Образование
Когда школа – дома: челнинцы рассказали о плюсах и минусах семейного образования
Все чаще родители выбирают для своих детей семейное образование, некоторые уже с 1 класса. «Челнинские известия» выяснили, почему они забирают своих детей из школ.
В Набережных Челнах все больше детей, которые получают образование на дому. Если в 2021 году было 224 таких ребенка, в 2022 году – 417 детей, то в 2023 – уже 546. Из 546 детей на семейном образовании 324 – ученики начальных классов, 189 – основной школы.
Пять лет на домашнем обучении
Елена Щербакова забрала из школы документы дочери после 5 класса в 2018 году. Мария была отличницей, но постоянная гонка за пятерками могла даже навредить, говорит она, хотелось больше внимания уделять знаниям, а не оценкам. Так Щербаковы перешли на семейное обучение, сейчас дочь уже в 11 классе.
В 6 и 7 классах часто помогала мама, и некоторые темы они разбирали вместе.
Сейчас девочка полностью занимается сама по школьной программе и учебникам. Если по каким-то предметам есть сложности, то семья прибегает к помощи педагогов и дополнительно берет онлайн-курсы. Время учебы для Марии регулируют самостоятельно.
– Моя работа позволяет самостоятельно распоряжаться своим временем, поэтому это тоже нужно учитывать при выборе семейной формы обучения. Иногда отсутствие контроля может сыграть злую шутку. В крайне редких случаях прибегали к помощи репетиторов. Начиная с 8 класса в большей степени она занималась самостоятельно. Посещала школу английского языка, закончила театральную школу, участвовала в театрализованных постановках. В качестве физкультуры занимается в фитнес-клубе индивидуально с тренером. Уже устроена в качестве самозанятой, имеет источник дохода, ведет свой блог, – говорит Елена.
Мария уже завершила аттестацию за 11 класс и сейчас активно готовится к ЕГЭ.
– Не каждой семье подходит такая форма обучения. Минус в том, что это огромная ответственность, которая ложится на плечи родителей и ребенка. Но плюсы перевешивают: больше свободного времени, есть возможность сфокусироваться на своих предметах и увлечениях. Тренируется самодисциплина, я вижу, как дочь повзрослела за это время, – делится Елена.
Сама Мария недостатками называет суженный круг общения, сложности с пониманием некоторых предметов. А плюсами – возможность путешествовать, фокусировку на нужных предметах, большое количество свободного времени.
Впрочем, мама в части общения не согласна с дочерью, потому что оно стало более качественным, то есть в тех коллективах, где ей интересно.
Мария успешно сдала ОГЭ, а в этом году ей предстоит сдать ЕГЭ, затем она планирует учиться на психолога.
Вернули в школу
Гузель Раисовна – педагог на пенсии. Внук несколько лет был на семейном образовании, но именно бабушка настояла на том, чтобы его вернули в школу.
Сначала мальчик ходил в частную школу, где занималось всего восемь человек. Но поссорился с одноклассником, был недоволен едой, ребятами, учителями – отрицал все правила. Тогда его перевели на формат онлайн-занятий.
– Родители решили, что будет свободный режим. График был расписан, внук занимался, говорил, что ему так нравится больше. Но я заметила, что он стал очень необщительный, всегда сам по себе, характер изменился, чуть что – сразу в слезы. Стал грубо обращаться с сестренкой. Вел себя очень пассивно – такой маленький старичок. Учился средне, но всегда любил рисовать, так, и в рисунках стало много черных и серых цветов. Я как бывший педагог настаивала на том, чтобы его отдали в школу, ведь это особый мир, где есть общение с другими детьми. Да, там много сложностей, но благодаря им формируется характер.
Гузель Раисовна считает, что семейное образование дает слишком много свободы, которой дети не умеют правильно распоряжаться.
– Семейное образование может быть только у инвалидов, которые не могут посещать школу, а здоровые дети пусть учатся в учреждении со всеми другими детьми, – добавляет она.
В итоге в 6 классе мальчик поступил в гимназию. Перед этим за ребенка пришлось серьезно взяться – он занимался с репетитором и готовился к вступительному собеседованию, тестированию.
Домой – в первый класс
Челнинка Мария для младшей дочери-первоклассницы сразу выбрала семейное образование. Старшая дочь, отучившись 9 классов в гимназии, в этом году решила, что за два года доучится дома.
Мария рассказывает, что решение зрело на протяжении нескольких лет, особенно для младшей Екатерины нужно было серьезно взвесить все за и против.
Она не сидит дома, а ходит в частную школу, где в классе 10 детей. Но, так как она не имеет образовательной лицензии, пришлось оформить семейную форму. Проходить ежегодную аттестацию Екатерина будет онлайн в московской частной школе, либо для этих целей можно прикрепиться к челнинской школе.
– Меня не очень устраивает общеобразовательная школа в том виде, в котором существует сейчас. Мне не нравится отсутствие возможности выбрать учителя. Я очень трепетно отношусь к тому, с кем проводит время мой ребенок, у меня уже дважды был негативный опыт с учителями начальных классов, поэтому хотелось посмотреть, кому я вручу свою Катю. Кроме того, ребенок часто болеет, а школа – это постоянные простуды. Заметила еще, что ко второму классу многие школьники начинают разговаривать исключительно матом. Что происходит там? Также мне не нравится, что уже во втором классе родители покупают детям смартфоны, у них бесконтрольный доступ в интернет, чему они там учатся? – задалась вопросами Мария.
По поводу отсутствия социализации Мария за дочь не переживала, потому что ребенок раскрепощенный, открытый, жизнерадостный. Скорее, наоборот, – был риск, что станет зажатым и злым.
– Я не считаю, что современная школа способствует раскрытию личности. Наоборот, делает его зажатым, чтобы он не выделялся, был как все. Может быть, в обычной школе ребенок действительно больше социализируется, так как сталкивается с большими трудностями, но маленькому ребенку они не нужны, а нужна дружелюбная и позитивная атмосфера, – говорит Мария.
Старшая дочь Алина все лето готовилась к аттестации по школьным предметам. Занимается исключительно дома, с репетиторами по русскому языку, математике, обществознанию. По этим предметам девушка будет сдавать ЕГЭ. Остальные науки она изучает самостоятельно по школьным учебникам, а более сложные предметы – химию, физику – по онлайн-урокам.
Сравнивая две системы, старшая дочь говорит, что в школе создают тернистый путь, через который нужно продираться. Это требования к внешнему виду, непонятные запреты, дополнительный стресс, не связанный с учебой. А дома много времени Алина стала посвящать художественной школе, потому что планирует поступать на это направление, у нее появилась возможность подрабатывать. Что же касается социализации, то она утверждает, что общения у нее теперь в разы больше, потому что оно стало разносторонним, с людьми разного возраста. Больше общения и с друзьями, с которыми некогда было поговорить в школе.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)