Общество
Денис ВИЗГАЛОВ: «Нужно организовать экскурсии по мэрии Челнов и гендирекции КАМАЗа»
Как уже сообщала наша газета, в нынешнем году челнинский речной порт начнет принимать туристические теплоходы. Планируется, что для иногородних туристов будут устраиваться экскурсии. О том, как лучше организовать это дело, мы поговорили с руководителем проектов московского фонда «Институт экономики города» Денисом Визгаловым, который поделился, что при правильном подходе даже пару валенок можно продать за 400 долларов.
– Денис Валерьевич, многие в нашем городе считают, что туристам в Челнах показывать нечего, мол, у нас же не Елабуга. Вы разделяете это мнение? Если нет, то какие маршруты, на ваш взгляд, можно было бы организовать в Челнах?
– Елабуга, конечно, расположена совсем рядом с вами, но это не означает, что не нужно стремиться изменить свой город. Я, кстати, на своих мастер-классах по брендингу города привожу пример Набережных Челнов, рассказываю о том, каким раньше был герб, и каким он стал. И показываю эти две картинки. Они очень ярко иллюстрируют смену ценностной шкалы в Челнах.
Сегодня между городами усиливается конкуренция за туристов. При этом Челнам не нужно биться за стандартные, привычные ниши туристической привлекательности. У города есть уникальные возможности занимать новые и очень перспективные тематические ниши. Одна из них – производственный туризм. Это приглашение туристов на действующие или недействующие предприятия. Спрос на такого рода развлечения со стороны туристов очень быстро растет. При этом у нас в стране таких проектов – считанные единицы, и никто о них не знает.
– Расскажите об удачных примерах.
– Вот в городе Мышкин, например, жители очень активны. Сначала они исчерпали тему мыши. Сегодня, поняв, что все это уже тускнеет и нужно что-то новое, начали эксплуатировать тему валенок. Они построили у себя музейно-войлочное производство, туда приезжают американцы, смотрят, как делаются валенки, покупают пару за 400 долларов. Прекрасный бизнес! Все счастливы: и американцы, и производители.
Если подсуетиться, то Набережные Челны могли бы стать столицей производственного туризма в России. Правда, разумеется, для этого нужно много и что самое главное(!) – всем вместе – поработать. Для начала стоило бы организовать один пилотный, пробный проект на одном из предприятий. Лучше начинать с пищевой промышленности – кондитерских и хлебобулочных комбинатов, предприятий, где изготавливают пиво, молоко, сыр. Потом, у вас есть КАМАЗ, Соллерс, Мерседес. Я, кстати, был на конвейере Соллерса в ОЭЗ «Алабуга», там очень интересно.
400 тысяч евро из воздуха
– А как обстоят дела с развитием промышленного туризма в мире?
– Сегодня в США и Европе настоящий бум такого бизнеса. Туристы привлекаются на действующие или уже недействующие предприятия: соляные и угольные шахты, шоколадные фабрики, пивоварни и так далее. Одна только приливная электростанция в Рансе во Франции ежегодно привлекает 400 тысяч туристов, хотя это ее непрофильный актив. Билет стоит один евро. Таким образом, они из воздуха получают 400 тысяч евро в год. Помимо того, что это является мощным инструментом рекламы самой станции.
Любой завод, каждая фабрика сегодня могут стать объектом для туризма. У нас, к сожалению, все пока только в зачаточном состоянии, хотя это беспроигрышный вариант для всех. В конце маршрута – сувенирная продукция, обязательно каждый что-нибудь купит. Если вы два часа наблюдали, как делают шоколад, конечно, вам захочется его попробовать.
Туристов можно привести куда угодно. Можно устроить так, что по мэрии города или гендирекции КАМАЗа будут водить экскурсии. Это будет зрелищно и полезно для всех сторон. Даже в Пентагон ходят туристы! Им показывают, как там военные работают, и все счастливы! Это меняет имидж американской армии, у туристов создается иллюзия, что все абсолютно прозрачно, открыто и народно.
– Есть ли примеры организации удачного туристического бизнеса в российских моногородах?
– Практически нет. Только последние год-два в некоторых из них, видимо, предчувствуя скорый и неизбежный тупик, власти и бизнес начали шевелиться и организовывать совместные проекты по перезагрузке городов. Конкретного города не назову, потому что ощутимых результатов не видно пока еще нигде.
– А зачем вообще городам нужно работать над созданием своего бренда? Чтобы больше привлекать туристов?
– Не только. В сегодняшних условиях, когда страна теряет по 500-600 тысяч жителей в год, человек сам по себе становится дефицитом. И все эксперты уверены в том, что в России через 5-7 лет начнется страшная конкуренция за людей: талантливых студентов, носителей иностранного языка, ну, я не знаю, гинекологов, слесарей пятого разряда. Поэтому каждый творческий мэр должен сегодня понимать, что его город должен быть привлекателен прежде всего для жителей. Раз экономике города нужны люди, как их привлечь? Где они будут жить? Какие у них потребности? Где они будут работать, воспитывать детей, лечиться? Так и возникает стратегия развития города.
Инвесторы для выбора места вложения своих денег больше полагаются на мнения экспертов, рейтинговых агентств, своих аналитических служб. Таким образом, имидж территории становится важнейшим нематериальным активом развития этого места, таким же важным, как инфраструктура и природные ресурсы. Поэтому территориям необходимо вкладываться в свой имидж, делать что-то, что позволяло бы городу выглядеть привлекательно.
Ценности меняются
– В Челнах принято считать, что созданием бренда города заниматься нет необходимости, поскольку нас в мире и так прекрасно знают благодаря КАМАЗу. Насколько правильно это суждение?
– То, что знают благодаря КАМАЗу, – это верно. Но хорошо ли это, когда репутация огромного города находится в руках одного завода? В 2009 году вся страна узнала о том, что конвейер КАМАЗа остановился из-за кризиса. Как вы думаете, как это повлияло на репутацию города в России и в мире? И потом, сегодня очень рискованно продвигать город как большую, пусть даже и успешную промышленную площадку. Ценности существования городов меняются. Живя в городах, люди ходят на работу, чтобы жить. А не наоборот – существуют в городе, чтобы ходить на работу ради заработка, как в некой модели рабочей слободки, описанной в романе Максима Горького «Мать».
Город – это, прежде всего, место для жизни. Раньше в городе советского образца важным было, может ли человек заработать. Сегодня для престижного города важнее другое: может ли человек купить себе здесь высокое качество жизни на заработанные им деньги. Или он едет в музеи, на футбольные матчи, рестораны, фитнес-центры и курсы английского языка в соседний город?
– Расскажите, пожалуйста, на примерах, как можно организовать в провинциальных городах туристический бизнес?
– Рецепты, я думаю, стандартны, но они, тем не менее, почему-то крайне трудно реализуемы в российских городах. Во-первых, это обеспечение прозрачных правил игры, равных для всех – при раздаче земельных участков, например. Административная поддержка бизнесов, начинающих работать в сфере въездного туризма, полный отказ от взяток, откатов и бесконечных бюрократических барьеров. И очень важна кооперация в создании первого туристического продукта. Здесь высока роль и администрации города, и хотельеров (владельцев гостиничного бизнеса, – прим. ред.), и транспортников, и рестораторов. Ведь туризм – это наука о кооперации.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)