Медицина
Пациенты ПНД Набережных Челнов мнят себя криминальными авторитетами
«Не дай мне бог сойти с ума...» – эта известная пушкинская строчка рефреном звучала в памяти, когда мы переступили порог Набережночелнинского психоневрологического диспансера, куда журналистов пригласили на пресс-конференцию. Нас провели с экскурсией по отделениям диспансера, мы смогли заглянуть в любую палату. Ни на один вопрос журналистов не прозвучало предостерегающее: «Врачебная тайна…».
Все было сделано для того, чтобы показать – не надо бояться аббревиатуры «ПНД» и встречи с врачами-психиатрами. В этом лечебном заведении с 1985 года нет решеток и камер для буйных пациентов (в год их бывает около 190 человек). Здесь работают более 200 опытных специалистов, готовых помочь всем, кто к ним обратится.
«Душевная болезнь – не заразная, надо лишь вовремя обратиться к доктору»
В Набережных Челнах на сегодняшний день под наблюдением психиатрической службы находится более 11500 человек. Из них почти половине оказывается консультативная помощь - по их желанию и обращению. А 4700 пациентов находятся под диспансерным наблюдением уже независимо от их желания. Как считает главврач ПНД Исаак Беккер, тех, кто нуждается в таком принудительном наблюдении, в городе гораздо больше – более 20 тысяч. Но не все доходят до кабинета доктора: боятся людской молвы, клейма «психа» и поэтому запускают свою болезнь. Душевная болезнь – не заразная, надо лишь вовремя обратиться к доктору, считает Исаак Михайлович.
Какова в таком случае статистика излечения душевно больных людей? Лучше, как говорит главврач ПНД, становится в 90 % случаев. Правда, для этого необходимы особые препараты (в некоторых случаях самые дорогие стоят по 10-13 тысяч рублей), длительный курс лечения. Для пациентов, которые его проходят, в диспансере создан мини-городок. Работает швейная мастерская на семь рабочих мест. В тот момент, когда в ПНД были журналисты, в ней выполняли заказ для фитнес-клуба – шили бахилы. А еще в диспансере есть комнаты – творческая, сенсорная, песочной терапии, кабинет музыкотерапии и ароматерапии, зооуголок и даже кукольный театр. Для кабинета индивидуальной терапии из Москвы привезли настоящие индийские барабаны. Вообще к музыке в ПНД – трепетное отношение. В актовом зале уже 23 года проходят концерты классической музыки. Как отметил Исаак Беккер, некоторые пациенты ее не любят, но встречи с музыкантами проходят регулярно, чтобы находящиеся на лечении не потеряли чувства человеческого достоинства, не забыли, что они люди. А артисты, медицинский персонал, ухаживающий за ними, родственники, понимали, что с больными обращаются, как с полноправными гражданами общества.
Маленькие пациенты ПНД ведут себя как обычные дети
Различные психические заболевания имеют около 670 маленьких челнинцев. В ПНД сейчас на лечении находится 25 ребят в возрасте от трех до 15 лет. Они страдают умственной отсталостью, заиканием, последствиями травм, детских инфекций, энурезом. «Сейчас тихий час, поэтому все в палатах, – пояснил экскурсовод Исаак Беккер. – А вообще они ведут себя как здоровые дети: шумят, бегают, играют. Но, удивительное дело, вандализма нет: за 23 года, со дня открытия
детского отделения, не было ни одного случая разбитого стекла, зеркала, испачканной стены, испорченной картины из коллекции челнинского художника Юрия Свинина. Как это им удается – не понимаю». Любимая игра юных пациентов – настольный теннис, который им подарили сотрудники ФСБ.
Одним из эффективных методов лечения детей главврач считает иппотерапию. Поэтому уже второй год ребят возят в конноспортивную школу покататься на пони, пообщаться с животными. В расписании есть культпоходы в театр, на цирковые представления. В перспективе главврач хочет поговорить с директором дельфинария о посещении водных аттракционов. Хотя удовольствие это и дорогое, он настроен оптимистично: «Главное ли деньги, когда есть возможность увидеть положительную динамику в эмоциях наших подопечных?»
На хоспис денег все нет…
Наряду с позитивом были озвучены и проблемы. Одна из них связана с не решаемым пока вопросом об открытии в городе хосписа для больных с психическими заболеваниями позднего возраста. В бюджете нет денег, а меценатов и благотворительных фондов не находится.
– У меня на приеме каждый день бывают по 4-5 человек с одинаковыми просьбами: положите на лечение ослабевших рассудком пожилых родителей, родственников, – поделился Исаак Михайлович. – Они полагают, что ПНД – единственный для таких стариков приют. Но долг детей достойно ухаживать за своими родителями, а при необходимости нанимать сиделок. К сожалению, немало случаев, когда стариков просто бросают на произвол судьбы. Также часто обращаются родные, соседи и коллеги тех, кто повел себя неадекватно после травмы или болезни, и настаивают на их госпитализации. Когда я объясняю, что по закону нужен пакет документов: заявление, экспертиза и решение суда, то слышу недовольные возгласы: «Это слишком долго, он же нас зарежет, пока мы все сделаем!»
Как пояснила Татьяна Гурьянова, заместитель главврача Республиканской клинической психиатрической больницы имени Бехтерева, в последние годы в два раза возросло количество тяжелобольных со старческим слабоумием и болезнью Альцгеймера. Это закономерно: с ростом продолжительности жизни растут и заболевания, характерные для старческого возраста. Несмотря на это, в республике пока лишь шесть специализированных интернатов. Да еще в Казани в РКПБ созданы 100 коек для паллиативной помощи в психиатрии (это подход, позволяющий облегчить жизнь пациентов и их семей) со сроком пребывания от 45 до 90 дней, что дает возможность родным больного немного передохнуть.
Родителей, чьи дети проходят лечение в ПНД, волнует вопрос обеспечения дорогостоящими лекарствами. Исаак Михайлович отметил, что отказники от пакета льготных препаратов – это 74 % челнинцев-инвалидов – ставят под удар себя: «Сам себя пациент не сможет обеспечить лекарствами, ведь порой в месяц на них требуется по 25 тысяч рублей. Поэтому чем больше инвалидов согласны получать льготное обеспечение, тем легче распределять дорогостоящие препараты между пациентами».
В суициде подростков виноват компьютер
В заключение встречи в ПНД нашему корреспонденту удалось взять эксклюзивное интервью у Исаака Беккера.
– Страшная тема – суицид среди подростков. По данным прокуратуры Татарстана, с начала года произошло 12 таких случаев, один из них – в Челнах. С чем это связано?
– Демонстративные суициды среди подростков увеличиваются в связи с компьютерной зависимостью. Они смотрят видео, где идет пропаганда суицидов с не совсем понятными целями. И ребята на это клюют! Тех, кого спасли, взяли на учет в ПНД, с ними работают психологи. Единственное решение проблемы – забота и внимание родителей. Они должны участвовать в жизни своих детей, хорошо знать, чем они занимаются, особенно, когда те сутками сидят у компьютеров. У нас существуют различные психологические службы, телефоны доверия, которые приходят на помощь в критические моменты. Сейчас в Казани действует мощный круглосуточный медицинский психиатрический центр для детей и подростков «Сердэш 129».
– В последнее время много говорят о маньяках, педофилах. После пойманного в прошлом году Фарруха Ташбаева в городе были выявлены новые случаи?
– В этом году был один подобный случай, в прошлом году тоже один. Одному из них 32 года, другому - 40. Людей с сексуальными извращениями больше сейчас не становится, просто раньше о них не говорили вслух и пытались скрыть факты.
– В комнате творчества диспансера, на шкафу в ряд стоят картины ваших пациентов с изображениями Сталина, Ленина, Хрущева, Брежнева, Жукова, Чапаева, Шукшина… Кого сегодня в палатах лечите из «великих»?
– По этому поводу могу сказать, что бред величия идет в ногу со временем. Полководец Наполеон, маршалы Сталин и Блюхер уже неактуальны. Более востребованы президент страны, герои криминальных сериалов. К примеру, в «Бригаде» – Саша Белый, Космос Холмогоров. В «Бандитском Петербурге» – криминальные авторитеты Белый адвокат, Антибиотик. Женщинам симпатичны Ксения Собчак, Алла Пугачева и Анна Семенович.
– Когда-то вам заметно прибавилось работы после сеансов Кашпировского. Приходят ли на прием сейчас после подобных лечебных процедур?
– Да, хорошо помню то время: к нам тогда обратились около десяти взрослых женщин, которые, как мельницы, размахивали руками, не в силах остановиться и что-либо объяснить. В последнее время таких пациентов не наблюдается. Думаю, это связано с тем, что люди уже с недоверием относятся к различного рода шарлатанам.
– Как вы относитесь к тому, что после ДТП некоторые люди удивляют новыми талантами: пишут музыку и стихи, начинают говорить на иностранных языках?
– Я этому не удивляюсь – такие неординарные случаи часто происходят. К тому же, это вполне объяснимое явление: происходит «сшибка» в работе полушарий головного мозга и открываются новые таланты. Чем талантливее люди, тем более они уникальны. Любая уникальность несет в себе отпечаток необычности человека, а она соседствует с мягкими отклонениями психического здоровья.
– Дайте, пожалуйста, совет: в каких ситуациях обращаться на прием к врачу-психиатру?
– Что касается подстраховки себя от психических заболеваний, то при первых симптомах и сомнениях надо идти к специалисту! Следует помнить, что большая часть самостоятельно принятых мер завершается печально – углублением личностного дефекта. Поэтому при первых необычных признаках: ухудшении успеваемости в вузе или школе, странном поведении в общении с окружающими людьми, при изменении гигиенического ухода за самим собой (не хочется мыться, стричься, бриться), когда чувствуете, что не в силах остановить руку, замахиваясь на ребенка, или готовы запустить утюг в любимого мужа, необходимо обращаться к врачам-психиатрам.
– Исаак Михайлович, что вам помогает долгие годы работать в ПНД? Подскажите, как сохранить свое психическое здоровье в нашем мире стрессов, депрессии, бешеном ритме жизни?
– В психиатрии работаю уже 43-й год, так что, поверьте мне, наши болезни не заразные! Главное, надо делать банальные вещи: умственную работу чередовать с физической, искать больше позитива, уметь удивляться и сохранять интерес ко всему новому, интересному на протяжении всей своей жизни. Если человек в свою работу вкладывает душу, то она не загниет и не зачерствеет. То, что отдаешь людям, к тебе же и вернется. Поэтому надежное лекарство от болезней – быть открытым для окружающих.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)