16+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Общество

«Экипажи грязные, извозчики опаздывают»: перевозки в Челнах 150 лет назад

«Экипажи грязные, извозчики опаздывают»: перевозки в Челнах 150 лет назад

Тарифы на поездку менялись в зависимости от погоды, как и сейчас в такси, а извозчиков корили за пьянство

Тема общественного транспорта в последнее время стала одной из горячих. Неравнодушных к ней нет. На этом фоне «Челнинские известия» поинтересовались, как обстояли дела в нашем городе 100-150 лет назад с пассажирскими перевозками?

 

С багажом пешком до села

 

Как рассказал в одной из своих книг известный краевед  Владимир Ермаков, для передвижения внутри села и до ближайших деревень в начале ХХ века челнинцы нанимали извозчика, если на это имелись деньги. Такса была такая: 4 копейки с версты за лошадь (за пару — соответственно 8 копеек, за тройку — 12 копеек). У крестьян «брать извозчика» считалось роскошью, и они обычно ходили пешком.

 

Однако без извозчиков не могли обойтись те, кто прибывал на челнинскую пристань. Добираться от нее до села было довольно далеко, тем более с багажом. Извозчики курсировали по этому маршруту, но с ними возникали те же проблемы, что и с нынешним такси. Если пароход чуть опоздал, или погода ненастная, или начиналась уборка урожая — извозчика не дозваться. Тогда приходилось приезжим ночевать на пристани либо идти с багажом пешком до села.

 

Вы будете удивляться, но тогда на извозчиков тоже поступало немало жалоб. И в начале ХХ века находились реформаторы, которые хотели улучшить транспортную систему поселения.

Пристань Челнов

 

Так, в 1912 году пристав четвертого стана Воробьев, обращаясь к уездным властям, предлагал ряд мер для решения вопроса. Они заключались в том, чтобы извозчики имели чистые, неразбитые экипажи, чтобы пассажиры не пачкали свои одежды и багаж, находясь в них. Кафтан извозчика должен был быть в приличном виде. Сам «рулевой» обязан был управлять лошадью трезвым – как выполнялся этот пункт, неизвестно, но в других городах жалобы на пьяных извозчиков были постоянными. У экипажей должны были появиться номера, чтобы по ним можно было опознавать извозчиков и в случае чего – найти на них управу. К слову, именно так работали извозчики в те времена в Казани, они даже отмечались и проходили проверку в полиции. И главное, извозчики должны были приезжать на пристань поочередно к каждому прибывающему пассажирскому пароходу. То есть речь шла о том, чтобы транспорт ходил по определенному расписанию! Напомним, этот вопрос актуален и сейчас – в городе работают  информационные табло и внедряется приложение «Челны Транспорт», но пассажиры порой жалуются на неточности в работе общественного транспорта.

 

История умалчивает о том, какие меры были приняты после обращения пристава. Но наверняка жалоб не стало меньше.

 

«С билетом давали чарку водки»

 

Между тем, не представляло большого труда добраться от Челнов до больших центров — Казани, Уфы и других городов. Это можно было сделать на лошадях по почтовым и коммерческим трактам. Но самым доступным и дешевым видом транспорта для жителей Мензелинского и соседних с ним уездов оставался водный – с челнинской пристани.

 

В конце XIX–начале ХХ веков по Каме и Волге ходили суда различных пароходств — «Самолет», «Кавказ и Меркурий», наследников Курбатова, братьев Каменских. Вследствие технического развития, а также подорожания дров с конца 70-х годов XIX века пароходы перешли на жидкое топливо – мазут, нефтяные остатки. Увеличилась средняя скорость их движения по Каме – до 20 верст в час.

 

 

Чаще других причаливали к челнинской пристани пароходы, совершавшие рейсы между Казанью и Уфой. Пароходство Якимова, например, делало три рейса в неделю. И хотя такое путешествие продолжалось довольно долго – около трех суток, виды живописнейших берегов Волги, Камы и Белой доставляли пассажирам большое удовольствие.

 

Тогда же между пароходствами развернулась борьба за массового пассажира –  людей, едущих обычно третьим классом. Конкуренты время от времени снижали цены на билеты и фрахт за перевозку грузов. Один пароходчик – Тырышкин, например, в придачу к билету третьего класса  давал  прямо в кассе булку-копейку, а по праздникам – стопку водки. Судовладелец устанавливал 50-процентную скидку для сельских учителей. На других судах тоже не скупились на скидки.  Так, учащиеся имели право покупать билеты за 50 процентов стоимости. Такие же уступки делали для детей в возрасте от 5 до 10 лет. Льготы в стоимости проезда были предусмотрены и для тех, кто ехал партиями, артелями, бригадами.

 

Между тем, значительно возрос уровень комфорта для пассажиров. Пароходы были двухпалубные, освещались электричеством, имели паровое отопление. К услугам пассажиров были каюты трех классов. Помещения первого и второго классов находились в удобных местах, были достаточно просторными. Пассажиры третьего класса вначале размещались на открытой палубе, но в дальнейшем и для них были предусмотрены помещения.

 

Фото: историко-краеведческий музей

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (1)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос