Реклама
Реклама
Набережные Челны, ...
Экспресс-новости
Реклама
Последние комментарии
Реклама
Образование

Как проходят уроки технологии в современных школах

Несколько десятков лет назад в школах были уроки домоводства, которые позже стали уроками труда, сейчас уже много лет этот предмет называется «Технология». За долгие годы его содержание не сильно изменилось. «Челнинские известия» посетили школу № 32 и посмотрели, как проходит урок технологии. Мы также поинтересовались у специалистов, стоит ли разделять мальчиков и девочек на таких занятиях.

Мальчиков готовы научить шить, но желающих пока нет 


Министерство просвещения утвердило инновационную концепцию преподавания технологии, где говорилось, что школьники займутся на этих уроках изучением робототехники и цифровых технологий. Например, в некоторых московских школах уже отказались от фартуков и табуреток. Навык работы с 3D-принтером или станком ЧПУ сегодня гораздо важнее, чем умение махать молотком, считают в столице. 


В челнинских школах стараются не отставать – здесь ребят тоже учат работать со станком ЧПУ, завезли новое оборудование. Но в целом процесс не сильно отличается от уроков в советских школах.


Сегодня много говорят о свободе выбора и о том, что у труда нет пола. Однако до сих пор в школах с детства учеников разделяют: кабинеты технологии для мальчиков и девочек находятся рядом, и каждый идет в свой, чтобы заниматься только мужскими или только женскими делами. К мужским занятиям по-прежнему относятся умение работать с инструментами, резьба по дереву, чертежи изделий, а к женским – умение владеть иголкой, готовить, вышивать.


Учитель технологии Елена Новгородова преподает этот предмет уже 23 года. В последнее время в программе появилось много новых разделов, а в самих школах – новое оборудование: миксеры, блендеры, вышивальные машины.


Педагог отмечает, что мальчики тоже могут приходить к ней на урок, где их также обучат шить или готовить, но пока таких желающих не нашлось.


– Мы должны научить и мальчиков готовить, и девочек каким-то техническим навыкам. Я, например, даю это в ознакомительном порядке, – поясняет Елена Новгородова. – Давно хочу найти мальчика, который будет участвовать в олимпиаде для девочек, ведь мужчины часто бывают дизайнерами. Но найти не могу, потому что они просто не хотят сюда приходить. Возможно, стесняются. Хотя в других городах в олимпиаде среди мальчиков участвуют и девочки. Они увлекаются резьбой по дереву, выпиливают, работают лобзиком.


Олимпиады по технологии – одни из самых сложных


Учитель технологии Олег Демидов считает, что объединения мальчиков и девочек на этих уроках не будет, потому что это практико-­ориентированный предмет. 


– Другое дело, можно проводить деление по желанию. Но все равно специализация мастерских устроена в школах таким образом, что здесь делают слесарные, плотницкие работы, обработку материалов, а у девочек другая специализация, – говорит педагог. 


На уроках труда стало больше новых технологий, но и традиционные сохраняются, подчеркивает Олег Демидов. 


– Сейчас важна связь с информационными технологиями. Лет десять назад мы все чертили на доске мелом и линейкой, а сейчас делаем красивые чертежи с помощью компьютера. Также появились станки ЧПУ. Изменения есть, но традиционный труд тоже должен быть, это развивает. Наша цель не сделать какой-то конечный продукт, а обучить навыкам, ознакомиться с инструментами, – объясняет учитель. 

 

По технологии уже несколько лет проводятся олимпиады. В них стремятся участвовать те, кто планирует связать свою жизнь, например, с моделированием одежды или техническими специальностями.


– Я прилагаю очень много усилий для того, чтобы дети участвовали в олимпиаде по технологии. Она считается одной из самых сложных, потому что тут девочкам нужно знать и теорию, и выполнить практику – например, что-либо сшить. Многие дети отказываются, потому что это тяжело, – говорит Елена Новгородова. 


Мальчики на олимпиаду везут свои изделия, поделки, участвуют в практической работе и отвечают на теоретические вопросы. 

 

Мальчики на уроках не только мастерят табуретки, но и работают на станках ЧПУ


Дать ребенку свободу выбора?


Психолог Екатерина Сальникова считает, что в том, как нужно обучать труду, нет однозначного решения. 


– Все мы очень разные, индивидуальные. В первую очередь я бы рассмотрела то, какие задачи школа вкладывает в воспитание детей на этих уроках. Если задача – гендерное воспитание, чтобы мальчик смог понять, что он мужчина, смастерив табуретку, а девочка могла бы почувствовать себя женщиной, которая может приготовить бутерброд, что-то сшить, то действительно это имеет смысл, – рассуждает Екатерина Сальникова. – Но хочется отметить, что эти гендерные роли усваиваются детьми в более раннем возрасте. Эта некая идентификация проходит еще в семье, ближе к пяти годам, когда мальчик понимает, что он, как папа, и что такое мужские дела, а девочка понимает, что она, как мама. Дети начинают копировать родительские роли. 


Существует и другой взгляд на разделение по половому признаку на уроках труда.


– Если же школа ставила задачи вырастить детей, свободных от предрассудков, свободных в своем выборе, то, возможно, не имеет смысла делить этот труд. Ведь есть девочки, которые бы с удовольствием попилили, построгали, а есть мальчики, которые хотели бы научиться готовить или шить, – говорит специалист. – Возможность выбора играет очень важную роль. На мой взгляд, был бы интересен эксперимент, если бы школы предложили детям этот выбор. Тогда, действительно, мы могли бы учесть все моменты: индивидуальные особенности, потребности, желания. Возможно, задача школы – дать попробовать все, чтобы ребенок смог освоиться и определиться, что ему ближе и что ему подходит. 
 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в Instagram, ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Поделиться:
Комментарии (4)
  • 18 октября 2020 - 18:01
    житель
    мы в далеком 5 кл. научил. стамеской из доски вырезать вешалки-плечики, научил. строгать, шлифовать, делать крючки. это было удовольствие. позже особый восторг вызвала работа на токарн. станке по дереву. и спустя многие годы я жалел (и жалею), что меня не научили варить настоящ. укр. борщ. и другие блюда. детям нужно дать выбор и (и девочкам тоже) и менять обуч. разным навыкам. школа очень косная
  • 18 октября 2020 - 19:44
    Ирина
    Жаль, у детей не спросили - чему они сами хотят научиться?
  • 18 октября 2020 - 21:02
    житель
    у детей не всё нужно спрашивать, а то они отменят геометрию или алгебру. но в данном случае согласен - и об этом я написал, и психолог говорит. нужен по крайней мере эксперимент по выбору умений на уроках технологии: предложить им сделать выбор из 5-6 навыков в каждом классе. но на это нужна смелость и не ленивость, желание инноваций со стороны органов управления. когда-то в челнах это было
  • 19 октября 2020 - 02:08
    жительница
    А у нас в школе в 5-7 классах не было "хочешь-не хочешь", был урок Домоводство, на котором и мальчики учились пуговицы пришивать, и картошку чистить, и вышивать. И мы, девочки, шили халаты, готовили винегрет, и даже делали деревянные лопатки, постукивая молотком по гвоздям. На мой взгляд, всем детям надо усваивать те навыки быта, которые пригодятся в их жизни.
Главное
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Топ-5
Актуальное видео
  • 17 ноября 2020 - 14:22
    Социальный ролик ГИБДД
Реклама
Новости партнеров
  • 13 октября 2020 - 09:30
    С вами никогда этого не случится!
    Масс-маркет – выбор без выбора. Это магазины, где большущий ассортимент, а вы умудряетесь купить точно такое же платье как у подруги. Но, еще печальнее, что такое же платье можно встретить на худенькой или, наоборот, на женщине с пышной фигурой. И невольно думаешь: «Какого черта я выбрала именно его? Весь город носит..»
    0
Реклама
Блоги
Опрос
Реклама