18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Культура

Тест на советского человека: Набережные Челны, которые мы потеряли

Те, кто жил в советское время, прекрасно помнят, какое раздражение вызывали бесконечные мозаики и барельефы рабочих, колхозниц, знамён и Ильичей на зданиях и внутри них в любом городе бывшего СССР.

 

Набережным Челнам в этом смысле повезло: монументальное искусство в нашем передовом городе было менее формализовано, но всё же общая стилистика присутствовала. 
После распада СССР она выглядела старомодно, но теперь панно советских художников смотрятся довольно стильно.  Правда, в Набережных Челнах их сохранилось немного именно потому, что одно время многим казалось, что все это лишь «совок» и не имеет никакого отношения к искусству. Поэтому на смену художественным мозаичным и витражным работам пришел современный дизайн. Правда, иногда его довольно сложно назвать этим громким словом.

 

Чего мы лишились 

 

Волна приватизации зданий в 90-х и капитальных ремонтов нынешнего времени буквально стерла с лица города много советских работ.

 

Набережные Челны потеряли прекрасные витражи в бывшем кинотеатре «Батыр». Их автором был легендарный директор Третьяковской галереи, художник-монументалист, секретарь правления Союза художников СССР Юрий Королев. После того как «Батыр» превратился в ночной клуб, огромный витраж, занимавший весь фасад здания, был уничтожен.

 

 

"Батыр" после реконструкции: витражи уничтожены

 

Фреска на всю стену приемного покоя БСМП, сделанная известным челнинским художником Владимиром Акимовым, перестала существовать после капитального ремонта больницы. Теперь на этой стене лишь лаконичная надпись «БСМП».

 

Холл БСМП после реконструкции: вместо художественного панно просто надпись

 

Здание, которое раньше занимал Дом татарской кухни в 18-м комплексе нового города, утратило интересное деревянное панно в национальном стиле, украшавшее холл ресторана. После приватизации оно превратилось в торговый центр с продуктовым магазином. 
После реконструкции исчезло большое керамическое панно в холле гостиницы «Татарстан». С ним, кстати, связана интересная история. Ее нам рассказал известный челнинский первостроитель Альберт Петров. 

 

Панно категорически не понравилось Раису Беляеву, первому секретарю горкома, руководителю города. Когда гостиницу «Татарстан» сдавали в эксплуатацию и показали ему панно, он воскликнул: «Немедленно снять, не позорьте татарский народ!». Дело в том, что на панно были изображены деревенские дедушка и бабушка за самоваром. Чиновнику не понравился стиль работы. Но панно тогда все же не убрали, а чуть прикрыли вазонами с цветами. Работа художника пропала со стены уже в нынешнее время, когда в гостинице сделали реконструкцию.

 

Ушли в небытие множество мозаичных работ, выполненных художниками в школах и детских садах, которые теперь реконструировали. Теперь вместо них –  дизайнерские «штучки», иногда не самого лучшего качества. Например, стены отремонтированных пару лет назад поликлиник города украшают фотообои под стеклом. Яркие, но бездарные. 

 

Теперь поликлиники украшают такие панно - яркие, но бездарные

 

Тут тоже когда-то была мозаика

 

 

Что мы сохранили

 

Некоторые работы художников были сохранены. Интересная фреска под названием «Авиценна» украшала здание аптеки в 23-м комплексе, ее, в лестничном пролете двух этажей, создал челнинский художник Юрий Свинин. 

 

"Я специально теперь не захожу в эту аптеку, чтобы не видеть, что случилось с моей работой, избегаю и бывший Дом татарской кулинарии, расположенный напротив рынка в поселке ГЭС, там тоже когда-то моя работа украшала фойе. Площади этих зданий были поделены и сданы в аренду множеству частных предпринимателей", – признался нам художник.

 

Фотокорреспондент «Челнинских известий» вместо него наведался в аптеку. Зайдя в нее как обычный посетитель, он никакой фрески не увидел, там «красуются» лишь унылые стены, выкрашенные в желто-зеленый цвет. Но фреска художника оказалась жива. Ее нашему фотокорру показали работники старой аптеки, она скрыта от глаз посетителей и радует только служащих, заходящих в здание через служебный вход. 

 

Посетители аптеки довольствуются такой "красотой"

 

Панно в аптеке видно только служащим

 

 

А вот в здании спортшколы «Витязь» интересное мозаичное панно, на котором изображены древнегреческие борцы, видно всем посетителям, его удалось сохранить после капитального ремонта.

 

В здании спортшколы "Витязь" мозаичное панно после ремонта решили сохранить

 

Сейчас идет капитальный ремонт и здания ДК «Энергетик». Когда пару лет назад был обновлен его фасад, строители сохранили огромную мозаику, которая выходит на набережную Тукая. А теперь при ремонте внутренних помещений будет сохранен и исторический витраж в пролете лестницы. 

 

Сохраненный витраж в пролете лестницы ДК "Энергетик"

 

Кстати, напротив мозаики на ДК «Энергетик» современные художники на соседнем здании колледжа искусств создали художественное панно. Теперь две работы мастеров разных поколений органично украшают городской ландшафт. 

 

Фасад ДК "Энергетик"

 

Здание колледжа искусств недавно оформили молодые художники

 

Сохранилось и огромное мозаичное панно на здании школы ДОСААФ в поселке ЗЯБ. Его создала группа известных челнинских художников – Юрия Свинина, Владимира Акимова и Виктора Анютина, взявших для общих монументальных работ псевдоним Ансвак. Возможно, их работа жива, потому что это строение еще пока не подвергли капитальному ремонту. 

 

Здание школы ДОСААФ

 

Что мы так и не увидим никогда

 

Есть в Челнах здания, которые начинали строить в советское время, но так и не успели завершить, их сдали в эксплуатацию только в XXI веке. Это гостиница, превратившаяся в бизнес-центр «2/18», и Дворец детского творчества, называющийся теперь ГДТиМ. В них должны были появиться интересные панно, созданные челнинскими художниками, за которые им даже заплатили деньги. Эскизы мозаик прошли все согласования, художественный совет дал свое разрешение на их воплощение в жизнь, оставалось только перенести их на стены, но время внесло свои коррективы.

 

"Для гостиницы «Тюбетейка» художник Шамиль Нигматуллин создал фреску на тему Сабантуя, она должна была идти по периметру всего фойе на первом этаже, – вспоминает челнинский художник Юрий Свинин. – У меня был готов эскиз для ГЦДТ, это была интересная работа на тему гармонии мира, она должна была расположиться на стенах фойе, плавно переходить в мозаику на полу, а потом превращаться в скульптуру". 

 

Кстати, в советское время художественное оформление объекта было включено в смету строительства здания и занимало примерно 1,5-2 процента от его общей стоимости. При проектировании заранее не было известно, как именно оно будет оформлено, это решали художники, которые получали заказ. 

 

Сейчас новые здания – школы, детские сады, оформляют не художники, а дизайнеры, поэтому подход к этому теперь совершенно другой. Нынешние интерьеры можно легко трансформировать, меняя дизайн, это удобно, учитывая, что не всегда то, что строилось как детский сад, через 30 лет им останется. А вот здания, построенные 40-45 лет назад, делались на века и никакого глобального обновления не предполагали – художники работали, рассчитывая, что их творения смогут увидеть потомки и через 100 лет. 
Какой подход лучше? Этот вопрос остается открытым.   

 

фото Кирилл Рочев/"Челнинские известия"
 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (4)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос