Сергей Когогин: «Заказы на январь и февраль у нас есть, дальнейшее пока остается загадкой»

Сегодня генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин ответил на вопросы журналистов на пресс-конференции, которая подвела черту под событиями уходящего года. Предлагаем вашему вниманию самые интересные высказывания топ-менеджера КАМАЗа.
О целях
- Наша цель - за два года добиться финансового состояния, которое позволит модернизировать производство компании и приступить к выпуску грузовиков нового модельного ряда. Все это мы обязаны сделать за ближайшие год-два и продолжить движение вперед.
В бизнес-плане компании на будущий год заложено 9 миллиардов рублей на инвестиции в эти направления. Планируем, что в 2013 году сделаем 80 новых машин, в 2014 году – 1000 машин, а с 2015 года начнем серийный выпуск новых грузовиков. Но это не значит, что мы совсем перестанем выпускать сегодняшние «КАМАЗы», думаю, что и эта машина имеет своих верных потребителей.
О деятельности Томаша Навратила, в народе известного как «чех»
- У КАМАЗа имеются высокие управленческие издержки и низкая производительность труда. Средняя отраслевая норма на управленческие расходы – 4,5 % расходов от бюджета, у нас же они составляли 7,2% по итогам 2010 года. Что касается производительности труда, то ее можно повысить двумя способами: приобрести новое оборудование и навести дисциплинарный порядок на производстве. Но самое бессмысленное дело инвестировать в некачественную профессиональную среду: купить станок за три миллиона долларов, а потом обслуживать его низкоквалифицированным персоналом, который еще и работать не очень хочет.
Понятно, что в этой ситуации обращаться к коллективу и говорить людям, что они должны в два раза больше работать за те же деньги – занятие бесперспективное и бессмысленное. Поэтому мы и пригласили Томаша Навратила. Он имеет опыт работы в этой области. Теперь, когда мои подчиненные говорят, что они не могут сократить свой персонал на 30 процентов, я им говорю, что завтра придет Томаш и проведет свой аудит.
А его выводы таковы: в некоторых цехах 40 процентов времени используют неэффективно. Мы же ставим задачу, чтобы человек, придя на службу, был обеспечен работой на все 8 часов, и все это время он трудился.
О кризисе и четырехдневке
- На рынке происходят негативные перемены. Продажи автомобилей падают. Я не назову эти изменения устрашающими, но они постоянно держат нас в тонусе. Почему появился приказ о четырехдневке? Могу сказать так: портфель заказов на грузовики на январь, февраль сформирован, а вот дальнейшие месяцы пока для нас остаются загадкой. Если будет обычное развитие рынка, то с марта мы уже не будем использовать четырехдневную рабочую неделю. Кроме того, четрыхдневка не касается всего КАМАЗа. Цеха по мехобработке, литейное производство работают в полную силу. Так что приказ является общим для КАМАЗа, но применяется фрагментарно.
О незаконном китайском экспорте
- За 4 квартал прошлого года и в первое полугодие этого года в страну было ввезено 14 тысяч автомобилей с нарушением российского законодательства. Массово из Китая шли автомобили стандарта Евро-2. С этим явлением было трудно бороться. Более того, они ввозили грузовики, занижая их таможенную стоимость и экологический класс, выдавая их за подержанные автомобили.
Вот это все привело к тому, что у КАМАЗа появились проблемы со сбытом самосвалов. Средний выпуск этих машин ранее достигал полутора тысяч в месяц, а сегодня составляет всего 500. Разница замещена автомобилями китайского производства.
Но эту проблему мы смогли решить. Были отозваны лицензии у ряда организаций, которые выдавали фальшивые сертификаты. Мы работали с таможенной службы нашей страны. Сегодня эксперты этого ведомства проходят обучение в Челнах для того, чтобы, к примеру, понимать, чем отличается автомобиль Евро-2 от Евро-4.
О ФК «КАМАЗ»
- Если город высказал желание организовать общественный фонд, то КАМАЗ станет участником этого фонда. Сейчас же могу сказать, что за время моей работы на КАМАЗе на футбольный клуб компанией было потрачено 1 миллиард 450 миллионов рублей. Эта сумма сопоставима, например, с инвестиционными вложениями, которые КАМАЗ сделал в совместное предприятие Камминз.
О металлургическом комплексе
- Положение начало выравниваться по сравнению с тем, что было летом, тогда мы уволили все руководство металлургического комплекса. Сейчас заводы вышли на нормальный график, теперь никто не работает в три смены, исчез дефицит заготовок, из-за которого КАМАЗ лихорадило летом. Нет кадрового голода, персонала хватает. Люди стали получать нормальную зарплату, что справедливо, ведь условия труда и «вредная сетка» дают основание для того, чтобы они получали чуть больше чем остальные.
Об аэропорте Бегишево
- Аэропорт КАМАЗу по большому счету не нужен. Но мы влезли в драку за Бегишево с авиакомпанией «Татарстан» много лет назад по нескольким причинам. Во-первых, 6 лет назад стоимость билета в Москву равнялась 16 тысячам рублей, во-вторых, самолеты были такие, что летать на них было рискованно. Наши иностранные партнеры вообще запретили своим сотрудникам пользоваться самолетами авиакомпании «Татарстан» из соображений безопасности. Поэтому мы и взялись за аэропорт, сразу внесли в его уставной капитал 50 миллионов рублей, для оснащения техникой, которая нужна для выполнения полетов. Упала и цена билетов.
Я не думаю, что КАМАЗ будет бесконечно долгое время оставаться акционером аэропорта. Но мы будем держать его до тех пор, пока в поле нашего зрения не появится эффективный управленец.
О смене руководства в Министерстве обороны РФ
- Конечно, слишком серьезные кадровые перемены вносят определенную дестабилизацию в отношения КАМАЗа и минобороны. Но мои отношения с Сергеем Кужугетовичем Шойгу, ничуть не хуже чем с Анатолием Эдуардовичем Сердюковым. На сегодня КАМАЗ имеет трехлетний контракт на 2012-2014 годы с министерством на поставку автомобилей. Более того, определена поставка грузовиков сверх этого контракта. Объемы госзаказа у нас достаточны.
Об объединении ИНЭКА и КФУ
- Все что сегодня происходит с КФУ и челнинским политехом имеет правильное направление. Было время, когда я взялся за эту работу, но волна возмущения, которая пошла на меня, раздражала и удивляла. Поэтому я просто перестал что-либо предпринимать в этом направлении. Теперь ректор казанского универститета взялся за эту работу, что хорошо. Я же со своей стороны готов участвовать в развитии высшего образования Челнов и республики как работодатель. Сегодня, например, автопром на весь спектр своих специальностей разработал отраслевые стандарты. Сейчас будем добиваться того, чтобы министерство образования перевело эти отраслевые стандарты в образовательные и сделало бы их обязательными.
Еще хочу сказать, что мне не нравится, когда в вузах воруют. Мы начинали финансировать некоторые разработки, а потом не могли выяснить, на что потрачены наши и бюджетные деньги. Поверьте, нам проще отказаться от сотрудничества с местными вузами и перейти на сотрудничество с вузами, которые хотят с нами работать, например, с МГТУ им. Н.Э.Баумана или санкт-петербургским политехом. Наши специалисты в НТЦ говорят, что они получают оттуда студентов с необходимым уровнем знаний. Этим не может похвастаться ни один татарстанский вуз.
Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа