Набережные Челны, ...
Экспресс-новости
Реклама
Последние комментарии
Персона

Василь ШАЙХРАЗИЕВ: «Впредь мы не имеем права допускать такой коллапс»

Какие уроки извлекли городские власти из снежного начала зимы? Как будет решаться проблема пробок на челнинских дорогах, которые с каждым годом становятся все длиннее? Когда в новых микрорайонах появятся детсады, школы и больницы? Сегодня мы публикуем эксклюзивное интервью с мэром Набережных Челнов Василем Шайхразиевым, в котором он не только ответил на эти вопросы и подвел итоги 2010 года, но и обозначил главные перспективы 2011 года.


Фото www.nabchelny.ru


— Василь Гаязович, уходящий 2010 год был богат на события. Если выделить главные, какие три из них вы назвали бы самыми важными для города?
— Уходящий год действительно был богат на события, и поэтому мне трудно выделить только три из них. С политической точки зрения, конечно, важным событием является вступление в должность второго Президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова. Премьер-министром стал Ильдар Шафкатович Халиков, которого все челнинцы прекрасно знают как человека и управленца, с которым мы бок о бок работали здесь, в Набережных Челнах, не один год. В этом году состоялись муниципальные выборы, и впервые в истории города в состав Городского Совета прошли представители четырех партий. Приятно, что, несмотря на разность взглядов, все 45 депутатов работают как единая команда, нацеленная на выполнение наказов избирателей, а в конечном итоге, на улучшение качества жизни челнинцев. (Василь Гаязович скромно умолчал еще об одном важном событии года — избрании его мэром города. Прим. ред.).
Что касается заметных событий в сфере экономики, то кризисные явления еще до конца не преодолены, но КАМАЗ по итогам девяти месяцев уже реализовал столько же продукции, что и за весь 2009 год. Бюджет города по итогам шести, девяти и двенадцати месяцев получил дополнительные доходы. Большая их часть ушла на покрытие кредиторской задолженности, однако все равно это является одним из первых признаков оздоровления экономики города.
Одним из самых серьезных испытаний этого года была аномальная жара, которая стала настоящим бедствием. Мы практически в течение двух месяцев оберегали наш город, парки, пригородные леса от пожаров и только благодаря нашей сплоченности и мобильности смогли не допустить ни одного пожара, причиной которого являлась жара.

— В кризис остро встала проблема безработицы, и до конца в городе она пока не решена. Изменения налогового законодательства рождают новую проблему — выживание малого и среднего бизнеса. Как городские власти будут решать эти проблемы?
— В 2009 году, когда количество безработных в Челнах достигло 17 тысяч человек, была проведена поистине титаническая работа в рамках антикризисной программы. Мы — единственный город в России, который смог привлечь 740 миллионов рублей на организацию общественных работ, на переобучение безработных, организацию самозанятости, переезд людей в новые места работы и так далее. В этом году мы привлекли такую же сумму, плюс благодаря программе по моногородам дополнительно получили 380 миллионов рублей, таким образом, общая сумма составила 1 миллиард 40 миллионов рублей. 80 тысяч человек были заняты на общественных работах. Мы дали возможность челнинцам, лишившимся постоянного заработка, иметь пусть небольшой доход, чтобы остаться на плаву в эти тяжелые месяцы. А когда пошел рост экономики, на рынке труда вновь появился спрос. Опять же по программе моногородов мы получили 130 миллионов рублей на поддержку малого и среднего бизнеса. Их освоение позволит создать дополнительные рабочие места.
Самое главное — мы не допустили перехода экономического кризиса в социальный. В этом нам очень здорово помогли руководители городских предприятий, которые своевременно платили зарплату и налоги в бюджет.
В 2011 году правила игры несколько изменятся, и по этому поводу у предпринимателей существуют некоторые опасения, но, как мне кажется, не так страшен черт, как его малюют. Когда разговор идет об экономике, сложно судить или прогнозировать, исходя из процентных соотношений, надо видеть реальную картину. Иногда говорят, например, о росте тарифов на 15 процентов, а на деле выясняется, что разговор идет о трех рублях на члена семьи. То есть проценты сначала пугают, а когда видишь реальную ситуацию по выплатам, выясняется, что это небольшие деньги. Правда, для кого-то это может быть существенная сумма, кто-то, возможно, вообще ничего не потеряет, а для кого-то она окажется неподъемной. Поэтому нужно смотреть ситуацию по каждому предприятию отдельно. Однако челнинский бизнес всегда был в авангарде, и, как мне кажется, мы с честью выйдем и из этой ситуации тоже. Если же подтвердятся самые худшие опасения, то будем выходить с соответствующей законодательной инициативой в поддержку малого и среднего бизнеса. Одним словом, будем с оптимизмом смотреть в будущее.

— Василь Гаязович, в 2010 году очень много говорили о программе модернизации экономики моногородов. Город, как вы уже отметили, получил из Москвы немалые средства. Но вот существует мнение, что это не повод для гордости. А вы как думаете?
— Трудно ответить на этот вопрос. Я думаю, в первую очередь нужно исходить из того, что только благодаря строительству КАМАЗа Набережные Челны стали тем городом, какой мы сегодня имеем. Мы — город машиностроителей, автоград, и таким нас знают во всем мире. Нет никакой необходимости проводить дополнительную работу по брендированию города. Что бы мы сейчас не придумали, уже ничто не сможет пересилить камазовский бренд, да и не нужно этого делать. Главная задача реализации федеральной программы по моногородам — диверсификация экономики, развитие малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест. Мы, безусловно, должны уходить от зависимости города от одного предприятия, однако это должно произойти за счет развития других отраслей.
Благодаря этой программе мы получили из федерального центра 950 миллионов рублей на капитальный ремонт жилья, и общая сумма средств составила 1 миллиард 570 миллионов рублей. Это позволило занять около 3000 челнинцев с января по октябрь, причем они получали достойную зарплату. Мы отремонтировали около 800 домов, сделав более комфортным проживание в них челнинцев. Есть еще ряд крупных бизнес-проектов, авторы которых защищаются сегодня перед федеральными министерствами. Разве это плохо для города? Что касается планов на следующий год, то в Москве принято решение о продолжении работы в данном направлении. В следующем году, возможно, в программу войдут уже не 27, а 50 городов. Нам бы тоже хотелось остаться в программе и продолжить получать финансирование по ней.

— В 2010 году на 27 городов было выделено 10 миллиардов рублей, то есть, грубо говоря, по 370 миллионов на город. Мы же получили гораздо больше, вы только что сами назвали цифры. Челны являются абсолютным лидером по использованию средств программы по моногородам, что, безусловно, говорит о высокой эффективности работы городских властей. Но в 2011 году, наверное, будет уже труднее получить федеральные деньги?
— Доказывать, что тебе деньги нужнее, чем другим, что ты ими воспользуешься эффективнее, чем остальные, всегда нелегко. Иногда приходится слышать мнение о том, что Налоговый кодекс не совсем справедлив в отношении муниципалитетов, но посмотрите — в реконструкцию БСМП за один год и 10 месяцев было вложено 2,7 миллиарда рублей, в госпиталь для ветеранов — 150 миллионов рублей. Все это республиканские и федеральные деньги, город не вложил ни копейки. То есть при должной организации работы дотации и субсидии с вышестоящих бюджетов могут составить такую же сумму, что и бюджет города.

— Это верно, но из года в год по причине нехватки средств в городском бюджете переносится решение вопроса по развитию трамвая и строительства продолжения Московского проспекта. В городе уже летом в часы пик начали появляться пробки, а зимой они стали еще длиннее. Когда челнинцам ожидать сдвигов в решении этих вопросов?
— Для того чтобы решить в городе проблему пробок... хотя если сравнивать с Москвой или с Казанью, то это просто смешные пробки! Тем не менее, челнинцы не привыкли к такому режиму движения, и для них он создает уже дискомфорт. Для решения этой проблемы нужно реализовать два проекта: достроить Московский проспект и соединить трамвайными путями Центральный и Комсомольский районы. У нас еще должен быть мост в продолжении улицы Батенчука, соединяющий ее с микрорайоном Замелекесье. Если еще расширим автодорогу № 1, то в течение 20 минут из любой точки города можно будет выехать за его пределы.
Денег никогда не бывает достаточно. Своей очереди ждут еще очень много проектов. На капитальный ремонт проспекта Мира требуется 1 миллиард рублей, автодороги № 1 — 1 миллиард рублей, строительство продолжения Московского проспекта — 1 миллиард рублей, строительство трамвайных путей, приобретение новых вагонов — 750 миллионов рублей, для полного завершения капитального ремонта жилого фонда — 6 миллиардов рублей. То есть суммы мы знаем, проекты есть. Кроме того, нам необходимо строить детские сады, школы, поликлиники, больницы.
Самое главное — за последние годы мы научились эффективно использовать имеющиеся финансовые ресурсы. Если брать квадратный метр построенных или капитально отремонтированных площадей, то их стоимость одна из самых низких в регионе, но в то же время отвечает всем современным требованиям по качеству. Неспроста нас в республике все время ставят в пример другим. Наша задача заключается в том, чтобы не останавливаться на достигнутом и идти вперед, создавать более комфортные условия проживания для челнинцев. Поэтому будем стараться попасть в республиканские и федеральные инвестиционные программы.

— Аномальный снегопад показал недостаточность мощностей Предприятия автомобильных дорог при экстренных случаях. Какие, по-вашему, уроки должны извлечь дорожные службы из снежной зимы 2010 года?
— Я бы хотел, прежде всего, отметить, что, несмотря на разыгравшуюся непогоду и возникшие в связи с этим трудности, мы в городе не допустили того, чтобы машины экстренной помощи где-то застряли и не могли проехать по месту назначения. В кризис мы ни на копейку не сократили бюджет Горсвета, предприятие обеспечивает соответствующее освещение улиц и дворов, Челныкоммунхоз ни на один день не задержал вывоз мусора.
Что касается МУ «ПАД», то оно изначально не было рассчитано на обслуживание дорог всего города, тем более, что Челны с каждым годом растут и расширяются. Имея скудную технику, они, конечно, не справились с серьезным испытанием в виде снегопада, которого, как сейчас говорят специалисты, не было за последние 40 с лишним лет. Рядовые труженики тут не виноваты, люди работали день и ночь и сегодня продолжают работать. Сыграли свою роль тактические ошибки руководства предприятия.
Уроки снегопада заставляют нас делать выводы. Назрела необходимость технического перевооружения Предприятия автомобильных дорог. Сергей Анатольевич Когогин экстренно предоставил городу колонну из пяти «КАМАЗов» с отсрочкой платежа в 2011 году. Но нам нужна еще одна колонна, погрузчики, грейдеры, необходимо увеличивать численность персонала на предприятии. Будем над этим работать.
Нельзя сказать, что мы не знали эту проблему раньше, но бюджет города проходит процедуру согласования в Минфине республики, и в предыдущие годы нам на эти цели средства не выделялись, несмотря на то что мы просили об этом. Однако я не хочу снимать с себя ответственности, такая ситуация не делает нам чести, и мы впредь любыми путями не должны допускать такой транспортный коллапс в городе, который наблюдался в начале декабря.

— В ходе предвыборной кампании вы заявили о том, что через три-пять лет в Набережных Челнах не будет очереди в детские сады. Открытие скольких новых и реконструкции старых детсадов предусматривается ежегодно?
— Я считаю, что у любого руководителя независимо от отрасли, будь то дорожная служба или система образования, должны обязательно присутствовать два качества: умение предвидеть ситуацию и смелость принятия решений. Вот, скажем, несколько лет назад мы имели очередность в детские сады порядка 2500 человек. Когда в городе начался беби-бум, мы понимали, что если ничего не делать, то через три-четыре года очередность составит 5-6 тысяч. Именно поэтому начали работу по возвращению зданий детских садов, и за три года создали 3400 дополнительных мест. А очередность осталась на том же уровне. Но зато она не выросла, коллапса не допустили в данном случае. Сегодня мы знаем, как окончательно решить эту проблему, и в течение трех-четырех лет никакой очередности в Челнах в садики не будет. У нас есть задумки, о некоторых из них пока рано говорить, но поверьте, мы знаем, как ликвидировать эту очередь.

— Читатели нашей газеты обращаются на «горячую линию» редакции с вопросами о благоустройстве новых активно застраиваемых микрорайонов. Когда в них появятся школы, детсады, поликлиники?
— В 36-м и 37-м микрорайонах практически все жилье сдано по программе социальной ипотеки. По генеральному плану там все предусмотрено, и мы оставили земельные участки для строительства еще одного детского сада, школы и поликлиники. Стоимость детского сада, построенного в 37-м комплексе, я имею в виду Центр развития детей «Планета детства», составляет 149 миллионов рублей. На строительство таких же детсадов в других новых комплексах в городском бюджете средств нет. Поэтому мы хотим принять участие в федеральном конкурсе и за счет привлеченных таким образом средств построить два новых детсада в 36-м микрорайоне и в Замелекесье.
Стандартная школа стоит еще дороже — 450 миллионов рублей. Даже проектирование стоит не один миллион рублей, и, признаюсь, у нас даже на это пока нет средств. Дети, живущие в новых комплексах, обучаются в школах, расположенных в 40, 31, 32-м комплексах. Мобильность челнинцев очень высокая, и очень часто родители выбирают школу не по месту жительства, а по качеству обучения, исходя из своих возможностей, скажем, ежедневно возить ребенка в школу, и способностей своих детей. То есть я хочу сказать, что проблема стоит пока не очень остро, выбор в городе существует.
На первых этажах жилых домов, построенных по программе социальной ипотеки, имеются свободные площади. Сегодня мы ведем переговоры с ГЖФ с целью открытия в новых микрорайонах врачебных кабинетов и опорного пункта милиции. Врачи будут закреплены за поликлиникой, они будут проводить первичный осмотр больных, оказывать первую медпомощь, выписывать рецепты, листки нетрудоспособности, направления на лечение в больницу и так далее. Что касается строительства поликлиники, то и тут есть варианты решения проблемы. Скажем, можно привлечь частного инвестора для строительства медицинского центра, бесплатно отдать ему землю с условием, что первый этаж он отдаст под нужды городской поликлиники.

— Уходящий год был сложным — аномальная жара летом, приведшая к объявлению чрезвычайной ситуации, взрыв в жилом доме в новом городе, потребовавший восстановления дома, снегопад. Все это время вы проводили экстренные заседания штабов по решению возникших проблем, первые из которых начинались в 7 утра, а последние — в 23. Но утром следующего дня вы, несмотря на такой график, всегда в прекрасной физической форме. Василь Гаязович, как вам это удается? В чем секрет?
— Секрет в том, что я люблю Набережные Челны и свою работу. Наверное, отсюда и большое желание работать, которое придает силы.

— Вы в течение дня занимаетесь физическими упражнениями для поддержания формы?
— Загляните на городской сайт, и вы там найдете много фотографий, на которых я запечатлен на работе и верхом на лошади, и на велосипеде, и на лыжах, и кросс я бегу. (Смеется.)


Стол будет скромненький
— Как вы планируете отметить Новый год?
— Это самый легкий вопрос, все пройдет традиционно. 31 декабря в 22 часа на площади «Азатлык» мы большой командой мэрии будем приветствовать челнинцев и гостей города, поздравим их с Новым годом, скажем слова благодарности уходящему году, пожелаем друг другу счастья, здоровья, благополучия в Новом году. Затем нас ожидает грандиозный салют. По его окончании поеду домой, и в окружении только близких мне людей мы встретим Новый год. Стол будет скромненький, потому что мы не привыкли принимать пищу в 24 часа ночи. Но, тем не менее, я думаю, будет пара салатов, студень, немножко пельменей, гусь тоже будет, наверное. Вот чего там точно не будет, так это спиртных напитков, потому что в нашей семье их никто не употребляет. По опыту прошлых лет могу сказать, что во втором часу ночи уже буду спать. (Улыбается.) Я не могу себе позволить долгое празднование, рано утром нужно быть в форме, на посту.

Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Статьи
  • 18 октября 2018 - 13:00
    Уехать к морю навсегда: бывшие челнинцы рассказали, стоит ли перебираться на юг
    Немало челнинцев за последние годы переехали на российский юг. Причем если пять-семь лет назад там обосновывались состоятельные люди, то сейчас все чаще поменять жизнь решаются горожане среднего достатка. Челнинцев манят климат и природа, которую они полюбили, отдыхая на побережье Черного моря. Но какова повседневная жизнь на юге?
    6
  • 18 октября 2018 - 08:24
    Как жители Челнов предлагают назвать аэропорт «Бегишево»
    «Челнинские известия» спросили у горожан, имя какого выдающегося человека они бы присвоили аэропорту «Бегишево». Ведь сейчас страна принимает активное участие в голосовании конкурса "Великие имена РФ", по итогам которого воздушные гавани России получат вторые имена.
    43
  • 17 октября 2018 - 15:40
    Язиля Мухаметова: «Детский «Голос» - это просто издевательство»
    В молодежном центре «Нур» в рамках нового проекта «Гости» прошла встреча с участницей 2 сезона проекта «Голос» Язилей Мухаметовой. Сейчас девушка живет в Москве и работает в театре Алексея Рыбникова. На встрече Язиля ответила на вопросы челнинцев.
    2
Реклама
  • 17 октября 2018 - 11:12
    За неуплату алиментов наказали родителей должника и описали их имущество
    Сегодня судебные приставы вышли в очередной рейд по взысканию алиментов со злостных неплательщиков, который проходил в 49 комплексе. Сотрудники ФССП решили застать в врасплох нерадивых родителей, появившись на пороге их квартир в 6.30 утра.
    16
  • 17 октября 2018 - 08:23
    Когда в Челны придут снег и холод
    В соседнем Башкортостане выпал первый снег. Неужели зима уже может напомнить о себе и в нашей республике?
    0
  • 16 октября 2018 - 10:04
    В Челнах мужчин назвали приматами и распределили по рангам
    В Набережных Челнах накануне прошел тренинг, на котором парням рассказали об ошибках в отношениях с девушками. Как общаться с дамами, мужчинам рассказала психолог Мария Тихонова. Раскрыла или она представителям сильного пола настоящие секреты девушек, разбирались «Челнинские известия».
    13
  • 16 октября 2018 - 08:12
    В 2019 году бензин может резко подорожать
    Об этом предупреждают в Счетной палате РФ
    10
  • 15 октября 2018 - 08:40
    Что говорят в ГИБДД о новых правилах регистрации авто
    С октября на территории России начали действовать новые правила получения автомобильных госномеров, аннулирования регистрации, а также замены двигателей. При этом, как сообщили «Челнинским известиям» в местной ГИБДД, некоторые правила из обновленного приказа МВД № 399 в Татарстане уже действуют давно.
    8
  • 14 октября 2018 - 07:47
    Неудачный опыт: какой бизнес в Челнах терпит крах
    Все чаще молодые люди отказываются работать наемными сотрудниками и решаются на открытие собственного бизнеса. Однако многие начинающие предприниматели терпят крах. Челнинцы, которые открывали собственное дело, но их бизнес оказался неудачным, рассказали о своем опыте.
    12
Реклама
Реклама
Топ-5
Реклама
Конкурсы
Реклама
Актуальное видео
  • 19 октября 2018 - 15:37
    Школы
Реклама
Фотогалерея
  • Фестиваль цветов - 2018
  • День строителя - 2018
  • "Сабантуй - 2018"
  • "Бессмертный полк" 2018
  • День Победы 2018
  • Первомай
  • Субботник - 2018
  • Панихида по погибшим в Кемерово
  • "Выборы президента РФ - 2018"
  • Чемпионат по поеданию шаурмы
Новости партнеров
Блоги
Опрос