События и факты
«Под грохот снарядов думаю о вас»: свидетельства ВОВ в музее Челнов
Уникальные документы, солдатские письма, экипировка военных лет - сотрудники Музея истории города к 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне рассказали об экспонатах-свидетельствах ВОВ
Челнинский "Штирлиц"
Телеканал «Звезда» в мае покажет документальный фильм из цикла «Герои-разведчики» (12+) о Йоганне Вебере. Под этим именем немецкого офицера в тылу врага «служил» уроженец Челнов Иван Утробин.
На фронт он ушел добровольцем со студенческой скамьи Пермского пединститута и защищал Москву. Безупречное знание немецкого языка, который по своей инициативе изучал на факультативе, привело его в разведшколу. Там курсанта готовили к заданию – как пленного немца, посадили в лагерь для военнопленных, где он сдружился с офицером Йоганном Вебером и узнал всю его биографию. С его документами в 1942 году старшего лейтенанта Ивана Утробина забросили командиром роты связи в немецкий мотодивизион, где он добывал ценную информацию о передвижениях частей, карательных акциях и передавал её через связных.
Умение просчитывать ходы, осторожность, интуиция уберегли его от провала. И все же был случай, когда наш разведчик чуть не провалил задание. Во время проверки контрразведчик дивизии показал ему несколько фотографий девушек и спросил, которая из них его сестра. Иван показал и угадал, поскольку незнакомая брюнетка была очень схожа с братом Йоганном. А чтобы не вызвать подозрение у соответствующих служб, наш разведчик писал раз в месяц письма «родителям как нежно любящий сын».
В мирное время майор в отставке Иван Утробин в 1974 году вернулся с семьей в Челны и устроился заместителем начальника ЖЭКа на КАМАЗе, позже преподавал историю в школах. С женой воспитали двух дочерей и двоих приемных детей.
В память о скончавшемся в 1993 году Иване Утробине названа улица в Орловке.
Три брата - три моряка
Для братьев Котуховых служба в Военно-морском флоте стала судьбой. Их отец Петр Яковлевич работал заведующим отделением связи в Набережных Челнах. Сыновья, выросшие на Каме, свои судьбы связали с морем, и первым дорогу проторил старший, Михаил. Он окончил Ленинградское военно-морское училище и был направлен подводником в Тихоокеанскую флотилию. По его следам пошли младшие братья, Алексей и Вениамин. В годы войны им вместе довелось служить на Тихоокеанском флоте. Затем они приняли участие в войне против японских империалистов.
Пасечник собрал 100 тысяч рублей на самолет
В годы войны боевую технику мог купить любой желающий, правда, это носило благотворительный характер и оформлялось как матпомощь фронту.
Одним из инициаторов всенародного движения по сбору средств на нужды фронта стал Хазиахмет Ахметов из села Калмия Мензелинского (ныне Тукаевского) района. В самое тяжелое время – в 1943 году, когда народ в тылу жил впроголодь, пасечник от своего имени сделал заказ на строительство самолета. На фронте воевал сын, а самого его не брали по возрасту, и он считал своим долгом помочь защитникам.
Хазиахмет Ахметов узнал, что на самолет надо 100 тысяч рублей. Если учесть, что килограмм меда на рынке стоил тысячу рублей, стало быть, самолет по цене равнялся стоимости центнера меда. Чтобы собрать нужную сумму, многодетный отец продал в Ижевске мед с двух пасек и серебряные часы. Еще отнес на базар приданое жены – каракулевую шубу.
В память об этом патриотическом порыве в селе Калмия после войны улице присвоили имя Хазиахмета Ахметова.
Письма-"треугольники"
Пожелтевшим солдатским письмам – 80 лет. Это единственная память о братьях Юсупе и Ибрагиме Исмагиловых из деревни Биклянь. С фронта дошли домой весточки, написанные карандашом. Погибли они в 1943 году.
Юсупу Исмагилову было лишь 17 лет, и в последнем письме в августе 1943 года он написал: «Эткэй и энкэй! Передайте привет от меня всем родным. Под грохот снарядов думаю о вас, вспоминаю мирную жизнь в родной деревне. Я уж давно забыл о маминых подушках – спать приходится, где придется. Но мы справимся, среди нас много героев. Я вам отправил 2100 рублей. Еще тысячу рублей передал для танковой колонны. Ждите меня…».
Дети из Орши
В июне 1941 года в Челнах приютили детей из пионерлагеря города Орши Белоруссии. Для челнинцев эти юные эвакуированные стали первым реальным свидетельством войны: потоки беженцев, похоронки были уже потом. Около 300 детей поселили в школе-интернате, где все были заняты делом – работали на кухне, заготавливали дрова, привозили воду, косили сено. Работницы артели «Красная Заря» сшили им одежду, а умельцы передали валенки.
Уже в 80-х годах ставшие взрослыми дети из Орши приезжали в Челны на вечер встречи и передали свой подарок – два каравая хлеба. В благодарность за приют и кров городу, ставшему для них родным.
Фото из Музея истории города
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)