18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Город и горожане

Времена не выбирают, в них живут и созидают

Времена не выбирают, в них живут и созидают

В судьбе жителя Набережных Челнов, экс-генерального директора «Ремзидель» Хариса Рахматулловича Ниязова радостное и волнительное событие – знаменательный 75-летний юбилей.

С 70-х годов он тесно связал свою жизнь с КАМАЗом и городом на Каме. Свою карьеру строил сам и прошел путь от первопроходца до генерального директора предприятия, которое возглавил в самый трудный для всего автогиганта период. Этот завод после пожара на заводе двигателей взял на себя основную нагрузку по поставке двигателей на главный сборочный конвейер КАМАЗа. Талантливый организатор, умеющий работать в одной команде с единомышленниками, честный и открытый, человек слова – так характеризуют Хариса Ниязова его коллеги и друзья. И это попадание в точку, ведь имя Харис означает «бескорыстие, честность, доброта, жизнь».

 

 Давайте вместе перелистаем книгу жизни юбиляра.

 

Река времени

 

История предприятия «Ремдизель» начинается 6 октября 1978 года, когда гендиректор КАМАЗа Л. Васильев подписал приказ № 474 об организации в составе объединения завода по ремонту двигателей (ЗРД). В 1980 году в сдаточном корпусе КАМАЗа на временных площадях был собран первый отремонтированный двигатель по обходной технологии, а главный корпус еще строился. Он был введен в эксплуатацию в 1985 году. В 1993 году после пожара на заводе двигателей на площадях ЗРД за две недели освоили производство силовых агрегатов для главного конвейера из ремонтного фонда. В 1993 – 1996 годах по такой схеме выпустили 72 тысячи силовых агрегатов. Затем производство перевели на модернизированную станцию с площадью в десять раз меньше главного корпуса и с планируемым годовым объемом ремонта 10 тысяч двигателей.

 

В это же время предприятие приступило к ремонту главных коробок передач, сцепления и других агрегатов. В 2012 году «Ремдизель» отделился от ОАО «КАМАЗ» и стал самостоятельным предприятием.

 

Камазовец с сибирским характером


Харис Ниязов родом из Омской области. Выпускник Томского политехнического института с  дипломом инженера приехал на место назначения - на КАМАЗ. На небывалую по масштабам стройку. Энергичный, счастливый, пришел в отдел кадров будущего кузнечного завода  как раз в день своего  рождения - 5 сентября. А там неожиданный подарок: табельный номер тоже  под номером  5. Так молодой специалист попал в пятерку первых принятых на работу. При этом главные люди завода – группа опытных руководителей и мастеров кузнечного дела с лучших предприятий страны – в это время уже находилась в командировке в Москве, где добивалась внедрения на будущем кузнечном производстве  автозавода  страны самых новых технологий.


Энтузиасты опережали время. Среди них – Харис  Ниязов, который не боялся трудностей и брался  за любое порученное  дело. Готовя эту публикацию, мы разговаривали с  челнинцами, которым довелось бок о бок работать с ним. И все были единодушны: Харис  Рахматуллович – настоящий профессионал во всем, наш человек! 
Так сложилось, что 20 лет своей жизни Харис Ниязов отдал «Ремдизелю», где прошел все ступеньки служебной карьеры и стал  пятым директором. За работой в течение 6 лет в этой должности стоит титанический труд организатора, грамотного руководителя. 
 

 

Зульфат Аюкин, экс-главный инженер «Ремдизеля», кандидат технических наук:

 

– Харис Рахматуллович пришел к нам на ЗРД в 1982 году. В то время еще шла стройка, и было принято решение начать опытный ремонт на временных площадях в сдаточном корпусе автозавода. В должности начальника цеха сборки двигателей он активно включился в строительство основного корпуса, в освоение новых методов ремонтного процесса. В 1985 году  отремонтировали первый движок на площадях главного корпуса – и в этом очень большой вклад Хариса Ниязова. А в 1991-м на завод пришелся самый пик нагрузки: был выполнен капремонт 48 тысяч двигателей. Тяжелый период связан с пожаром на заводе двигателей, и наш маленький коллектив отстоял возможность существования КАМАЗа, поставляя все отремонтированные силовые агрегаты на автосборочный завод. Харис Рахматуллович, как начальник производства, проявил свои организаторские способности для выполнения огромных объемов. К концу 1996 года завод двигателей был восстановлен, заказы КАМАЗа пошли туда напрямую, и наш ЗРД практически оставался без работы. К тому же на 44 месяца мы прекратили оказывать услуги для народного хозяйства, поскольку все «подлеченные» движки уходили на главный конвейер. Зато активизировался серый рынок, и, начиная с 1997 года, нам пришлось заново завоевывать упущенное. Предвидя в перспективе снижение заказов на ремонт, по инициативе Хариса Ниязова и при поддержке руководства КАМАЗа, техслужбы перевели производство на станцию испытания двигателей.

 

Самый тяжелый экономический период, как и по всей стране, – долги по зарплате, налогам, оплате энергоносителей, текучесть кадров – пришелся на 1997 – 2002 годы. Благодаря интуиции, стратегии Хариса Рахматулловича, умению просчитывать ходы наперед, удалось сохранить костяк команды, была создана служба маркетинга. Мы сами искали заказчиков, и завод жил на самоокупаемости – это помогло удержать его на плаву, иначе он мог исчезнуть. В 2002 году спасательным кругом стал удачный контракт на производство и поставку бронированных автомобилей «Выстрел».

 

Нашего директора отличала требовательность, которая всех дисциплинировала. Был справедливым – наобум не рубил, если критиковал, то по делу, и никто не обижался. От всего сердца поздравляю с юбилеем уважаемого Хариса Рахматулловича, желаю крепкого здоровья, бодрости духа, оптимизма на долгие годы!

 

Рамиль Азаматов, экс-главный конструктор КАМАЗа:

 

– Познакомился с Харисом Рахматулловичем 21 год назад и совершенно случайно. Я тогда работал директором программы «Бронированные автомобили» и разрабатывал новую машину «Выстрел». Была проблема – руководство КАМАЗа проектом не заинтересовалось. И меня по сути дела выставили с предприятия. Я искал место для реализации проекта и пришел в «Ремдизель» к директору Ниязову, предложил собирать машины, и он меня поддержал вместе с главным инженером Аюкиным: «Давайте сделаем!». Благодаря совместному сотрудничеству, проект мы запустили и реализовали первый заказ – собрали 30 принципиально новых машин для 12-го Главного управления Минобороны РФ. Это был огромный заказ, благодаря которому «Ремдизель» расширил производство.

 

Заслуга в этом, конечно, Хариса Рахматулловича, который и с технической точки зрения, и с человеческой оценил проект. Сам поучаствовал в создании технологической оснастки и организации производства машин на предприятии.

 

Особо отмечу черты характера Хариса Рахматулловича – он очень сдержанный, доброжелательный. Мне всегда везло на хороших людей, благодаря которым многие проекты удалось реализовать. В моей душе сохранились добрые воспоминания о нашем сотрудничестве. И даже сейчас мы с ним встречаемся в бассейне. Уверен, что такие встречи нам обоим приятны, поскольку сообща претворили в жизнь хорошее дело. Поздравляю Хариса Рахматулловича с юбилеем! Желаю здоровья, сохранения мудрости, оптимизма, доброжелательности, с которыми он мне по жизни знаком. 

 

Гумер Нуретдинов, экс-председатель профсоюзной организации КАМАЗа:

 

– Уже много лет прошло с нашей первой встречи с Харисом Рахматулловичем! Мы познакомились в 1986 году, когда он работал секретарем партийной организации на ЗРД, четко знал, чего хочет, и умел этого добиться. Мало людей, которые, как он, могут найти подход к любому работнику, независимо от ранга. У него и черта характера редкая – все делать от души и пропускать через свое сердце. Казалось бы, внешне – добродушный человек, но в действительности – деловой, конкретный и очень ответственный. Особенно ярко его характер проявился, когда Хариса Рахматулловича назначили директором «Ремдизеля». И не прогадали! Решения он принимал быстро и требовал, чтобы они выполнялись неукоснительно. Только благодаря слаженной команде, четко поставленной работе в очень сложные экономически годы успешно реализовывались все поставленные задачи. А объем работы в то время действительно был огромный.

 

Нам есть о чем поговорить, что вспомнить при встрече. Рад поздравить нашего замечательного камазовца Хариса Рахматулловича с юбилеем! Желаю здоровья, семейного благополучия, радости общения с родными.

 

Дорогу осилит идущий

 

Справедливо говорят, что буквально все в человеке закладывается с детских лет. Конечно же, в семье.

 

Харис Рахматуллович приехал на КАМАЗ в 23 года. Молодой специалист, со свежими знаниями, вдохновленный масштабным проектом, которому на автогиганте пришлось пережить разные испытания, прежде чем стать опытным работником, мудрым ветераном. Уверенно идти по жизни помогает стержень: с детства берет пример с отца. Рахматулла Сабаралеевич свой путь начал с профессии учителя. В годы Великой Отечественной войны служил на Дальнем Востоке, а затем, в 1948 году, был направлен в органы милиции. Беспокойная служба ради охраны покоя и благополучия людей. Работал там, куда его направляли, – в городе Тара, райцентрах Кормиловка, Азово, Иртышское Омской области. Его ценили: с оперуполномоченного вырос до заместителя начальника РОВД г. Тара Омской области.

 

Р. С. Ниязов всю свою жизнь работал в милиции

 

Многодетная семья, бывало, жила в походных условиях, и бытовые трудности преодолевали сообща. Отец – человек слова и дела, и дисциплина была превыше всего. Несмотря на занятость, он всегда заботился о семье, баловал детей сладостями. Главное требование родителей было хорошо учиться, и краснеть им не пришлось – дети получили высшее образование.

 

Харис Рахматуллович с матерью

 

Любовь к точным наукам привела Хариса Рахматулловича в технический институт. Неудивительно, что он, воспитанный в строгости, не стал устраивать каникулы и день рождения, а с дипломом с отличием отправился к месту назначения – на КАМАЗ. Дисциплина!

 

Стартовой площадкой для него стал кузнечный завод, где прошел путь от мастера до начальника цеха. Осваивал одну работу – доверяли другую. Был на особом счету среди перспективных сотрудников. Так, когда работал заместителем начальника заготовительного производства, его шеф надолго заболел, и Харису Ниязову пришлось мобилизоваться. Вскоре производство вышло в передовые, а его наградили – фотографию разместили на Доске Почета Автозаводского района. Вручили медаль «За доблестный труд», знак «Ударник строительства КАМАЗа».

 

На другое предприятие Харис Ниязов перешел после разговора с директором кузнечного завода Алексеем Субботой. «Ты здесь вырос как специалист и руководитель. Тебе пора идти дальше, осваивать новое – у тебя получается», – напутствовал он.

 

В 1982 году камазовец Ниязов устроился на новый завод по ремонту двигателей КАМАЗа, где пришлось заниматься параллельным строительством и монтажом оборудования, обеспечивать восстановление поступавших двигателей на капремонт. Вскоре первый директор ЗРД Иван Гречуха предложил ему должность начальника цеха сборки, выделив из своего резерва «Жигули» 5-й модели.

 

Так начался новый виток в судьбе Хариса Ниязова. Доставалось по полной – курировал строительство первого корпуса завода, ездил в командировки в Москву. Но там даже прогуляться не было возможности: изучал с нашими специалистами документацию, привозил домой и уже здесь разбирался в чертежах со строителями. Частенько засиживались допоздна, не раз находили новые решения, которые приходилось согласовывать, причем очень оперативно, потому что стройка не должна останавливаться. Как решались проблемы? Совместными усилиями. Было не раз: приступали к работе, и тут приходили коррективы. Придет Харис Ниязов к строителям: «Ну что, мужики, придется немного переделать – в Москве нашли лучший вариант».

 

"Ремдизель" 90-е годы. Цех механообработки деталей двигателя. Фото: Музей истории города. 

 

В 1996-м, сложнейшем для всей экономики страны и особенно КАМАЗа, Харису Ниязову вручили приказ о назначении директором «Ремдизеля». А уже по итогам 2000 года он вывел завод на рентабельность. Предложение взяться за оборонный заказ на изготовление бронемашин было подкреплено авансом в 48 миллионов. Расчет показал, что, приняв завод с долгом в 120 миллионов рублей, директор Ниязов сделал производство рентабельным.

Затем ему предложили возглавить Костромской экскаваторный завод. Разобравшись в его специфике, он планировал вытянуть предприятие в прибыльные за полтора года. Но произошла смена собственников предприятия, и пришло время выходить на пенсию. 

 

Дом любви и доброты

 

Многое зависит от окружающей атмосферы. На работе – от взаимопонимания, а в доме – от любви и взаимоуважения.

 

Тепло, уютно в доме Ниязовых. Хозяйка домашнего очага Алла Николаевна – болгарка по национальности. Они встретились и поженились в годы учебы в институте, так что их союзу уже более полувека.

 

Супруги с улыбкой вспоминают, что в Челнах первой квартирой была баня в частном секторе, пока не получили ордер на комнату в поселке ЗЯБ. Молодые были – все нипочем. Хотя не все приехавшие тогда выдерживали. Но надо было понимать: новый город в чистом поле предстояло еще построить.

 

 

Харис Рахматуллович и Алла Николаевна вместе уже более полувека. 

 

Набережные Челны стали родными и для супругов Ниязовых, и для их замечательных сыновей. Они получили хорошее образование, окончив Российский университет дружбы народов. Сергей руководит фирмой в Москве. А Виталий вначале работал инженером на ЗМА, сейчас директор предприятия, часть продукции которой поставляется на КАМАЗ. Деду и бабушке они подарили четверых внуков.

 

Чем в своей семье гордятся сыновья? Виталий Ниязов отметил, что во всем равняется на отца: «Если какая ситуация, то думаю – как бы папа поступил? Не хочется его подводить, поскольку он нас так воспитал: надо все делать от души и для души. Самое главное – мы жили в атмосфере счастья, взаимопонимания и доброты. Папа – настоящий мужчина, всегда признается в любви маме. Она – хранительница домашнего очага, которая всегда рядом с отцом».

 

С детских лет Сергей Ниязов осознал, что самое большое богатство в семье – это любовь, уважение, доброта, взаимовыручка.

 

– Родители – пример во всем, мы заряжались от них энергией, позитивом, – присоединяется он к разговору. – Встречи по случаю юбилеев, свадеб для нашей многочисленной родни стали замечательной традицией. Ради общения отменяем и командировки. Хотя мы живем в разных городах, но все дружим, часто созваниваемся, в курсе новостей. Дорожить семьей, родными – такое наследство нам передал дед Рахматулла Сабаралеевич. Очень душевным получился вечер в кругу родных, посвященный 100-летию со дня его рождения. Было много воспоминаний, а в подарок мы получили видеофильм, снятый о большом роде Ниязовых. Хочется, чтобы день рождения открыл новую страницу в судьбе нашего отца Хариса Рахматулловича для радостных мгновений жизни. Пусть их будет как можно больше! Пусть и в дальнейшем его жизнь согревает наша огромная признательность.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос