18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

События и факты

Символ богатой и сладкой жизни советского человека – торт «Татарстан»

Во времена тотального дефицита, когда в магазинах сложно было купить все, начиная с колбасы и заканчивая тортами, работала в Набережных Челнах кондитерская фабрика «Заря». Их торты «Татарстан» и «Огонек» помнят многие

ЗНАМЕНИТЫЙ ТОРТ ЗА 4 РУБЛЯ 50 КОПЕЕК 


В дефицитные 80-е годы горожане с огромным трудом приобретали к праздникам торты «Татарстан», которые выпускали мастера челнинского филиала Казанской кондитерской фабрики «Заря». Это сейчас можно купить торт, потому что просто захотелось, тогда этот дефицитный товар нужно было «доставать». 


Предприятие располагалось в центре 15-го комплекса поселка ЗЯБ. Здание было огорожено высоким забором, через ворота выезжали машины, груженые коробками. Редакция «Челнинских известий» находилась неподалеку, и когда мы с утра шли на работу, то вдыхали ароматы, витающие над неприметным зданием: пахло шоколадом, ванилью, свежей выпечкой. В общем, красна изба не углами, а пирогами. 


Продукция фабрики была разнообразной. Там делали зефир, печенье курабье и миндальное, торты «Казань» и «Смуглянка». И все же хитом фабрики стал фирменный торт «Татарстан». За ним охотились и были готовы платить немалые деньги – 4 рубля 50 копеек. Для сравнения: бутылка шампанского стоила 3 рубля 70 копеек, а обед из трех блюд в Доме татарской кулинарии обходился в 3 рубля. 


Торт доставали для своих работников профсоюзы, чтобы его получить, нужно было попасть в список, который составляли заранее. Те, у кого профсоюзы были не столь активны, приходили к магазинам с ночи в день привоза торта «Татарстан» и терпеливо стояли в очереди. Счастливчики, урвавшие фирменный торт, всегда оказывались в центре внимания. Гордо стоя с коробкой в автобусе, отвечали на вопросы пассажиров, которые с завистью спрашивали: «А где вы его достали?». Торт «Татарстан» был символом сладкой жизни, эксклюзивным угощением для особенных случаев и самых дорогих гостей. 


Авторство воздушного и легкого деликатеса, ставшего брендом республики, принадлежало Зурабу Хубулаве – директору головного предприятия «Заря» в Казани. Он не скрывал своего рецепта: в основе торта – безе, то есть яичный белок, взбитый с сахарной пудрой и высушенный в печах. Воздушные белковые коржи соединялись сливочным кремом с клюквенной подваркой. Поверхность торта была отделана таким же кремом, шоколадной глазурью. В нем не было бисквита, и поэтому он долго хранился. Уже позже челнинские кондитеры создали торт «КАМАЗ», примерно повторяющий состав «Татарстана» и даже украшенный похожим образом, но, увы, конкурентом этот торт так и не стал. 


КАПИТАНА ФАБРИКИ ЗВАЛИ МАДИНА 


Директор нашего филиала фабрики «Заря» Мадина Гиниятуллина была направлена из Казани в Челны в 70-х годах и с нуля создала предприятие с большим коллективом, преимущественно – женским. Она могла отрегулировать любую ситуацию – у нее был талант дипломата. Как назвала ее в разговоре экс-директор продуктового магазина в поселке ЗЯБ Светлана Гудова – «хрупкая женщина со стальными нервами». Мадина Нотфулловна смогла вывести свой «корабль» в передовые. Она одинаково интеллигентно общалась со всеми: и с директорами торговых точек города и Закамского района, и с обычными горожанами, приходившими прямиком к ней в кабинет с просьбой: продать торт «Татарстан». 
 – Мы познакомились с Мадиной – ее полное имя Магфура, в ноябрьский день 1974 года – тогда одновременно открылись филиал фабрики «Заря» и наш магазин «Универсам № 1» в поселке ГЭС, где я тогда работала заместителем директора, – делится бывший руководитель торгового предприятия «Новгородское» Лидия Коробейникова. – Первую партию сладкой продукции направили нам на новоселье. Мадина Нотфулловна по натуре была оптимисткой и талантливым кондитером, профессионально строга, такие люди уже редкость. Инновационно относилась ко всему, что касалось производства, смогла создать предприятие европейского уровня. 


Было время, когда филиал фабрики «Заря» готовился к преобразованиям и должен был стать огромным предприятием. В годы интенсивного экономического развития ТАССР в промкомзоне Челнов приступили к строительству большого здания кондитерской фабрики с подъездными железнодорожными путями. Выстроили под единой кровлей громадный производственный корпус. Но собственных средств на закупку импортного оборудования из бывшей ГДР стоимостью 20 миллионов дойчмарок у «Зари» не хватило. Стройка долго простояла незавершенной, пока ее не передали Камгэсэнергострою за… четыре грузовика «КАМАЗ».

 

слева направо: Мадина Шаймиева (сестра Минтимера Шаймиева), Лидия Коробейникова (директор ТП  "Новгородское") и Мадина Гиниятуллина (директор фабрики «Заря»)


ВМЕСТО ФАБРИКИ – СВАЛКА 


В 2004 году фабрика «Заря» в Казани была ликвидирована, следом, один за другим, закрылись и все филиалы. Так, Мадина Нотфулловна ушла на пенсию и занялась дачей и внучками. 


– Любое упоминание о предприятии и былых успехах вызывало у нее слезы, слишком много душевных сил было отдано,  и все в одночасье рухнуло, – говорит Лидия Коробейникова. – Моя любимая подруга умерла четыре года назад. 


Что стало с опустевшим зданием фабрики «Заря»? По настойчивым просьбам жителей поселка ЗЯБ здесь пытались открыть городскую баню. Было вложено около шести миллионов рублей, на этот объект регулярно приезжали депутаты во время проверок строящихся объектов. Но открытия бани так и не дождались. Это место превратилось в обычную свалку, которая стала пристанищем для бездомных. 


А год назад там навели порядок и построили обычный продуктовый магазин. 

 

Так выглядела фабрика «Заря» очень долго. Только недавно здание отремонтировали и открыли продуктовый магазин


 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос