девятиклассников покидают школу, а остальные 43% - продолжают обучение в 10 классе, после сдачи ЕГЭ большинство из них уезжают из города в столицы.
В последние годы отмечается рост количества учащихся, сегодня насчитывается 68300 учеников, в 2024 году их число вырастет до 77 тысяч. И город уже ощущает нехватку мест в колледжах для выпускников девятых классов, а дальше проблема лишь обострится. Как отметил на встрече замруководителя исполкома Рамиль Халимов, в 2030 году число девятиклассников дойдет до 8700. И если процент тех, кто покидает школу, останется прежним, мест в учреждениях СПО понадобится еще больше. Однако, подчеркнул Халимов, есть сложность, которая решается только на федеральном уровне.
«Есть конкурс аттестатов для поступления в колледжи и техникумы, и на 5300 выпускников девятых классов всего 1800 бюджетных мест. А те выпускники, которые не набирают высоких баллов, а, к примеру, средний проходной балл 4.1, не могут поступить в колледж, потому что есть тройки. Хотя это талантливые дети, даже победители Всероссийского этапа World Skills. Но эти ребята могли бы получить хорошее образование. Нельзя ли изменить систему таким образом, чтобы они получали направление от работодателя? Это было бы основанием для внеконкурсного зачисления в организации СПО, и работодатели предлагали бы у них прохождение практики и будущего трудоустройства. В советское время ведь не было конкурса аттестатов», - предложил Рамиль Халимов.
Ребята, не прошедшие конкурс, вынужденно идут учиться на такие направления, как психология, социология, правоведение. Но потом они или испытывают сложности при трудоустройстве, или сами не идут работать по этим профессиям. Выходит, что выпускник не получил ни специальность, ни перспективы. Поэтому Халимов обратился к гендиректору ПАО «КАМАЗ» Сергею Когогину с просьбой поспособствовать увеличению количества бюджетных мест в колледжах и техникумах.
А потом, пользуясь случаем, попросил решить на федеральном уровне еще один вопрос нехватки мастеров производственного обучения. По его словам, в России только в Екатеринбурге есть учреждения, где их выпускают. Получается, в колледжах скоро учить студентов будет некому. Он предложил на базе НГПУ открыть факультет подготовки мастеров производственного обучения, а материальную базу использовать в ресурсных центрах города.
Впрочем, предложение Халимова не поддержал присутствовавший на круглом столе заместитель генерального директора «КАМАЗа» Ирек Гумеров. По его мнению, мастера не нужны, а проще переподготовить реальных мастеров. Гораздо эффективнее готовить того, кто занимался спортом, спортсмена, так же следует поступать и в случае с мастерами, сказал он.
Колледжи как трамплин для "вышки"
Вторую проблему поднял начальник управления Рустем Хузин. Многие выпускники девятых классов используют колледжи, как трамплин для дальнейшего поступления в вуз. Они идут в организации СПО не для получения специальности, а для того, чтобы потом поступить в вуз без сдачи ЕГЭ. По некоторым данным таковых аж 50%. Потенциальный работодатель снова теряет специалистов.
«Растет количество выпускников 9 классов, которые уезжают за пределы города и республики, с перспективой дальнейшего получения образования», - отметил Хузин.
Сергей Когогин удивился такой ситуации и констатировал, что город в итоге теряет не только тех, кто окончил 11 классов, но и 9-классников. «А будет еще больше»! – добавил Халимов.
Плюсы и минусы профессионалитета
Елена Шмелева напомнила, что в организациях СПО вводят новый уровень образования – профессионалитет, который предусматривает срок обучения для рабочих профессий до двух лет, а для более технологичных специальностей – до трех лет. Эта инициатива горячо приветствуется передовыми компаниями, подчеркнула она. Программа стартует в 2022 году.
Однако восторги Шмелевой не разделила директор Департамента развития ПАО «КАМАЗ» Светлана Михеева. Она считает, что в профессионалитете есть риски.
«Из системы СПО практически убрали профессиональные училища, осталось СПО с двумя фактурами - СПО-1 и СПО-2. Многие техникумы и колледжи переориентировались на СПО-2 и выпускают специалистов среднего звена, а не рабочих. Но ребята выходят из стен колледжей 18-летними, и для нас это хорошо. А если мы вернемся к профессионалитету, есть риск, что они будут выходить несовершеннолетними, и у них будут проблемы с трудоустройством. Потому что даже у таких заводов, как «Хайер», как бы хорошо там ни было, есть вредные факторы производства, что не разрешено для несовершеннолетних», - считает Светлана Михеева.
Также, по ее мнению, с ростом количества школьников нужны будут не просто дополнительные бюджетные места, но и строительство новых корпусов или целых колледжей в Челнах.
В завершение мероприятия Сергей Когогин отметил, что лучшим видом образования является совмещение работы и обучения. А потому следовало бы собрать статистику и по дипломированным специалистам, которые после вузов возвращаются в Челны. Кстати, рулевой КАМАЗа привел в пример своего сына, который тоже вернулся после обучения. «Не все ребята доучились, многие отчисляются и возвращаются на родину, также далеко не все семьи могут обеспечить своему ребенку уровень жизни в Москве или Санкт-Петербурге, в результате чего, по этой причине некоторым тоже приходится вернуться», - справедливо подытожил рулевой автогиганта.
Фото: Юлия Зайнуллина.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)