«Дальше живём без ноги»: ветеран СВО с протезом принял участие в гонках

Ильдар Карюков, ветеран СВО с позывным Катана, на городских встречах и форумах неизменно привлекает внимание присутствующих своим спортивным видом и необычной прической.
При этом понятно, что у него на ноге протез. Стильный боец напоминает героя экшн-фильма. И этот образ недалек от истинного.
В марте Карюков вернулся со всероссийских соревнований из Ханты-Мансийска, где прошел «Кубок Защитников Отечества» – турнир для ветеранов СВО. Челнинец показал лучший результат в команде Татарстана. Сам же Ильдар признается, что ехал не за победой, а за драйвом.
Прилетел миномётный снаряд
Ильдар закончил школу №4, поступил в автомеханический техникум, после которого устроился работать на автотранспортное предприятие, где трудился его отец. Прошёл срочную армейскую «школу», был участником Первой чеченской войны, на «гражданке» устроился в лицей милиции «Калкан», где четыре года служил в должности командира взвода, воспитывал учеников 9-11 классов. Потом служба в Комсомольском ОВД в должности следователя по общеуголовным делам, параллельно закончил Казанский юридический институт. Далее 14 лет работал в страховой группе «АСКО», где руководил департаментом регулирования убытков. Есть в его биографии и страница, связанная с адвокатской деятельностью в юридической консультации № 1 нашего города.
В 2022 году перед Ильдаром Карюковым, как и перед многими мужчинами нашей страны, встал выбор – продолжать жить на своей волне или встать на защиту интересов Отечества.
– Я осознанно пошёл в частную военную компанию, так как был наслышан об особом духе воинов, железной дисциплине в подразделениях и взаимовыручке на поле боя. Все оказалось правдой. Равноправие и уважение среди бойцов – хотя там собрались ребята с разными судьбами и мотивацией, слово командира – закон, абсолютное табу на алкоголь и запрещенные вещества – все это остается за КПП компании, четкое взаимодействие в боевых условиях, – говорит боец.
По его словам, подразделение готовилось к боям за Бахмут, но оказалось под Лисичанском. Там, в лесополосе, Ильдар пострадал в результате очередного миномётного обстрела. Получил минно-взрывное ранение. Он практически лишился нижней части правой ноги, на другой ноге был сложный перелом и сквозное ранение.
– Сам себе оказал первую помощь: жгут, «обезбол», перевязка. До точки эвакуации братья несли меня полтора часа на носилках. А вечером я уже был в Луганском госпитале, где мне ампутировали правую конечность – до нижней трети бедра, затем перенаправили в госпиталь Ростова-на-Дону, а через два дня я был в Москве в военном госпитале имени Бурденко, – вспоминает Ильдар.
«Первый протез был механический»
– Важно понимать, зачем ты вообще пошёл на войну, – ответил челнинец на вопрос, трудно ли смириться с потерей ноги. – Если это было результатом юношеских фантазий или просмотра очередного фильма-боевика, то потеря ноги – да, катастрофа. Если ты сделал осознанный выбор и понимал, что может произойти и такое, то психологического надрыва, наверное, можно избежать. Когда я утром проснулся после операции и ощутил пустоту, сказал себе: «Ну, значит, дальше живём без ноги».
Ильдар Карюков находился в госпитале с осени 2022-го до конца весны 2023 года. Затем начались будни ветерана – учился жить по-новому.
– Первый протез был механический. Устройство держится за счет механического замка либо за счет напряжения мышц. За полгода я так и не смог к нему привыкнуть. Было тяжеловато. Потом начал оформлять инвалидность и через Социальный фонд РФ получил второй протез за 3,5 млн рублей (но есть и дороже – за 5 млн рублей и выше). Вот он мне подошёл, – пояснил боец.
Но до этого Карюков попал в реабилитационный проект «Перезагрузка», который реализуется в городе Алексин Тульской области на базе центра подготовки паралимпийцев. Проект в свое время появился по инициативе тогдашнего губернатора Тульской области Алексея Демина.
Его цель – медицинская и психологическая помощь участникам СВО. В центре с бойцами работают психологи, массажисты, кинезиологи, юристы, социальные работники. Последние помогают участникам, например, восстановить документы, пройти медико-социальную экспертизу, внести изменения в индивидуальную программу реабилитации, оформить инвалидность. Они рассказывают участникам о положенных выплатах и льготах. Огромную пользу, по словам челнинца, ампутанты получали от консультаций протезистов из компании «Лимб».
– Благодаря им, я понял, что при заказе протеза необходимо описывать мельчайшие физические особенности, чтобы они были учтены при подборе устройства. Я бы хотел, чтобы на этот момент обратили внимание и другие ампутанты. Насколько тщательно вы опишете свои потребности, настолько подходящий протез и получите, – говорит мужчина.
«Когда я утром проснулся после операции и ощутил пустоту, сказал себе: «Ну, значит, дальше живём без ноги».
Не менее полутора часов на тренажерах в день
Для Ильдара подобрали бионический протез с микропроцессорным управлением, который сам рассчитывает оптимальную нагрузку и другие параметры. Благодаря этому жить с протезом стало легче, говорит челнинец.
– Меня устраивает протез, хотя, наверное, есть и лучше. С ним я смог встать на беговую дорожку. С января 2024 года ежедневно занимаюсь в спортивном зале. Если поначалу мог стоять на дорожке пару минут, то сейчас занятия длятся до 40 минут и более, – говорит Карюков.
В этом году «Кубок Защитников Отечества» впервые проводился по зимним дисциплинам – участники соревновались в лыжных гонках, сноуборде, биатлоне, хоккее. В нем приняли участие 300 человек из 60 регионов России.
Ильдар Карюков выступал в команде Татарстана, которая была создана и направлена на соревнования при поддержке республиканского филиала фонда «Защитники Отечества». Челнинец принимал участие в лыжных гонках и состязаниях по биатлону.
– В лыжных гонках для ампутантов моей категории используется специальная конструкция, когда ты садишься и двигаешься, как на санках. Дистанция была 3 километра. В лыжных гонках я занял восьмое место, в биатлоне – десятое, – рассказывает челнинец.
Карюков признался, что поехал на соревнования не за спортивным успехом.
– Когда я лежал в госпитале, среди нас, раненых, царила особая душевная атмосфера. Мне было комфортно среди своих. Когда пришло время возвращаться домой, я психологически напрягся – как я буду чувствовать себя среди здоровых? Однако адаптация прошла нормально. И все же иногда хочется вернуться в ту братскую среду. И я поехал в Ханты-Мансийск за эмоциями. И не ошибся. Там собрались мужчины, которым, как считаю, никому ничего доказывать уже не надо. Поэтому все получали радость от происходящего. Была шикарная организация, поддержка болельщиков, эмоции. Я очень доволен поездкой, – отметил ветеран СВО.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (3)