Общество
Почему в челнинский ИТ-парк рвутся компании со всей России? [+видеогид по парку]
Через четыре месяца, 30 августа, в День республики в Челнах должен открыться ИТ-парк. В каких целях он создается? Кто в нем будет работать? Что они собственно будут делать? С этими вопросами «Челнинские известия» обратились к заместителю директора казанского ИТ-парка Рамилю Ибрагимову.
– Рамиль, давайте, вначале объясним нашим читателям, для чего в Челнах нужно открывать ИТ-парк?
– Существует специальная федеральная программа по созданию технопарков. Казанский ИТ-парк – первый построенный в ее рамках в России. С самых первых дней он стал точкой притяжения высоких гостей: губернаторов, федеральных министров, прибывающих в Казань, мэров городов, глав транснациональных корпораций. Многие поражались уже тому, что объект был так быстро и без проблем построен: с октября 2007 года по октябрь 2009-го. Во многих других регионах с этим возникли серьезные сложности. А самое главное, в кратчайшие сроки ИТ-парк стал демонстрировать блестящие результаты.
Для чего он нужен? В настоящий момент порядка 3,5 процента доли ВРП республики составляют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), но большая часть приходится на телекоммуникации и «Почту России». В развитых странах доля ИКТ в ВВП – от 7 до 10 процентов. Наша задача – достичь таких же показателей. Для этого нам необходимы 20 тысяч ИТ-специалистов. Их не разместишь только на казанской и челнинской площадках. ИТ-парк – это уже такой своего рода плацдарм, отправная точка для решения задачи принципиально иного масштаба, тут одними технопарками не обойдешься. Для реализации этой задачи принято решение построить уже целый город – ИННОПОЛИС, который расположится в 35 километрах от Казани. Концепция «live, learn, work and play» – «живи, учись, работай и отдыхай». Одним из ключевых элементов инфраструктуры станет ИТ-университет на 5000 студентов. Но это тема для отдельного разговора.
Что же касается челнинского ИТ-парка, то это, по сути, вторая площадка казанского ИТ-парка, который уже давно переполнен. Еще в мае 2011 года не осталось ни одного свободного квадратного метра. Мы сдали даже переговорные комнаты, склады и другие помещения, которые заранее не планировалось сдавать в аренду.
– В казанском ИТ-парке работают челнинские компании?
– На позапрошлой неделе состоялся очередной отбор в бизнес-инкубатор, в котором приняли участие и молодые челнинские предприниматели. Пройдя жесточайшее сито отбора, новыми резидентами казанской площадки стали только два проекта из 118 заявленных, представлявших 13 городов России и Украины. Открыв представительский офис ИТ-парка в Челнах, в марте этого года мы провели несколько десятков встреч с местными ИТ-предпринимателями. Также были встречи со студентами профильных специальностей КФУ, КГТУ и ИНЭКА. Как итог, из 118 поданных заявок треть были из Набережных Челнов. При этом за весь прошлый год челнинцы заявлялись лишь однажды. Интерес к ИТ-парку в Челнах сейчас огромный. В итоге из 36 челнинских заявок шесть получили статус так называемых удаленных резидентов. Они составят ядро местного стартап-сообщества.
ИТ-парк – это не коммерческая структура, у нас нет цели получить прибыль. Мы – государственное автономное учреждение. Наша цель, как прописано в госпрограмме, – ускоренный рост высокотехнологичных отраслей российской экономики за счет концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов. Казанская площадка ИТ-парка очень быстро сконцентрировала интеллектуальные ресурсы в сфере ИТ. Казанский ИТ-парк сегодня это 70 компаний – крупные, средние, малые. Это 1500 энергичных, амбициозных молодых людей, связавших свою жизнь с информационными технологиями. Средний возраст – 24 года. При этом доходы совсем недетские. То есть с появлением ИТ-парка в Казани отрасль ИТ очень быстро стала своего рода «социальным лифтом», об отсутствии которых сейчас так много говорят в нашей стране.
– Недавно контракт с ИТ-парком подписал и КАМАЗ…
– Да, значительную часть своих ресурсных мощностей КАМАЗ перенесет в дата-центр казанского ИТ-парка – это так называемый ресурсный аутсорсинг. Контракт рассчитан на четыре года, его стоимость 90 миллионов рублей. Это приведет к значительной экономии денег для КАМАЗа на капитальные вложения в собственную ИТ-инфраструктуру – до 57 миллионов рублей. Дата-центр ИТ-парка, физически расположенный в Казани, станет площадкой для размещения информационных систем ОАО «КАМАЗ», которые в своей работе используют более 5000 сотрудников предприятия. Ожидается, что к 2015 году количество пользователей возрастет до 15 тысяч, включая сотрудников заводов основной технологической цепочки и структурных подразделений компании.
– Большое обсуждение на сайте «Челнинских известий» вызвала информация о том, что ваш резидент компания «Автодория» предлагает установить на казанской трассе фиксаторы нового поколения, которые будут незаметны для антирадаров.
– «Автодория» была самым первым резидентом нашего бизнес-инкубатора. Эти ребята разработали новый прибор, который принципиально отличается от аппаратов «КРИС», их антирадаром действительно не засечешь. Приборы используют технологии ГЛОНАСС, то есть при фиксации со спутника подается сигнал с указанием точных координат места и времени нарушения ПДД. Все подписывается электронно-цифровой подписью. Если эта система будет внедрена в Татарстане, а затем и по всей России, уверяю вас, быстрее, чем положено, никто ездить не будет, либо замучается штрафы платить.
Автор проекта Антон Куховаренко вряд ли смог бы реализовать его, если бы не стал резидентом нашего бизнес-инкубатора, потому что его главным клиентом является ГИБДД МВД РФ. Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалеев, посещая Казань, приехал в ИТ-парк и внимательно слушал презентацию Антона. Тут же позвонил начальнику ГИБДД РФ Виктору Нилову, и тот примчался через два часа в ИТ-парк из соседней республики. Попробуйте, попадите на прием к таким людям самостоятельно! Кроме того, находясь в инкубаторе, «Автодория» обрела стратегического инвестора, выиграла грант Агентства инвестиционного развития РТ, зарегистрировала два патента, вышла из инкубатора, став уже «взрослым» резидентом ИТ-парка. И это далеко не единственная история успеха казанского ИТ-парка.
– А кому из челнинских предпринимателей вы готовы помочь?
– Начну с небольшой предыстории. Было время, когда вся молодежь России, и я в том числе, сидела на портале webpark.ru. Это был такой развлекательный сайт, куда сливали анекдоты, приколы, фотографии, видео и посещаемость у него была просто дикая. Создали его два парня из Челнов. Один из них уехал сначала в Казань, затем в Москву, второй до сих пор живет в Челнах. У него идея-фикс – сделать клевую игрушку, которая будет приносить много денег. Вконтакте есть его игра «Моя тачка 3D». Она достаточно популярна, порядка 650 тысяч человек в нее уже сыграли. Как известно, играть-то можно, но только до определенного момента, а чтобы получить дополнительные опции, пройти какие-то сложные уровни, нужно заплатить небольшие деньги. У этого парня с одного пользователя капает только несколько копеек.
А есть другая популярная игрушка «Танки-онлайн». Ее создали три парня из Перми. У них приход с одного игрока – несколько десятков рублей. В итоге один зарабатывает несколько тысяч рублей в месяц, а другие – полмиллиона долларов. Все дело в том, что пермяки сумели сразу упаковать и сделать «вкусной» свою игрушку, и люди, не скупясь, реально рубятся в нее, а ваш талантливый земляк – не совсем. Вот вам одна из причин, почему нужен бизнес-инкубатор. На самом деле очень непросто продумать правильную модель монетизации своей разработки. Программист может сделать интересную вещь, но чтобы правильно ее продать, нужны специальные умения и знания.
– То есть вы этому научите?
– Резидентом бизнес-инкубатора казанского ИТ-парка является ульяновский стартап Ecwid. Это платформа для самостоятельного создания интернет-магазина за пять минут на любом сайте без какой-либо помощи. 174 страны, 150 тысяч пользователей, переведен на 37 языков мира. Вот на какие стартапы нужно ориентироваться. Продукты должны быть масштабируемы как минимум на всю Россию, а лучше на Европу и весь мир. Нам нужны истории мирового успеха, когда продуктом пользуются сотни тысяч, миллионы пользователей в мире, чтобы в эти стартапы инвесторы вкладывали миллионы долларов. В Ecwid, кстати, наши друзья из венчурного фонда Runa Capital вложили 1,5 миллиона долларов. Мы создаем тренд на профессию программиста, а еще лучше предпринимателя в этой сфере.
К слову, мы выходим уже и на международный уровень. В мае 10 самых лучших проектов казанского бизнес-инкубатора отправляем на технологическую стажировку в Кремниевую долину в США. Там они получат индивидуальные консультации от экспертов, посетят ведущие университеты – Стэнфорд и Беркли, пройдут ряд тренингов и мастер-классов, познакомятся с лидирующими мировыми ИТ-компаниями, и, самое главное, получат возможность представить свои проекты потенциальным инвесторам.
– Какова проектная мощность челнинской площадки ИТ-парка?
– Порядка 2000 человек. Самая интересная часть – это бизнес-инкубатор. В Челнах он будет в два раза больше, чем в столице республики – сразу два этажа с атриумом по центру, 2000 квадратных метров, 240 рабочих мест на 40 стартапов. Уже есть ряд казанских компаний, которые хотят разместиться в Челнах. Есть несколько проектов из других городов России, которые готовы переехать на челнинскую площадку, но мы бы хотели, чтобы технопарк был максимально заполнен челнинскими ребятами.
Потому что здесь есть свои достойные компании, такие, например, как «Спрут-технологии». Они производят очень сложный софт для станков с числовым программным управлением (ЧПУ), который продается в 40 стран мира. Это фантастика! Они продают его через очень широкую сеть дилеров на всех континентах и были в шоке, когда узнали, что одним из контрагентов стала компания Apple. Представляете? Apple – потребитель челнинского софта! В идеале нам в Челнах надо иметь несколько десятков таких компаний. Вот к чему нужно стремиться.
На видео – казанский ИТ-парк, на который будет похож и челнинский
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)