Общество
Что скрывается за объявлениями «Дам ночлег и работу»
В Челнах нет ни одного микрорайона, где здания не были бы обклеены объявлениями типа «Негде переночевать? Звони!», «Это твой шанс – 500 рублей в сутки за работу!», «Помощь людям: еда, сигареты, ночлег». Что за ними стоит? За разъяснениями мы обратились к президенту общественного движения «Альтернатива» Вере Грачевой
– Вера Георгиевна, у нас в городе и регионе ощущается острый дефицит рабочих кадров. На этом фоне зазывные объявления о «бескорыстной» помощи в поиске работы попавшим в беду людям выглядят подозрительно…
– За этими объявлениями нередко стоят учредители так называемых работных домов. Обратившихся людей они вывозят в частный сектор. Отнимают у них документы, если таковые есть, содержат всех кучно в одном помещении, где кормят, дают сигареты, какую-то одежду, после чего группой вывозят на объект, где люди отрабатывают стол и кров тяжелым физическим трудом. Вырваться удается не многим. Движению «Альтернатива», которое борется с любым проявлением рабства в нашем обществе, за все время своего существования удалось освободить не более двух тысяч человек. Поверьте, это капля в море.
– Можно поподробнее, что происходит за стенами работных домов? Почему вы считаете, что там царит беззаконие?
– Первый признак – обман при трудоустройстве: людям обещают один размер оплаты труда и неплохие условия проживания, на самом деле им почти не платят и содержат в скотских условиях. Чаще всего их размещают в съемном частном доме в пригороде по 10-20 человек. Бывает, и по 50 работников засовывают в барак или бывшее общежитие подальше от жилого сектора. Люди, бежавшие оттуда, рассказывают об антисанитарии – о черных грязных матрасах, показательных побоях и полной изоляции от близких.
Людей вывозят на стройки, уборку мусора, погрузку и разгрузку, промышленные и сельскохозяйственные объекты, расклейку объявлений и так далее. Они не могут оттуда уйти. Потому что им не возвращают документы. Денег они тоже не видят, поскольку их душат штрафами – наказывают за любую провинность: например, свет забыли выключить в помещении. В итоге при обещанной зарплате 500-800 рублей люди получают до 100 рублей в день. И это в лучшем случае.
– В юридическом поле РФ нет такого понятия, как «работные дома». Под какими вывесками они скрываются?
– Некоторые существуют под видом реабилитационных центров, якобы излечивающих от алкоголизма и наркотической зависимости. Часть к методам трудотерапии добавляет псевдорелигиозное воздействие. Как рассказывал один освобожденный, «за каждым шагом следили, промывали мозги, я говорил, что хочу уйти, а мне в ответ: «Ты еще не готов!» – мол, еще не прошел реабилитацию».
– Земля ведь слухами полнится. У этих объявлений – дурная слава. Почему все-таки люди на них клюют?
– Потому что люди попадают в форс-мажорные обстоятельства и готовы поверить любому, кто протянет руку помощи. В группе риска те, кто живет за чертой бедности, кто лишился жилья, потерял работу, близких, вышел из мест заключения и оказался на улице без средств к существованию. Между тем, бездомные и нищие остаются огромным человеческим ресурсом, с помощью которого недобросовестные работодатели черпают ежемесячную прибыль.
– Известно, сколько в стране работных домов?
– Точное количество работных домов неизвестно, в больших городах их сотни, по стране – тысячи.
– Вы сказали, что «Альтернатива» приходит на помощь людям, попавшим в рабство. Как это происходит?
– Помощь оказывается тем, кто сам обращается за ней. Это может быть сам «раб» или его близкие. 40 процентов обращений оказываются ложными. Мы также не оказываем услугу по поиску пропавших. Но если есть конкретная или хотя бы приблизительная информация о местонахождении человека, то стараемся помочь.
Приведу пример: 43-летний Владимир Головкин приехал в Москву на заработки, но остался без денег и жилья, так как за работу ему не заплатили. Несколько дней жил на улице. В итоге в апреле этого года Владимира завербовали и отвезли в работный дом в Московской области. Ему обещали заработную плату 600 рублей в день, питание и проживание. Проработав несколько месяцев, Владимир так и не получил денег, уйти не мог: его перемещения контролировали, часто били. В один из дней Владимиру удалось связаться с женой, та обратилась за помощью к нам. Точных данных о местонахождении Головкина не было. Поэтому мы решили – Владимиру надо бежать. А там мы его встретим. Ему удалось скрыться. Он дошел до храма в Павловской Слободе, откуда связался с нами. Мы привезли Владимира в наш офис. После того как он пришел в себя, принял душ, переоделся и поел, проводили его до машины, которая отвезла его домой.
Другой пример: 38-летний Евгений Хорев в начале сентября этого года обратился за помощью в реабилитационный центр «Новая Эра» в Нижнем Новгороде. Как только мужчина попал туда, перестал выходить на связь. Руководство центра не давало никакой информации о нем. Кроме того, мужчину почти сразу перевезли в Тулу. За помощью в его поисках родственники обратились к нам. Наш сотрудник с сестрой Евгения выехали в Тулу. Там позвонили в полицию, после чего руководство реабилитационного центра вместе с Евгением попросили приехать к ним для дачи объяснений. Центр оказался обычным работным домом. Правда, там никого не били, и люди действительно обращались туда добровольно. Но единственным способом реабилитации была трудотерапия. Постояльцев отправляли на ремонтные работы, заработную плату не платили. Фактически люди работали за еду и ночлег. Никакого медицинского персонала в центре не было, не говоря уже об оказании психологической помощи, которая необходима зависимым людям. К счастью, Евгения мы забрали быстро. И сейчас он находится дома.
Бывают ситуации, когда мы получаем сигнал о насильном удержании людей в работном доме, приезжаем туда с полицией, а большинство говорит, что они тут добровольно – при этом в глаза не смотрят. Чаще всего держатели таких домов уверяют «рабов», что у них есть свой человек в правоохранительных органах. И если они пожалуются, то им не поздоровится. В итоге мы увезли оттуда только двух человек. Тех, кто изъявил желание добровольно покинуть здание.
– Что же делать, чтобы прижать таких «работодателей» к ногтю?
– Чтобы переломить ситуацию, государству нужно открывать социальные приюты для бездомных, создавать нормальные реабилитационные центры для алко- и наркозависимых. Их у нас катастрофически не хватает. Нужно давать правовую оценку действиям учредителей работных домов. В 2022 году в России осудили всего двух человек по статье УК РФ – «Использование рабского труда».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)