Медицина
Врачи VS* пациенты

Взаимоотношения врача и пациента всегда были материей тонкой и деликатной. Но за последние десятилетия в них многое изменилось. Чтобы осмыслить причины этих перемен и их вектор, мы обратились к исследованию Игоря Тогунова, члена-корреспондента РАЕН, доктора медицинских наук, доцента, профессора Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В нем ему удалось оценить эволюцию этих взаимоотношений с помощью беспристрастной статистики. Мы попросили его прокомментировать результаты этого исследования.
Нужна ли клятва Гиппократа?
В исследовании приняли участие 271 медработник и 312 пациентов стационаров и поликлиник.
На вопрос «Преобладают ли в современных отношениях врача и пациента экономические соображения?» 74% пациентов и более половины медиков (59%) ответили утвердительно. 37% врачей не согласились с этим утверждением. Среди пациентов несогласных оказалось только 12%, это меньше, чем доля сомневающихся (14%). Среди врачей затруднилось дать однозначный ответ 8%.
На утверждение, что врач в своих взаимоотношениях с пациентом всегда должен ставить на первое место бескорыстную заботу о нуждах пациента, положительно ответили 92% медиков и 80% пациентов. Что интересно – 8% медицинских работников не согласились с утверждением.
Поинтересовались у людей и их мнением по поводу того, что современные врачи всегда и во всем должны следовать клятве Гиппократа. 45% пациентов согласны с этим, а 40% – не согласны. Среди медицинских работников 57% подтвердили суждение, 31% не согласились. Примерно поровну в обеих группах (15% пациентов и 12% медиков) затруднились с ответом.
Пациенты и врачи солидарны в том, что больной или его родственники не должны принимать участие в вознаграждении доктора за его труд (63% опрошенных с обеих сторон). Примерно также распределились ответы и на вопрос о том, что уровень заработка врача должен устанавливаться и регулироваться только государственными органами (65-66%).
Свое мнение высказали люди и о правах врача и пациента, отвечая на вопросы «Пациент и врач в своих отношениях должны иметь равные права?» и «Во взаимоотношениях врача и пациента права пациента должны быть превыше всего?». По первому утверждению и больные, и доктора оказались солидарными: соответственно 65% и 67% ответили утвердительно. По второму утверждению 59% пациентов выступило за приоритетность своих прав. Их мнение поддержали 40% медиков, а каждый второй (52%) возражает против приоритетности прав пациента.
В сторону денег
Чтобы глубже осмыслить цифры, мы задали профессору Тогунову несколько вопросов.
– Игорь Алексеевич, изменились ли сегодня обнаруженные вами тенденции?
– Тенденция развития страны остается в рамках умеренной либерально-демократической системы, она и определяет сегодня развитие производственных отношений в медицине, что подтверждается положениями нового закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
В целом же, в современных отношениях «врач – пациент» все прочнее утверждается партнерское направление в противовес «патерналистическому», где признается безоговорочное превосходство врача. А партнерские отношения, оформленные договорами, – это отношения маркетинговые, где категория «медицинская помощь» трансформируется в «медицинскую услугу».
Хотя вышеупомянутый закон и вводит понятие медицинских услуг, но до конца не прописывает условия их производства и потребления, следовательно, и рыночных взаимоотношений субъектов системы здравоохранения. Все это говорит о том, что формирование цивилизованных отношений «врач – пациент» в России находится в процессе эволюции.
Но в сегментах рынка медицинских услуг должны оставаться области, в которых абсолютно противопоказаны рыночные отношения. В них затраты могут покрываться органами государственного устройства, общественными организациями, спонсорами...
– Маркетинговый подход к медицине – это тупик или выход на новый уровень развития отрасли?
– Маркетинговый подход к медицине – это не тупик, это данность, в которой мы находимся. Но это вовсе не значит, что маркетинговые подходы можно адекватно перенести на здравоохранение.
– Насколько входят в противоречие такие мнения респондентов, как государственное регулирование оплаты труда медиков и признание половиной пациентов того, что врач должен рассчитывать на материальное вознаграждение от пациента?
– Вот в этом вопросе и проясняется суть тех противоречий, которые возникли уже не в государственной системе здравоохранения, но еще и не в цивилизованной рыночной системе производства и потребления медицинских услуг.
Опираясь на мировой опыт, думаю, что в абсолютном большинстве случаев расчет пациента с врачом без посредника и, тем более, в условиях несовершенной законодательной базы и невысокого уровня морально-этических отношений – недопустим.
Хотя доля личных соплатежей пациентов, в совокупности с другими потоками финансирования, может сыграть определенную роль во влиянии потребителя на качество медуслуг, сформировать конкурентную среду.
– На ваш взгляд, чем порождено нынешнее недоверие пациентов к врачам и врачей к пациентам?
– Я бы не стал утверждать, что существует поголовное абсолютное недоверие к врачам, хотя сегодня степень критичности выше, чем, к примеру, лет тридцать назад. В каждом конкретном случае необходимо искать конкретную причину недовольства.
А причины, связанные с низким профессионализмом и недостатком человечности в медицине, те же, что и в обществе в целом: несовершенный уровень образования, низкий уровень производственной и социально-экономической сферы, утрата традиционных морально-нравственных критериев личности.
«Здоровый город Набережные Челны»
*VS (сокр. от лат. versus – против). Используется на письме для обозначения противопоставления кого-либо или чего-либо (спор, конкуренция) или для сравнения двух объектов, идей и прочего, особенно при необходимости выбора одной из альтернатив.
ВикипедияСледите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)