Общество
Преподаватель этикета рассказала о культурном уровне горожан и алкашах у подъезда
«Если человек из глубинки – это не значит, что он дикарь», - уверена Наталья Лызлова
Набережные Челны считаются не самым культурным городом региона. О пробелах в хороших манерах мы решили поговорить с основателем первой школы этикета в городе, членом Объединения специалистов по этикету, кандидатом педагогических наук Натальей Лызловой.
- Как в Челнах с хорошими манерами и общим уровнем воспитанности?
– Не могу сказать, что все плохо. Челнинцы ничуть не хуже жителей других городов. Да, нас действительно очень долго не посвящали в тонкости этикета (после революции о нем не принято было говорить). Поэтому многие могут не знать нюансов, особых правил в этикете. Но во все времена люди понимали, что нужно уважительно относиться к старшим, к женщине. Эти ценности воспитываются в каждой семье.
– В Челнах много приезжих из деревень, отражается ли это как-то на общем уровне культуры?
– Сельский житель в некоторых ситуациях порой бывает более вежлив, воспитан и сдержан. Если человек из глубинки – это не значит, что он невоспитанный дикарь. Жители деревень тоже знают правила приличия. Возможно, они не умеют по-королевски держать чашку и не владеют тонкими манерами, но об элементарной вежливости – уступить место, пропустить вперед, поздороваться – сельские жители наслышаны иногда даже лучше городских. Я бы не делила жителей на какие-то касты – это неправильно. Культура идет в первую очередь из семьи, домашних традиций.
– Вызывает ли у вас дискомфорт общение с людьми, которые ведут себя некультурно?
– Таких людей я стараюсь не замечать – это, кстати, тоже признак хорошего тона. Когда мы видим недостойное поведение человека, делать замечания не всегда нужно. Если, конечно, вы не являетесь сотрудником заведения, где находится этот некультурный посетитель, его родственником или родителем. Стоит либо покинуть заведение, либо пресечь общение.
– Почему вы решили открыть школу этикета?
– Наверное, время потребовало. Этикетом я занимаюсь уже 15 лет. Долго преподавала этот предмет в педуниверситете. Но в какой-то момент стали поступать предложения делиться знаниями с жителями, а не только со студентами. Шесть лет назад я начала давать публичные мастер-классы, осваивать общественные пространства города. Так и появилась моя школа.
– На сколько категорий делится этикет?
– У этикета много разновидностей: государственный, или придворный, дипломатический, воинский, религиозный, светский и деловой. И у них множество подвидов: столовый этикет, взаимодействие между дамой и кавалером, поведение в общественных местах, этикет телефонного общения, дресс-код и многое другое. Сейчас еще появился этикет на видеовстречах.
– В Челнах много предпринимателей. Как в городе с деловым этикетом?
– Неплохо. По крайней мере компании или люди, с которыми приходилось работать, нельзя назвать профанами в этой области. Знания, видимо, передаются с опытом, возможно, кто-то самостоятельно повышает квалификацию, кто-то проходит обучение, проводятся тренинги в самих компаниях. Во многих организациях есть кодексы корпоративной этики. Ко мне приходят, чтобы узнать больше нюансов, повысить уверенность в себе. Ведь если вы знаете тонкости этикета, то не запятнаете репутацию компании, всегда будете выглядеть достойно.
– Чем чаще всего интересуются при изучении делового этикета?
– Очень много вопросов по дресс-коду. Сотрудники не всегда правильно транслируют себя на рабочем месте при помощи одежды. Этим можно проявить как уважение, так и неуважение к собеседнику или компании, в которой вы находитесь.
– Почему знание этикета важно?
– Потому что это может пригодиться где угодно. Каждый задумывался на званых обедах в гостях, в ресторане о том, какие вилки для чего нужны на столе. При общении в мессенджерах также возникают вопросы: позвонить, написать или отправить голосовое? Такие нюансы в этикете представлены в большом количестве и все они регламентируются правилами хорошего тона.
– Есть ли места, где можно не придерживаться норм этикета?
– На необитаемом острове, но при условии, если вы там совершенно один.
ПРОМАХИ В ДЕЛОВОМ ЭТИКЕТЕ
1. Много тонкостей в рукопожатии, а это самое начало любой деловой коммуникации. Важно понимать, кому можно первым протянуть руку. В деловом этикете неважно, какого возраста ваш собеседник, важна его должность – руку может протянуть более статусное лицо. Также неприемлемо долгое рукопожатие либо чересчур крепкое или вялое.
2. В знакомстве тоже есть свои особенности: порядок, кто кого представляет, как это корректно сделать. Представлять себя нужно четко, внятно, громко, но не криком. Если вы пришли в другую организацию, назовите свою должность, имя и компанию, которую вы представляете. Более сложная церемония, когда вы представляете одного человека другому, – есть особый порядок.
3. Вручая визитную карточку, вы можете проявить уважение или неуважение к собеседнику. Следует передавать ее таким образом, чтобы человек мог прочитать ее сразу, не переворачивая. Принимающему важно аккуратно ее убрать, а не запихивать в карман.
Ошибки челнинцев в общественных местах
1. В транспорте люди перестали уступать место пожилым, беременным женщинам, мужчины – дамам,
а они – старикам. Пассажиры либо забыли об элементарных правилах этикета, либо стали черствыми
и бездушными.
2. В маршрутках часто можно слышать, как к водителю обращаются на «ты» – в основном это позволяют себе мужчины, иногда даже молодежь. Это некорректно. К любому обслуживающему персоналу следует обращаться на «вы», даже если человек моложе.
3. Люди не всегда пропускают в дверях в магазине или учреждении. Есть элементарное правило этикета: сначала выходят, потом заходят. Но некоторые идут напролом, не предоставляя возможности выйти.
4. Мужчины часто не догадываются или не знают, что женщине нужно открыть дверь, пропустить ее вперед.
5. В условиях жаркого лета с открытыми окнами многим знакома ситуация, когда у подъездов сидят компании, чересчур громко общаясь. Весь двор слышит смех и нецензурную брань. Это неприятный момент, когда отдыхающие совсем не думают о других людях.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)