Реклама
Реклама
Экспресс-новости
Последние комментарии
Реклама
Общество

160 лет назад татарки хиджабов не носили

Как выглядели татары и другие прикамские народы

Стоит полистать энциклопедическую, 400-страничную, книгу «Карл Гун и Елабуга», которую три года назад выпустил Елабужский музей-заповедник. Книга тут же стала библиографической редкостью, и сейчас к печати готовится уже третье ее издание. В чем кроется секрет ее популярности? С этим вопросом мы обратились к известному челнинскому модельеру и искусствоведу Ольге Пудаковой. 

 

– Кто такой Карл Гун?

 

– До сих пор имя художника из Прибалтики Карла Гуна не было известно широкой публике. Хотя в 2002 году на выставке в Елабуге впервые были представлены 16 его подлинных акварелей и рисунков из собрания Русского музея. Но это капля в море, если учесть, что этнографических зарисовок Карла Гуна, где он почти с фотографической точностью зафиксировал облик татар и других народностей Прикамья, более 200. В книге «Карл Гун и Елабуга» представлено свыше 130 этнографических, жанровых, бытовых, архитектурных зарисовок художника, причем в прекрасном полиграфическом исполнении. 

 

Это настоящий подарок не только для этнографов, историков, любителей живописи, но и для широкого круга людей, которые интересуются историей своего края, своего народа. Они получили возможность заглянуть в далекое прошлое и увидеть лица и жизнь людей эпохи, когда фотография еще не была массовым явлением.

 

 

– А как художник попал в Елабугу? 

 

– Карл Гун родился под Ригой в Зассегале в 1830 году в семье церковного органиста. Потом он становится студентом Петербургской академии художеств. Учиться хорошо, видно, помогает врожденный педантизм. Получает за свои работы две серебряные и потом золотую медаль, которая дает возможность шесть лет совершенствовать свое мастерство за рубежом. Но прежде чем уехать за границу, он вместе со своим другом художником Василием Верещагиным приезжает в Елабугу. Глава города Иван Стахеев приглашает их расписать иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Находясь в Елабуге с весны 1862 года и почти до конца 1863-го, он и создает бесценные для нас этнографические зарисовки татар и других народов Прикамья – чувашей, мордвы, вотяков, кряшен.

 

 

– Насколько документальны и точны его рисунки жителей наших краев?

 

– В своих этюдах с натуры почти с фотографической точностью он зафиксировал не только облик представителей разных народностей, живущих в Прикамье, но и предметы быта, домашнюю утварь, интерьеры крестьянских изб и мечетей, детали деревянного зодчества, костюмы различных народов края. 

 

 

Делал тщательно проработанные рисунки татарских и русских деревень, вотяцкой избы и винокурни, Красную горку, развалины Чертова городища, Святой ключ в окрестностях Елабуги. Сегодня, благодаря Гуну, мы можем изучать национальные костюмы русских, татар, марийцев, удмуртов, чувашей, мордвы середины XIX века, запечатленные им в «елабужском» альбоме. Материалы «елабужского цикла» Гуна документальны, это зарисовки с натуры, где указаны не только место и дата, но порой и фамилии персонажей. А деревенский мулла, изображенный вместе со своей женой, даже оставил на рисунке собственноручную надпись арабской вязью.

 

Одно дело, когда русский пишет русского или татарин татарина. А тут приезжает человек совсем иной культуры, и, благодаря своему любопытству, своему желанию познать, он тщательно зарисовывает то, что ему показывают, что он видит, без всякой выдумки. Получается абсолютная объективность. 

 

Уже в Париже, куда потом уехал художник, он продолжал работать над сюжетами, захватившими его в уездной Елабуге. Он создает картины «Цыганка ворожит татарской девушке», «Крестьянская свадьба», «Молодая татарка». 

 

 

– Как вы открыли для себя Карла Гуна?

 

– Совершенно случайно. Будучи студенткой факультета искусствоведения Петербургской академии художеств, собирала материал для курсовой работы по народному костюму. В фондах Русского музея мне на глаза попался знаменитый портрет «Молодая татарка» и подпись: Карл Гун. Это была интрига: молодая татарка и прибалт Карл Гун. Как они могли встретиться? Стала искать сведения о нем в разных источниках, увидела его зарисовки и поняла, что для нас его творчество – это бесценный дар из прошлого.

 

 

– Сейчас есть татарки, которые ходят в хиджабах, в длинных бесформенных платьях. Это имеет что-то общее с историческими костюмами, которые запечатлел Гун?

 

– Татарки никогда так не одевались. Смотрим на рисунки Карла Гуна и видим, сколько на татарках украшений. Недаром раньше говорили: татарскую женщину сначала слышишь, потом видишь. Потому что при ходьбе у нее звенели серебряные монетки на хаситеэ, браслеты, накосники, чулпы. Все это носилось открыто. Причем это не просто украшения – это обереги, которые защищали женщину от сглаза. 

 

Возьмем цветовую гамму исторических татарских костюмов. Это не резкие, но жизнеутверждающие расцветки тканей, татарки предпочитали оттенки зеленого, синего, коричневого. Красного было мало по сравнению с русским костюмом. Профессор Казанского университета Карл Фукс много времени посвятил изучению быта татар. Он в одной из работ привел цену костюма татарки – 2 тысячи рублей, по тем временам очень солидно.

 

Нигде в исторических рисунках нет татарок в чадре, парандже или хиджабах. Конечно, татарки повязывали голову платком. Когда им встречался незнакомый мужчина, они прикрывали лицо краешком платка. 
Но ни в каких исторических документах нет татарской женщины, закутанной с головы до ног. Хиджабы и длинные бесформенные платья – это привнесенная арабская мода.

 

 

– Какие элементы исторических костюмов что-то сохранилось в современной моде? 

 

– Это цвета тканей, украшения. Например, те же браслеты, серьги. Возьмите нашего президента Рустама Минниханова, одетого в сюртук, который был в моде во времена поэта Габдуллы Тукая. Татарские этнические узоры есть в отделке обуви, платьев, жилетов, сумок. Я считаю, что, используя этнические мотивы, ты подчеркиваешь свою личность, отделяешь себя от массовых унифицированных вещей.

 

иллюстрации из книги «Карл Гун и Елабуга», из собрания Государственного Русского музея г. Санкт-Петербург

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Поделиться:
Комментарии (14)
  • 25 марта 2022 - 09:08
    поживший
    Невероятно интересно! Особенно про привнесённую арабскую моду. Местным модницам и патриоткам следует задуматься
  • 25 марта 2022 - 09:10
    Да,да
    В Челны приехала из татарской глубинки. Там в конце 60х у нас так и одевались абийки, те которые помнили и знали , что они не арабки и своё не хуже
  • 25 марта 2022 - 11:56
    Не убавить, ни прибавить
    2 чудесных комментария,соглашусь с обоими. Помню татарских бабушек, в платочках в роспуск по плечам. Как красиво это было! И очень по-национальному, по своему, народному!
  • 25 марта 2022 - 12:53
    Елена
    Согласна, для меня образ татарских бабушек - это красивый платок на голове и по спине распущенный, дедушка - это тюбетейка, жилетка и аккуратная небольшая борода. Теплый и добрый образ.
  • 25 марта 2022 - 16:11
    поживший
    Жаль, здесь нельзя размещать фотографии, а то у меня по теме обсуждения есть очень интересная фотография 40-летней давности...
  • 25 марта 2022 - 17:26
    Елене
    Я помню тот же образ. И помню, как где-то в середине 90-х для меня и многих было шоком появление этих "арабских" женщин в хиджабах. Особенно молодых, жизнерадостных студенток, которых эти одеяния очень старили. Да пожилые, пожалуй, и не одели тогда новую одежду, остались верны одежде своих матерей и бабушек. А от хиджабов какой-то среднеазиатской отсталостью 20-х гг. повеяло, опасной фанатичностью
  • 25 марта 2022 - 20:28
    татарки не надевали хиджабы, откуда пришла эта мода? ходят в длинных платьях, брюки под ними, платок полностью закрывает голову, зачем? верить можно и без таких одеяний
  • 25 марта 2022 - 20:47
    насима
    Наша мама носила калфак (тюбетейку), поверх завязывала платок, распущенный по плечам и очень красивые с национальным орнаментом комзолы. Настоящая красавица эби. Комзолы и платки мама оставила нам дочерям. Придет время и мы станем эбийками!!!
  • 25 марта 2022 - 23:02
    санта
    Харам: в хиджабе, но с голыми ногами, оформленными бровями, нарощенными ресницами.
  • 26 марта 2022 - 00:15
    Патриотизм и мода
    Сейчас начали поднимать тему патриотизма в стране. Даже блогеры пишут- в моде павлово-посадские платки на девушках и женщинах, надо поднимать и национальную татарскую моду- тюбетейки, платки, камзолы. Народная одежда красиво и с пользой+ дети хоть увидят живую историю народов страны! Еще можно в какой-нибудь выходной жителям страны просто всем взять и выйти на улицу в своей народной одежде.
  • 26 марта 2022 - 07:57
    театрал
    Очень хорошая идея. Есть же день Земли, день велосипеда (знали?), другие "дни", так почему бы не сделать день национальной одежды? Кстати, такие дни или даже декады существовали до революции - можно найти много старых фото, на которых женщины (великосветские дамы) одеты в русскую национальную одежду, они одевали её по определённым праздникам.
  • 26 марта 2022 - 11:45
    А есть такой день
    Автор Илиса Ганеева не зря написала эту статью. На сайте "Культура РФ" написано так:"17 апреля День национального костюма — праздник, который дает возможность ещё раз обратиться к традициям, истории и культуре народов, воспитать в подрастающем поколении понимание, что народная культура — это достояние и ценность." Просто мало кто знает об этом, как например о Пасхе, Наурузе или Масленнице.
  • 28 марта 2022 - 11:48
    Замечательная статья, наконец-то, хоть, молодые девушки узнают традиционную, национальную одежду, а не арабскую культуру.
  • 30 марта 2022 - 16:23
    Владислав
    Интересная статья. Обратите внимание на то, что не только бабушки, но и более молодые женщины в Русской Православной Старообрядческой Церкви завязывают и носят платки точно также как и татарские бабушки. Как думаете, есть какая-то историческая связь между этим?
Главное
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Актуальное видео
  • 14 сентября 2022 - 15:04
    Цена времени
Реклама
Опрос