Образование
Давайте детям только наличные и учите их копить деньги
Как научить детей распоряжаться деньгами, рассказала на лекции «Университета для родителей» консультант по финансовой грамотности, тренер бизнес-школы для детей и подростков Елена Сальникова
Карманные деньги
В 5-6 лет родитель может обучить малыша сравнивать разные денежные купюры и монеты. В 7-9 лет человек уже может сам принимать решение, как потратить карманные деньги. В 10-12 лет пора расширять зону ответственности ребенка. Он уже способен понять финансовую ситуацию в семье, может рассчитать стоимость товаров и услуг. Полезная настольная игра для детей – «Монополия» (6+).
"Можно обсудить с детьми, куда тратятся деньги, какая зарплата у родителей, на что ее надо откладывать", – говорит финансист Елена Сальникова.
В 13-15 лет человек может понять, как работает макроэкономика. В 16-18 лет подросток может подрабатывать и вести личный бюджет. Центробанк даже выступил с предложением открывать инвестиционный счет с 12 лет, отметила финансист.
Деньги на карманные расходы надо детям обязательно давать, считает Елена Сальникова. Это научит распоряжаться ими самостоятельно, понимать конечность денег.
"Если вы даете ребенку карманные деньги, то не стоит сильно контролировать, на что он их тратит, – говорит Елена Сальникова. – Главное заранее обозначить запретные вещи, которые нельзя покупать. Если вы выдали ребенку на неделю определенную сумму, а он в первые же дни все потратил на чипсы, значит, потом до понедельника пусть сидит без денег, ведь он не смог правильно распределить ресурс".
Выдавать деньги на карманные расходы можно ребенку за определенную работу. Не стоит лишать карманных денег в качестве наказания.
"Не нужно платить ребенку за то, что и так входит в его обязанности. Не стоит платить за хорошее поведение, занятия спортом, хорошую учебу. За что тогда платить? Например, за мойку машины, самостоятельную уборку всей квартиры и любую работу, для которой вы готовы нанимать людей", – объясняет финансист.
Чем младше ребенок, тем чаще ему нужно выдавать деньги. Чем старше он становится, тем продолжительней должен становиться период между пополнениями кошелька.
Елена Сальникова рекомендует давать детям именно наличные деньги. Во-первых, купюры и монеты притягательны для детей, а, во-вторых, более понятны, чем виртуальные. Если покупки оплачиваются картами или с помощью мобильных телефонов, идет ложный сигнал о том, что деньги появляются из ниоткуда и не заканчиваются.
Детей, у которых все же есть банковские карты, необходимо обучить финансовой безопасности. Рассказать про уловки мошенников, навязывание платных услуг, следить за тем, чтобы он случайно не подписался на приложения, которые незаметно списывают деньги.
Сейчас у детей больше возможности заработать
Заниматься подработкой дети могут уже с 12 лет. У современных детей есть много возможностей. Елена Сальникова рассказывает, как дети покупают дешевые книги и перепродают их дороже, выращивают микрозелень для продажи, ведут каналы в соцсетях, прошивают аккаунты и игры.
"У них гораздо больше возможностей, чем было у нас раньше. Новое поколение хочет много зарабатывать, но иметь удобные условия, меньше работать. Это нужно принять, поменять установку не в наших силах", – говорит финансист.
Как научить тратить и копить
Научите ребенка с детства распределять все полученные им деньги на три категории. Разделите деньги на три баночки, или три конверта, или банковских счета для старшеклассников: «трачу», «сберегаю», и «отдаю/делюсь». Для дошкольников и школьников младших классов пропорция может быть следующей: «Сберегаю» – 1/3, «трачу» – 1/3, «отдаю» – 1/3. С возрастом эта пропорция будет меняться – например, «сберегаю» – 30 процентов, «трачу» – 60 процентов, «отдаю» – 10 процентов. В старших классах может появиться отдельная категория: «Инвестирую».
Из той части, которую ребенок сберегает, финансист предлагает каждый рубль пополнять еще на один. Так вы сформируете привычку у ребенка, что сбереженные деньги увеличиваются, так он научится копить.
Родители спросили, что делать, если ребенок в 9 лет вообще не хочет тратить свои деньги, а только копит, например, на смартфон. Елена Сальникова ответила, что если он действительно исполняет потом свою цель, то это хорошо. Она посоветовала родителям не добавлять до нужной суммы, если ребенку немного не хватает, пусть копит до конца.
"Его ждет большое будущее, если он работает на цель и на результат", – уверена финансовый консультант.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (4)