Город и горожане
«Очумелые ручки» в челнинских дворах: красота или убожество
Лебеди из отработанных шин, грибы из старых тазов, мягкие игрушки, примотанные к деревьям и кустам у подъезда, словно висельники, – такие народные инсталляции можно наблюдать во многих дворах Челнов. Да что там Челнов, на всей территории постсоветского пространства дворовое народное творчество процветает в одной и той же форме «очумелых ручек» - люди хотят вдохнуть красоту в вещи, которым место на свалке. Красиво ли это выглядит? Тот, кто вложил в такую клумбу всю душу, считает, что да. Нравится ли это окружающим? Спорный вопрос. «Челнинские известия» решили разобраться в феномене ЖКХ-арта.
По мнению архитектора Равиля Сафиуллина, у медали действительно две стороны. Такое дворовое творчество говорит о том, что люди хотят расширить понятие «мой дом». А это значит, что горожане бережно относятся не только к своей квартире, но и к близлежащей территории, они хотят сделать ее точно такой же уютной, навести красоту в собственном понимании этого слова. Но, с другой стороны, ЖКХ-арт появляется потому, что системно не решен вопрос благоустройства дворов в плане скамеек, приличной парковки, газонов и места для отдыха. Люди хотят украсить свою среду, потому что недовольны ей, и делают это на максимуме своих эстетических представлений.
«Как архитектор, могу сказать, что чаще всего таким украшательством занимаются люди пожилые, зачастую они мало где бывали, мало что видели, поэтому их представления об эстетике, о цвете, о композиции, художественных тенденциях, очень смутные. Наверняка они облагораживают дворы на максимуме своих представлений о красоте», - сказал Равиль Сафиуллин.
Доктор философских наук, профессор КФУ Айдар Каюмов согласен с тем, что уровень культуры и образования напрямую связан с представлениями о красоте, но сетует на то, что челнинцы, кроме всего прочего, поставлены еще и в рамки, которые при строительстве города были заданы самими архитекторами.
«Как горожане могут сделать благоустройство своего дворика? У них нет возможности разбить там, например, парк, потому что градостроители их уже поставили в рамки – у нас стандартный город, построенный по советским лекалам. Даже если пригласить профессионала улучшить среду двора, он будет действовать в заданной однообразной архитектурной среде. Может быть, он сделает лучше, чем дядя Петя из соседнего подъезда, но и у архитектора из «Жигулей» «Мерседеса» все равно не получится, - считает Айдар Каюмов.- Да и если человек всю жизнь провел в стандартном челнинском комплексе, что бы он ни делал, у него будет получаться слепок этого комплекса. Образно выражаясь, человек может уехать из 36 комплекса, но 36 комплекс из него не уедет никогда».
А почему же красоту в челнинских дворах наводят именно из вещей, место которым должно быть на помойке?
«Я думаю, что некоторые люди получают удовольствие от процесса, когда из мусора, то есть фактически из ничего, у них получается что-то», - высказал свое мнение архитектор Равиль Сафиуллин.
Кстати, он подметил, что в народных инсталляциях много детского, как будто это пространство для малышей. Хотя очень часто в свои палисадники под окнами хозяева никого не пускают, тем более детей: «Они же все сломают».
«Возможно, создатели лебедей из шин были вынуждены рано повзрослеть, такова история нашей страны, поэтому создание таких «красивых» зон – это игра, люди не наигрались в детстве», - заметил архитектор.
А профессор Айдар Каюмов обратил внимание на то, что челнинцы в своем украшательстве среды тянутся к природе, все образы взяты оттуда.
«Дело в том, - считает он, - что горожане в однообразной среде стандартных домов-коробок лишены природы, люди к ней тянутся, хотят, чтобы она была рядом. Никто не сможет поселить у себя во дворе настоящих белок, а вот найти мягкую игрушку в форме этого зверька и прикрутить на дерево – пожалуйста».
Так что, нужно убрать из дворов все это? Конечно, нет. Говорить о том, что народный ЖКХ-арт - исключительно дурновкусие, неправильно. Это как сравнивать поэзию с частушками. Если какие-то из поделок мы назовем чудовищными и попытаемся убрать, то можем лишиться огромного пласта народной культуры, а к ней нельзя применять критерии, обычные для профессиональных урбанистов и ландшафтных дизайнеров.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)