Общество
Челнинка ушла из дома, чтобы увидеть белых медведей
Сухопутному человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь на кораблях. О ней рассказала челнинка Ирина Рахимова, которая работала на пассажирских и торговых судах. До сих пор в ее памяти яркие впечатления, которые набегают, как волны, когда она перебирает старые фотографии.
Тольятти: геодезист, переводчик и официантка
«По натуре я мечтательница, в школе мне нравились география, астрономия, история и английский язык, – говорит Ирина. – Они мне пригодились, когда я искала себя в разных профессиях».
В ее трудовой книжке – россыпь специальностей. В 16 лет Ирина Рахимова сделала первый серьезный шаг и уехала из дома в Тольятти, где ее тайком приютила в общежитии подруга. Зашла к рабочим в вагончик, спросила: «Кем возьмете?», им не хватало рабочего геодезиста. Так, девушка, облачившись в комбинезон, начала осваивать строительные площадки.
Новая запись ее в трудовой книжке: «секретарь-машинистка» и заодно делопроизводитель в управлении капстроительства ВАЗа. По вечерам энергичная девушка ходила в вечернюю школу и еще в интерклуб – на курсы итальянского языка. Когда ее разговор услышал начальник УКСа, то удивился и пригласил на переговоры с иностранными партнерами в качестве переводчика. С этого началось погружение Ирины в языки, к ним у нее способности от природы. После итальянского, легко освоила разговорный английский, немецкий, а со временем еще греческий, польский, сербский, словацкий.
Архангельск: корабли и дефицитные товары
Когда Ирине стало скучно за пишущей машинкой, она устроилась в тольяттинское кафе официанткой. Этот опыт пригодился ей в Архангельске, куда она поехала за чудной природой. В Северном морском пароходстве ее приняли администратором ресторана на пассажирский корабль «Буковина».
«В море не сладко, в море – тяжело, – делится Ирина Рахимова. – Почти сразу я попала в 9-балльный шторм, было страшно, но для новеньких никаких поблажек. Потом освоилась. Как-то заставила ахнуть весь экипаж, когда ради интереса взобралась на самую верхнюю точку огромного корабля и прикоснулась рукой к клотику на топе мачты. На такое не каждый мужчина мог решиться!»
Летом теплоход «Буковина» использовали для круизов по Белому морю. Из Архангельска забирали туристов полюбоваться красотами архипелага Соловецких островов и Соловецким Кремлем. Среди пассажиров часто бывали известные актеры. Нашей землячке особо запомнились Михаил Глузский, Римма Маркова, Кирилл Лавров: у них совсем не было «звездной» болезни.
В зимний сезон корабль «Буковина» обслуживал чартерные рейсы – из закрытого города Островной Мурманской области вывозил в отпуск военных с семьями. Там базировалась флотилия атомных подводных лодок. Как вспоминает Ирина, заветным местечком для членов экипажа был спецмагазин, куда можно было попасть строго по разрешению коменданта. Там глаза разбегались от изобилия импортных товаров, деликатесов и скопленные деньги мгновенно испарялись. Куда было наряжаться? В отпуске, который длился 40 дней, модно одетая Ирина с подругами ездила на экскурсии в крупные города, приезжала домой, в Челны.
Крайний Север: белые медведи и льды
Решила повидать Крайний Север, Ирина устроилась буфетчицей на торговое судно. Она не готовила еду, в ее обязанности входило сервировать стол, следить за чистотой в кают-компании, где обедал командный состав корабля.
В разговоре всплыла и деликатная тема: были ли вольности на корабле со стороны мужчин?
«С этим было строго, – улыбнулась Ирина. – Благодаря требовательному помощнику капитана по политчасти, все мужчины стояли по стойке «смирно»: никто не хотел лишиться визы на зарубежные командировки. Я и сама за себя могла постоять, да и повода не давала».
На Крайнем Севере у торговых судов – особая миссия. Они доставляют грузы в отдаленные населенные пункты Антарктики только в период летней навигации. Караван, в котором насчитывалось по 10 и более груженых судов, шел не неделями, а месяцами. Впереди цепочки по трассе двигался атомоход «Ленин», который, разрезая лед, прокладывал безопасный путь.
«Ожидая очистки морского коридора ото льда, мы, накинув куртки, выходили на палубу и подолгу стояли, замерев от восхищения, – в голосе Ирины слышатся восторженные нотки. – Июль, а вокруг снежная пустыня, солнце слепит глаза, белые медведи, тюлени и моржи в нескольких метрах от нас. Ругаю себя, что не обзавелась тогда фотоаппаратом».
Она прошла Белое, Баренцево, Карское, Северное моря, море Лаптевых, побывала в Арктике. В морском порту Дудинка, что на Енисее, ее поразил ресторан, изнутри обшитый оленьими шкурами, где посетителей развлекали музыканты из Сочи. Как их занесло в такую даль? Любопытной Ирине артисты рассказали, что они такие деньжищи зарабатывают, какие на большой земле и не снились. Богатым морякам и охотникам, живущим вдали от цивилизации, идти было некуда, кроме ресторана, где они сидели допоздна и заказывали любимые песни на пари: кто больше заплатит.
Европа: семь стран – семь языков
Походив четыре года по морям по волнам, Ирина вернулась в Челны, поддержать мать после смерти отца. Дальнейшие 23 года ее жизни были связаны с КАМАЗом: окончив вечернее отделение автомеханического техникума, работала в управлениях дирекции предприятия инженером и экономистом. Вышла замуж, родила сына. В 90-х годах попала под сокращение и начала искать работу вольной птицей за границей. В Греции устроилась сиделкой у 80-летних супругов и общалась с ними без словаря. Получала мало, по З50 долларов в месяц. В Италии сопровождала челнинку в качестве личного переводчика: женщина закупала товар для своего магазина. В Финляндии Ирину приняли администратором отеля, и она довела до совершенства финский язык. Копила деньги, для чего выезжала в поисках работы в Черногорию, Германию, Кипр, Турцию.
Ирина Рахимова – романтик, мечтает купить домик у моря, сидеть с книгой на ступеньках крыльца. Она уверена, что в прошлой жизни была дельфином, и потому ее вновь, как в молодости, тянет на морские просторы.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)