События и факты
Слепые музыканты чувствуют, а не видят дирижера
В Набережных Челнах побывали уникальные гости из Курска – к нам приехали ребята из единственного в мире музыкального колледжа-интерната для слепых. Среди его студентов на сегодня – трое челнинцев, а всего из Татарстана там учится десять человек. Коллектив выступал на Параолимпиаде в Сочи, объездил многие города России. В Челны хор, оркестр и другие музыканты приехали для того, чтобы продемонстрировать незрячим людям возможности, которые перед ними открывает колледж и, возможно, найти новых студентов.
Автобус с музыкантами остановился у ДК «КАМАЗ», где в понедельник прошел концерт коллектива. Шумная толпа, которая выгружала инструменты, на первый взгляд ничем не отличалась от обычной, только присмотревшись, можно было заметить, что у многих очки с очень толстыми линзами, а кое-кто не обходится без помощников, которые указывают путь. Пока артисты осваивали гримерки, нам удалось побеседовать с дирижером оркестра Махмутом Яруллиным.
Выяснилось, что работать со слепыми музыкантами ничуть не труднее, чем со зрячими. И это удивительно.
– У нас с музыкантами устанавливаются какие-то незримые флюиды. И, конечно, я им шепотом задаю темп, а потом они уже держатся ритма. В обычном оркестре музыканты играют по нотам, ну а здесь ребята все выучивают наизусть, это им помогает. Учат по нотам Брайля. Кроме того, в оркестре есть слабовидящие, которые меня чуть-чуть видят, а также зрячие – это преподаватели, – пояснил дирижер.
За годы работы со слепыми музыкантами Махмут Яруллин выработал собственные методы преподавания.
– Чтобы что-то объяснить, нужно использовать не зрительные образы, а тактильные. Например, такой музыкальный штрих, как диминуэндо, который обозначает постепенное затихание звука, я объясняю на примере снежка: если взять его в руку, он постепенно растает, точно таким же должен быть и звук.
За кулисами нам встретился и отец одной из девушек из Татарстана. Вакиф Гареев очень доволен обучением дочери Лейсян.
– Дочка слепая с рождения. И я нисколько не пожалел, что отпустил ее от себя. Поскольку колледж является также и интернатом, ребята осваивают самостоятельную жизнь. Она научилась готовить, сама ходит в магазин.
Директор учебного заведения Станислав Попков подтверждает, что с трудоустройством и дальнейшим обучением проблем не бывает. Половина выпуска обычно поступает в высшие музыкальные учебные заведения, другие находят работу в музыкальных школах, детских садах, домах культуры и работают со зрячими людьми и наравне с коллегами. Единственная проблема, которая есть у ребят – это отсутствие начального музыкального образования, они приходят учиться совершенно без базы, просто нет музыкальных школ, где бы занимались со слепыми, именно поэтому единственное в своем роде учебное заведение не испытывает наплыва абитуриентов. В этом плане отличается челнинка Лилия Ханипова. Девушка учится сейчас на первом курсе училища, а до этого окончила челнинскую школу искусств № 13. Она занимается вокалом. Лилия призналась, что самостоятельная жизнь ей нравится, в ее дальнейших планах – поступить в консерваторию.
Кстати, мы спросили у директора колледжа Станислава Попкова: неужели больше нигде в мире нет аналогичного колледжа?
– Он был в Праге, но лет пять назад в него стали принимать и зрячих студентов, в итоге в нем очень сильно уменьшилось количество слепых. Я не против инклюзивного (смешанного – ред.) образования. Но в нашей стране эту систему нужно вводить с детсада. Сегодня же подростки очень злы даже к здоровым ровесникам, – считает педагог.
Пригласило в Набережные Челны музыкантов общество слепых города.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)