18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Общество

Рынок для народа или народ для рынка?

Рынок для народа или народ для рынка?

«Рынки всякие нужны?» – так назывался материал в «ЧИ» от 23 января 2009 года, в котором шла речь о российском федеральном законе, ожидавшем вступления в силу в январе 2010 года. В соответствии с ним все торгово-рыночные комплексы должны были перекочевать в стационарные условия, то есть капитальные здания. Однако, учитывая ряд обстоятельств, в том числе не в последнюю очередь и протестные настроения частных предпринимателей, пресловутый закон 271-ФЗ по сей день благополучно ждет своего вступления в силу после введенного моратория до 2012 года.

Пролог

Сегодня предприниматели не имеют ничего против этого закона за исключением статей 18 и 20, где ущемляются их права. Согласно этим статьям продавцы должны иметь карточки продавца, бэйджики, и их должны включать в реестр продавцов.  По статье 24. п 3 управляющие рынками компании должны вести свою деятельность по оказанию услуг исключительно в капитальных зданиях, что приведет неминуемо к повышению арендной платы. Предприниматели согласны с тем, что закон должен вступить в силу, более того, считают, что закон должен быть непременно выполнен, но настоятельно рекомендуют учесть ряд обстоятельств, иначе говоря, реалий дня. Они уверены: в документ необходимо внести изменения, дабы «не резать по живому». А для этого, как минимум, реализовывать его поэтапно. И на то есть свои серьезные основания.

 

На круги своя?

Пресловутую грань между городом и деревней намеревался стереть лихим кавалерийским наскоком Хрущев, ровно полвека назад сократив скот сельчан на личных подворьях. К чему это привело, знают все. Не витает ли дух эксцентричного правителя над продовольственными рынками России в образе упомянутого федерального закона?

Благими намерениями вымощена дорога в известное место. Не подведут ли под монастырь многочисленных производителей, лишив их возможности напрямую реализовывать свою экологически чистую и более доступную по цене продукцию?

Эта мысль заботит наряду с коллегами по цеху заместителя генерального директора  союза оптовых продовольственных  рынков России, президента союза рынков РТ, кандидата экономических наук Наиля Наруллиновича Сулейманова.

С ним  солидарны все те, кто сумел за бесстрастными строками нового закона разглядеть свой завтрашний день предпринимателя, представляющийся им больше как знак вопроса, нежели вызывающий уверенность в грядущей стабильности. Выступавшая на совещании предпринимателей ИП Людмила Николаевна Журавлева объясняет рождение обсуждаемого закона просто – в 2006 году (написана начальная редакция документа) народ был богаче. Вполне понятно стремление властей в то время облагородить, придать рынкам цивилизованный, европейский облик, благо, торговых площадей более чем достаточно. Сегодня, с учетом перемен в социальной жизни (только зарплата у основной массы населения, по ее мнению, не восстановилась в прежнем объеме), бездумная спешка с реализацией закона способна породить напряженность в обществе.

Закон должен учитывать наметившееся расслоение народа, каждая социальная группа должна иметь свою нишу. Сегодня же, к сожалению, наметилась тенденция к удорожанию ассортимента в рамках предложений (возможно, не в последнюю очередь связанного с финансовыми издержками реализующих свой товар в более комфортных условиях). За бортом остаются низы социальной пирамиды, которые при очередном скачке цен  могут сыграть роль детонатора социальных волнений.


Предполагающий такую угрозу развития событий и предпринимающий усилия для их предотвращения, Наиль Наруллинович Сулейманов сегодня обращает внимание на то, что игнорирование нюансов при реализации закона усилит роль посредников в традиционной цепи от производителя к потребителю, подстегнет фермеров к поиску источников, связанных с меньшим риском и приведет к вымыванию с рынка более дешевых продуктов питания. Кстати, касаясь роли посредников, г-н Сулейманов указывает на них, как на еще одну важную особенность, не учтенную федеральным законом.


– Да, – признается он, – на крытых рынках обязательно появятся посредники между сельхозпроизводителем и покупателем, и это приведет к росту цен. Да и вообще, тот же фермер понимает, что, скорее всего, место  на крытом рынке будет ему не по карману. Это предвестник того, что на просторах России лишатся своих привычных источников к существованию сотни тысяч людей, занятых мелкорозничной торговлей. Явление, от которого рукой подать до исчезновения малого и среднего бизнеса в стране в целом.

Поэтому Наиль Сулейманов, выражая чаяния здравомыслящих предпринимателей, подчеркивает свое неприятие всего, что может привести  сельхозпроизводителя к режиму наименьшего благоприятствования, лишить его возможности без проблем реализовывать свою продукцию, экологически чистую и по разумной цене.


В довесок к мнению авторитетного в среде предпринимателей лидера хочу добавить: ряд видов продукции села  попадает сегодня к нам напрямую от производителей, минуя руки посредников, только на рынках. Новые же веяния лягут непосильным бременем на тех же производителей. Ларчик просто открывается – торговец, то есть посредник переложит новые расходы либо на нас, покупателей, взвинтив цены, либо, не найдя спроса, опустит закупочные цены, которые и без того балансируют на грани фантастики, чудом окупая затраты. Нужны доказательства? А вы обратили внимание на объявления с предложениями по обмену жилья село-город, напоминающие дорогу с односторонним движением. И предлагается зачастую  дом в «шаговой» доступности от города, что в цене, обычно, в любом благополучном регионе.

Тревожный симптом, который должен нас настораживать.

 

На уровне правительства

Дорогу осилит идущий... Подтверждением этой мудрости может служить активная деятельность Н. Сулейманова в новой ипостаси – заместителя генерального директора Союза оптовых продовольственных рынков России и президента Союза рынков Республики Татарстан. В новом качестве Наиль Наруллинович получил своеобразный карт-бланш на реализацию многочисленных замыслов, которые он годами разрабатывал как ученый экономист. Но то была теория. Жизнеспособность ее он проверяет на практике.

Тем более, экономическая жизнь богата на сюрпризы – чтобы быть с ней на дружеской ноге, помимо прочего надо заглядывать на годы вперед. К счастью, в органах государственной власти не перевелись мыслящие в том же ключе. Очередным свидетельством того стала недавняя поддержка на уровне руководства республики инициативы Н. Сулейманова по созданию пилотного варианта оптового продовольственного логистического центра в Татарстане.


Таким образом, должную оценку получило обращение Наиля Наруллиновича в адрес Президента РТ Рустама  Минниханова с просьбой включить нашу республику в государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». В связи с этим Министерство сельского хозяйства РТ предложило  Н. Сулейманову представить эскиз оптового центра с конкретным адресом для дальнейшей реализации этой программы. То есть в верхних эшелонах власти проявили реальную заинтересованность  в реализации проекта, призванного по замыслу авторов, в том числе и президента «Тулпара», убить нескольких зайцев, в частности, создать для аграриев стабильный рынок без посредников и значительно снизить цену продуктов питания. Таким образом, достучались до верхов и сумели донести одну из главных мыслей, озвученных Наилем Сулеймановым: система продовольственного интегрированного рынка не сводится к  элементарному сбыту или производству продукции. Эта система включает в себя все от поля до прилавка. Оттого все ее составляющие должны функционировать в едином ключе, в общей системе координат. Причем в отношении нее должны распространяться правила, выгодные всем сторонам.


Посредством  анализа  деятельности аграриев Н. Сулейманов установил непреложную истину в сфере экономики –  именно оптовая торговля выполняет роль центрального звена системы реализации сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Именно в стихийном характере формирования оптовой торговли недавнего прошлого он углядел корень проблемы – увеличение стоимости отечественной продукции, иже с ним ощутимое падение ее конкурентоспособности. Этой же стихийности, по мнению кандидата экономических наук Н. Сулейманова, следует приписать роль своеобразного детонатора, запустившего механизм сложного и довольно запутанного посредничества звеньев, приведших к ожидаемому росту цен, более того, звеньев, ставших ощутимой помехой рождению системы целевого мониторинга, а также налаживанию непосредственных контактов по вектору «производитель» – «потребитель». Свободная конкуренция и демократизация ценообразования – вот чего, по авторитетному мнению президента компании «Тулпар», следует ожидать от создания логистических продовольственных центров. И это еще не все. Следует ожидать сокращения потерь продукции и расходов в системе распределения, особенно, что  существенно, уменьшения «ножниц» отпускной ценой производителя и розницей. Возрастет эффективность системы снабжения и распределения продовольствия в мегаполисах, промышленных центрах и регионах. В результате расширится ассортимент продуктов питания, улучшится их качество, не говоря уже о том, что  возникнет свобода выбора у потребителей, шанс роста доходов производителя.


Успеть заскочить в последний вагон – так можно назвать стремление сегодняшних ученых от экономики и тех, кому небезразличен завтрашний день страны, включиться в систему  рыночных отношений, из года в год претерпевающих разительные метаморфозы. Конечно, упущено многое. Так,  со слов Н. Сулейманова, эра рынка и правительственные реформы в этой области не оставили нам в наследство отвечающей требованиям дня системы торговли продовольствием. В результате имеем то, что имеем – всевозможные препоны производителям при попытках сбыта продукции, задевающие за живое их интересы, как следствие этого наблюдаем удорожание торговых издержек, снижение качества продукции и рост цен. Страдает рядовой покупатель.


Этими соображениями продиктовано желание продвинутых лидеров бизнеса привлечь государство к решению назревших проблем наряду с представителями частного предпринимательства. Включая науку. Причем, на равноправных условиях, в духе честного партнерства. В этой связи представляется неоценимым принятие федеральной программы развития товаропроводящей инфраструктуры по реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Цель благая – улучшение конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем рынке и гарантия продбезопасности страны. За принятие именно такой программы ратуют активно те, кто живет заботой об экономическом прогрессе России.


– Принятие именно такой программы сейчас инициирует наша общественная некоммерческая организация  Союз оптовых продовольственных рынков Татарстана, – говорит Наиль Наруллинович. – Она станет основой для создания современной системы торговли продовольствием.

На очереди – развитие и формирование более эффективных продовольственных связей между рынками субъектов Федерации (субъектами рынка и регионами России). А путь к решению этой задачи один – изучать опыт организации оптовых продовольственных логистических центров и начинать их строить в России и, как пилотный вариант, в Татарстане. С этой целью по инициативе Н. Сулейманова прошли и организуются новые конференции (включая международный уровень), на которых общими усилиями выводится единственно верный алгоритм успеха на рынке продовольствия страны. Пожелаем же им новых успехов на столь благородном поприще.   

 

Госдума в помощь

На заседании Совета Госдумы РФ 6 октября 2011 г. рассмотрен проект № 609343-5-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках». Внес депутат Госдумы  Х.М.Салихов. Выступил первый зампред ГД РФ О.В.Морозов.

Решено направить проект закона Президенту РФ, в комитеты, комиссию Госдумы, фракции в Госдуме, Совфед, Правительство РФ, Общественную палату РФ, ВС РФ, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Госдумы. Назначить ответственным в работе над проектом закона Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству. Кстати, отзывы, предложения и замечания можно направить в Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству до 6 ноября 2011 года. Далее,  комитету Госдумы по экономической политике и предпринимательству с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний предстоит подготовить указанный проект ФЗ к рассмотрению Госдумой. Решено включить его в примерную программу законопроектной работы Госдумы в период осенней сессии  2011 года (ноябрь).


Это следствие неустанной работы лидеров Союза рынков РТ и Союза оптовых продовольственных рынков России. Одно из свидетельств – недавняя межрегиональная конференция в Казани «Проблемы и перспективы развития розничных рынков России в 2012-2015 гг.», где обсудили ход реализации № 271 – ФЗ. Участники конференции направили обращение к Президенту РФ Медведеву Д.А., Премьер-министру  РФ Путину В.В., Председателю Госдумы РФ Грызлову Б.В., Председателю Госсовета РТ Мухаметшину Ф.Х., региональным парламентам России, в Конституционный Суд РФ. В нем, в частности, говорится о том, что выполнение требований ФЗ об организации и оборудовании рынка связано со значительными материальными затратами. Во многих субъектах РФ реализация  требований ФЗ чревата ухудшением условий деятельности малого и среднего бизнеса. Нестабильное экономическое и финансовое положение, высокие процентные ставки на кредиты, рост цен на энергоносители уже приводят к повышению стоимости капитальных сооружений и повышению стоимости услуг. Возведение капитальных сооружений и последующий рост их эксплуатационных расходов увеличивают стоимость услуг, что повлечет сокращение рабочих мест, каналов реализации товаров отечественных товаропроизводителей, в том числе сельхозпродукции, и приведет к росту цен на продукты питания. «В то время как цивилизованный мир жестко ограничивает сетевую торговлю, на российском рынке складывается тенденция к экспансии сетевых компаний и искусственного поглощения открытого рыночного формата торговли», – заканчивается обращение.

Кстати, оно получено в аппарате Президента РФ Д.А. Медведева и премьер-министра В.В. Путина.


Некогда руководителя называли головой. Это его удел наилучшим образом организовывать дело. Настоящая шахматная многоходовка по поиску выхода из, казалось бы, патовой ситуации продемонстрировала не только здравый рассудок лидеров рыночной стихии, их нетривиальные, тщательно выверенные шаги, но и зародила уверенность в предпринимателях: завтра их, торгующих на том же Автозаводском рынке, не постигнет  по чьей-то недоброй воле крушение привычного уклада бизнеса. Благодаря непреклонности в отстаивании прав участников малого и среднего бизнеса, взвешенным действиям «отцов-командиров» в лице того же Наиля Наруллиновича, рынки, включая «Тулпар», избежали стихийных потрясений. Ручной режим управления вылился в эволюционный путь развития ситуации. «Революционных настроений не предвидится», – это авторитетное мнение лоцмана на рыночных просторах Н. Сулейманова. Он не исключает, что по выходу решения Госдумы не будет свободных мест на Автозаводском рынке, не будет отбоя и от желающих вступить в Союз рынков РТ, ибо лидеры российского рынка в непростом положении с честью отстояли свое имя выразителя интересов малого и среднего бизнеса. По мнению Наиля Наруллиновича, изрядную долю оптимизма внушает то, что есть поддержка людей на уровнях власти, включая администрации президента и премьера страны, реально работает механизм обратной связи, вдохновляет поддержка инициатив рыночников и президентом РТ. Кстати, на 14 октября намечено рассмотрение на всероссийском уровне с участием министров предложения о создании первого логистического центра России, и речь пойдет о размещении его на территории РТ. «Так что предприниматели могут торговать вполне спокойно, без опасений за будущее своих рабочих мест», – сказал Н. Сулейманов. Как говорится, дай-то Бог. 

 

Эпилог

Это произошло десяток-полтора лет назад на рынке в старой части города. Некий сельчанин, одушевленный белорусской моделью рынка «село-город, производитель-потребитель», произвел фурор в мясном ряду, решив скорее разделаться с менее привычным для него занятием – стал отпускать говядину с собственного подворья по цене, значительно ниже, нежели у соседей-перекупщиков.

Демпинг новоявленного конкурента чувствительно ударил по самолюбию, а особенно по кошелькам  торговцев мясом. Причем столь ощутимо, что вызвал ответное желание ударить самого возмутителя спокойствия, причем буквально – один из них замахнулся на непрошеного борца с ценами топором.

Народ безмолвствовал.

Сегодня стабилизировалась связь между изготовителем продукции и промежуточными звеньями на пути к потребителю. Ситуация на рынке складывается иная. И  то, что на самом высоком уровне ратуют за права производителя, говорит: голос последнего звучит все явственней.

На уровне руководства республики поддержана инициатива Н. Сулейманова по созданию пилотного варианта оптового продовольственного логистического центра в Татарстане.

Реклама.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос