18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Образование

Если бы вам не платили зарплату, чем бы вы занимались?

По статистике, более 40 процентов людей, получивших высшее образование, не работают по специальности, потому что не видят в ней своего призвания. Получается, что определиться с будущей профессией, будучи школьниками, им не удалось

Осознавать свои наклонности люди начинают к 13 годам


Психолог, нейропсихолог Елена Зобнина говорит, что часть мозга, которая отвечает за целеполагание, начинает развиваться с 13 лет и формируется всю жизнь. Поэтому мучить ребенка вопросом, кем ты хочешь стать, нет смысла. Различные профориентационные методики имеют достоверность – 60 процентов. 


–  Наше тело и психика развиваются по определенным этапам. Это касается не только умения ходить, есть и сидеть, но памяти, логики, внимания. В 13 лет ребенок уже примерно понимает, что ему интересно. Но все же нужен специалист, который поможет раскрыть таланты и истинные желания. Обычно мы упускаем это время и активно нажимаем на этот вопрос в конце школы. Судорожно начинаем искать, куда пойти учиться, –  говорит нейропсихолог Елена Зобнина. – Кстати, профессия, которую выберет в будущем ребенок, может быть вообще пока неизвестна, ведь сейчас появляется много новых направлений. 


Она задает детям вопрос: «Если бы тебе не ставили оценки, чем бы ты занимался?» Ответ ребенка и говорит о его настоящем интересе. Также взрослый может себя спросить: «Кем бы я работал, если бы мне не платили зарплату?».


Психолог предлагает 13-летнему школьнику посмотреть списки вузов и направлений. Подросток примерно начинает понимать, что сюда бы он заглянул и это было бы ему интересно. Но чтобы понять, нравится или нет, надо пробовать. 


–  Пока не съешь фрукт, не узнаешь, любишь его или нет. Поэтому, надо участвовать в конкурсах, вузовских олимпиадах по желаемому направлению, –  добавляет Елена Зобнина.


Проблема в том, что у всех есть страхи и ограничивающие убеждения, с которыми нужно работать. Например, что в том или ином вузе учатся слишком богатые или слишком умные. 


–  Поэтому важны разговоры родителя с ребенком, наблюдение за ним, важно знать, какие предметы ему нравятся, вне зависимости от оценок. Ну а профориентационные тесты иногда работают как снятие с себя ответственности, будто бы сейчас я пройду тест и мне скажут, куда пойти, –  говорит нейропсихолог.


Также она не советует ориентироваться на то, где платят большие зарплаты. Деньги не придут, если деятельность не нравится. Важно, чтобы ребенок сам понял, чем бы хотел заниматься. 


–  90 процентов не знают, чего хотят, зато они знают, чего не хотят. Так вот эти 90 процентов работают на те 10 процентов. Если я не знаю, чего хочу, кто-то другой будет мне диктовать что делать, –  отмечает Елена Зобнина. 


Профориентацию полезно проходить и взрослым


Существуют различные методики определения призвания, одна из них работает в НГПУ. Мы поговорили с заведующей службой психолого-педагогической поддержки НГПУ Альфией Вазиевой и заведующей научно– исследовательской лабораторией «Лаборатория комплексных исследований» Натальей Селиверстовой. Они используют разработки теста «Мой профессиональный вектор», который был создан в МГУ. Различные методики по изучению профориентации существуют много лет, но отличие этой – в том, что она включает три блока: интересы, способности, личные особенности. Раньше рассматривались более упрощенные варианты тестирования.


По наблюдениям Альфии Вазиевой и Натальи Селиверстовой большинство детей, особенно, девочки – гуманитарии, среди мальчиков много технарей. Раньше все хотели стать космонавтами, сейчас, с развитием информационных технологий, многих интересуют ИТ-специальности. Однако выбор профессии и результаты диагностики часто отличаются. Не стоит ориентироваться и на оценки. Многие дети несерьезно относятся к определенным предметам в школе, зато могут иметь подходящие личностные качества для работы в сфере изучения этих дисциплин. Конечно, если ребенок учился в математическом классе, это тоже окажет влияние, и, скорее всего, проявятся математические способности у ребенка.


Влияет на интересы ребенка и место проживания в том или ином регионе. Наш промышленный город растит будущих гуманитариев и производственников, к примеру, IT-специалистов, учителей, судя по тестированию. 


–  Возьмем результаты ученика 8-го класса. Его хобби: танцы, велоспорт. Диагностика выявила, что у него технические интересы, и способности тоже соответствуют этому, об этом говорит его эрудиция. Поэтому ему предлагают профессии: механик, инженер-строитель и другое. Он признается, что так себя и видит, –  говорит Альфия Вазиева. 


Примечательно, что в течение жизни интересы и возможности человека к той или иной профессии меняются. Поэтому специалисты лаборатории призывают изучать их в разном возрасте. Интересы меняются с расширением знаний. Например, когда в старших классах появляются новые дисциплины, выясняется, что у ребенка есть склонность к медицине, и это совпало с тем периодом, когда в школе начали изучать химию. 


Ну и никто не отменял конкретную ситуацию, в которой живет.


–  Возможно, у кого-то призвание быть артистом, а совпадает ли это с обстановкой, в которой человек существует? –  говорит Наталья Селиверстова.


Чтобы увидеть в своих детях то, к чему у них есть способности и интересы, в первую очередь она рекомендует слышать своих детей. 
–  Исходить надо из их интересов. Развивать то, что им дается легко, а не то, что трудно. И нужно пробовать разное, –  считает специалист.

 


 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (1)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос