Образование
Если бы вам не платили зарплату, чем бы вы занимались?
По статистике, более 40 процентов людей, получивших высшее образование, не работают по специальности, потому что не видят в ней своего призвания. Получается, что определиться с будущей профессией, будучи школьниками, им не удалось
Осознавать свои наклонности люди начинают к 13 годам
Психолог, нейропсихолог Елена Зобнина говорит, что часть мозга, которая отвечает за целеполагание, начинает развиваться с 13 лет и формируется всю жизнь. Поэтому мучить ребенка вопросом, кем ты хочешь стать, нет смысла. Различные профориентационные методики имеют достоверность – 60 процентов.
– Наше тело и психика развиваются по определенным этапам. Это касается не только умения ходить, есть и сидеть, но памяти, логики, внимания. В 13 лет ребенок уже примерно понимает, что ему интересно. Но все же нужен специалист, который поможет раскрыть таланты и истинные желания. Обычно мы упускаем это время и активно нажимаем на этот вопрос в конце школы. Судорожно начинаем искать, куда пойти учиться, – говорит нейропсихолог Елена Зобнина. – Кстати, профессия, которую выберет в будущем ребенок, может быть вообще пока неизвестна, ведь сейчас появляется много новых направлений.
Она задает детям вопрос: «Если бы тебе не ставили оценки, чем бы ты занимался?» Ответ ребенка и говорит о его настоящем интересе. Также взрослый может себя спросить: «Кем бы я работал, если бы мне не платили зарплату?».
Психолог предлагает 13-летнему школьнику посмотреть списки вузов и направлений. Подросток примерно начинает понимать, что сюда бы он заглянул и это было бы ему интересно. Но чтобы понять, нравится или нет, надо пробовать.
– Пока не съешь фрукт, не узнаешь, любишь его или нет. Поэтому, надо участвовать в конкурсах, вузовских олимпиадах по желаемому направлению, – добавляет Елена Зобнина.
Проблема в том, что у всех есть страхи и ограничивающие убеждения, с которыми нужно работать. Например, что в том или ином вузе учатся слишком богатые или слишком умные.
– Поэтому важны разговоры родителя с ребенком, наблюдение за ним, важно знать, какие предметы ему нравятся, вне зависимости от оценок. Ну а профориентационные тесты иногда работают как снятие с себя ответственности, будто бы сейчас я пройду тест и мне скажут, куда пойти, – говорит нейропсихолог.
Также она не советует ориентироваться на то, где платят большие зарплаты. Деньги не придут, если деятельность не нравится. Важно, чтобы ребенок сам понял, чем бы хотел заниматься.
– 90 процентов не знают, чего хотят, зато они знают, чего не хотят. Так вот эти 90 процентов работают на те 10 процентов. Если я не знаю, чего хочу, кто-то другой будет мне диктовать что делать, – отмечает Елена Зобнина.
Профориентацию полезно проходить и взрослым
Существуют различные методики определения призвания, одна из них работает в НГПУ. Мы поговорили с заведующей службой психолого-педагогической поддержки НГПУ Альфией Вазиевой и заведующей научно– исследовательской лабораторией «Лаборатория комплексных исследований» Натальей Селиверстовой. Они используют разработки теста «Мой профессиональный вектор», который был создан в МГУ. Различные методики по изучению профориентации существуют много лет, но отличие этой – в том, что она включает три блока: интересы, способности, личные особенности. Раньше рассматривались более упрощенные варианты тестирования.
По наблюдениям Альфии Вазиевой и Натальи Селиверстовой большинство детей, особенно, девочки – гуманитарии, среди мальчиков много технарей. Раньше все хотели стать космонавтами, сейчас, с развитием информационных технологий, многих интересуют ИТ-специальности. Однако выбор профессии и результаты диагностики часто отличаются. Не стоит ориентироваться и на оценки. Многие дети несерьезно относятся к определенным предметам в школе, зато могут иметь подходящие личностные качества для работы в сфере изучения этих дисциплин. Конечно, если ребенок учился в математическом классе, это тоже окажет влияние, и, скорее всего, проявятся математические способности у ребенка.
Влияет на интересы ребенка и место проживания в том или ином регионе. Наш промышленный город растит будущих гуманитариев и производственников, к примеру, IT-специалистов, учителей, судя по тестированию.
– Возьмем результаты ученика 8-го класса. Его хобби: танцы, велоспорт. Диагностика выявила, что у него технические интересы, и способности тоже соответствуют этому, об этом говорит его эрудиция. Поэтому ему предлагают профессии: механик, инженер-строитель и другое. Он признается, что так себя и видит, – говорит Альфия Вазиева.
Примечательно, что в течение жизни интересы и возможности человека к той или иной профессии меняются. Поэтому специалисты лаборатории призывают изучать их в разном возрасте. Интересы меняются с расширением знаний. Например, когда в старших классах появляются новые дисциплины, выясняется, что у ребенка есть склонность к медицине, и это совпало с тем периодом, когда в школе начали изучать химию.
Ну и никто не отменял конкретную ситуацию, в которой живет.
– Возможно, у кого-то призвание быть артистом, а совпадает ли это с обстановкой, в которой человек существует? – говорит Наталья Селиверстова.
Чтобы увидеть в своих детях то, к чему у них есть способности и интересы, в первую очередь она рекомендует слышать своих детей.
– Исходить надо из их интересов. Развивать то, что им дается легко, а не то, что трудно. И нужно пробовать разное, – считает специалист.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)