18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Доходы и расходы

Почему челнинцы выбрасывают тысячи рублей в мусорку

Почему челнинцы выбрасывают тысячи рублей в мусорку

Большинство из нас покупает ненужные продукты, которые затем выбрасываются в мусорное ведро. По официальным данным, за год россиянин покупает примерно 1300 килограммов продуктов питания, на свалке оказывается их десятая часть. Рекордсменом в лишних покупках оказался хлеб, затем идут овощи, колбаса, фрукты, готовые салаты. О том, почему мы страдаем гиперпотреблением, насколько это явление чревато для экономики и как избавляться от синдрома хомяка, мы поговорили с доцентом кафедры экономической теории филиала Института экономики, управления и права Маргаритой Бухараевой.

– Маргарита Александровна, что вы можете сказать о синдроме гиперпотребления?

Синдром гиперпотребления, на мой взгляд, является частью куда более серьезных и фундаментальных явлений экономического, социального, культурологического и психологического характера. Эта проблема волновала людей с древности. Еще древнегреческие философы сформулировали научную проблему рационального потребления или разумных потребностей. Так что можно сказать, что гиперпотребление сопровождает человечество с того момента, как количество еды стало сверх необходимого для выживания человеческого рода. По всему миру люди грешат продуктовыми и прочими излишествами и, надо полагать, еще долго будут пребывать в подобном состоянии. При этом уровень жизни не всегда напрямую связан с перепотреблением. Даже бедные люди часто ведут себя нерационально. Я прекрасно помню, как в детстве мои родители выбрасывали несвежую еду, оправдывая это тем, что она ведь не пропадает, а пойдет на корм домашней птице. А ведь мы жили очень скромно.

На первый взгляд гиперпотребление положительно влияет на экономику, так как за ним стоит рост продаж и рост производства. Так ли это?

– Да, это действительно так. Возрастание спроса на тот или иной продукт ведет к росту его производства со всеми вытекающими положительными последствиями в виде роста занятости, доходов, уровня жизни. В последнее десятилетие процветают отрасли, связанные с информационными технологиями. Выбрасывая на рынок все новые и новые продукты, они формируют, прежде всего, у молодых культуру гиперпотребления в этом сегменте рынка. То же самое можно сказать об индустрии моды, автомобилестроении. Реклама призывает потреблять как можно больше, иначе ты рискуешь не вписаться в идеальный образ и безнадежно отстать от остальных.

Но у экономики потребления есть и изъяны. Эта модель может быть жизнеспособна только в том случае, если человечество в целом будет потреблять все больше и больше. Но, во-первых, человек не может съесть-выпить более того, что позволяют его физические возможности. Отсюда – многие соматические «болезни благосостояния», например, диабет. Во-вторых, эта экономическая система чрезвычайно расточительна, ей требуется все больше и больше ресурсов, многие из которых не бесконечны. Так что за сверхпотребление придется тем или иным образом расплачиваться нашим потомкам. В-третьих, здесь неизбежно массовое производство товаров с небольшим сроком годности. Это нужно для того, чтобы производить как можно больше взамен отслужившего. Поэтому качество многих товаров таково, что оно не предполагает их длительную эксплуатацию. А это рождает проблему утилизации отходов.

И, наконец, на мой взгляд, самое важное. Избыточное потребление калечит душу человека, нацеливает на материальное в ущерб духовному. Безоглядное потребление отнимает у человека разум, втягивает его в гонку по соображениям престижа и моды, да так, что нет времени задать себе простой вопрос: «Я что, родился для того, чтобы пить, есть, получать бесконечные удовольствия от покупок? И это – все?»

А кто, на ваш взгляд, обычно падок на скупку лишнего и ненужного? Можно ли составить портрет такого потребителя?

– Думаю, что это практически все люди в той или иной степени, за исключением святых. Человек так устроен, что он практически всегда будет стремиться к потреблению нового. Многие люди с помощью обладания вещами самоутверждаются. В основе любых излишеств такого рода может лежать, например, комплекс неполноценности и даже психическое расстройство из рода зависимостей. Голландский философ 17 века Бенедикт Спиноза вообще считал такое поведение психической болезнью, и, как мне кажется, был прав.

– Что обычно служит причиной того, что мы делаем лишние покупки – как в продуктах питания, так и в одежде? Как можно бороться с синдромом скупки ненужного?

– В экономической науке есть такая формула «зависимость от предшествующего развития», то есть от специфики исторического пути нации. Если вспомнить нашу историю, то многое станет понятным. Мы никогда не жили так хорошо в материальном смысле, как сейчас. Привычка жить по принципу «запас карман не ломит» складывалась не один век, и рост благосостояния на нее никак не повлиял. Запасали и будем запасать. Потому что не знаем, что впереди. А вдруг процветание закончится?

Как с бороться с гипепотреблением? Тут главное просвещение и нравственное воспитание. Воспитание не продвинутого потребителя, а личности, ответственной за себя и будущее. Своей семьи, страны, мира.

 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • На что у вас аллергия?