18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Персона

Платон ЗАХАРЧУК: «Мы, челнинцы, все равно дадим бой!»

Платон ЗАХАРЧУК: «Мы, челнинцы, все равно дадим бой!»

С Платоном Захарчуком, которого мы пригласили принять участие в проекте нашей газеты «Персона. Интервью по пятницам», невозможно разговаривать ни о чем кроме футбола. Но в ответах знаменитого челнинца можно найти довольно много философских размышлений…


«Почему челнинцы не могут прийти на стадион, посмотреть, как наша команда играет с такими командами, как «Зенит», «Спартак», ЦСКА?!» (Фото с сайта ФК «КАМАЗ»).

 


Из досье «ЧИ»

ЗАХАРЧУК Платон Платонович – тренер вратарей ФК «КАМАЗ».

* Родился 10 сентября 1972 года в Набережных Челнах.

* Профессиональную карьеру футболиста начал 1989 году в челнинском «Торпедо», переименованном позднее в ФК «КАМАЗ».

* Выступал за клубы ЦСКА, «Ротор», в составе которого стал серебряным призером чемпионата России, «Сокол», «Локомотив», «Шинник».

* Карьеру игрока закончил в 2008 году в родном клубе в Набережных Челнах.

* Окончил Волгоградскую государственную архитектурно-строительную академию, получил лицензию в Высшей школе тренеров.

* Женат, воспитывает дочь и сына. 

 


«Приезжай, ты мне здесь нужен»

– Платон, вы недавно вернулись в «КАМАЗ» в качестве тренера вратарей. Как это случилось?

– Мне позвонил мой давний друг Роберт Евдокимов, который, как известно, является главным тренером «КАМАЗа», и пригласил на эту должность.

– Что он при этом сказал?

– «Приезжай, ты мне здесь нужен».

– А откуда вы приехали?

– Вообще семья живет в Москве, у меня там квартира.

– Давно?

– Я ее купил еще, когда играл в «Локомотиве» и перевез в столицу свою семью. Уже 10 лет прошло.

– В Челнах остались родственники?

– Конечно! У меня мама живет в Челнах, младший брат, родители жены.


Какой вратарь - такая команда

– Говорят, что вратарь – это полкоманды, что у них особая психология, они по-особенному тренируются, настраиваются на игру. Почему?

–Просто на плечи вратаря ложится наибольшая ответственность. Психологическая подготовка вратаря очень сильно влияет не только результат матча, но и в целом на общекомандное состояние. Если страж ворот спокоен, уверен в себе, то вся команда, начиная от защитников и заканчивая нападающими, чувствуют себя увереннее, спокойно выполняют действия, которые требует от них тренер, потому что они знают, что тылы надежно защищены. А если вратарь нервничает, то начинаются проблемы не только у него, но и у всей команды.

К тому же еще на вратарях лежит функция организации обороны, управления защитной линией команды. Тем более это важно в современном футболе, когда уже все перешли на игру в линию. А, как известно, эта модель предполагает, что функции подстраховки партнеров в случае их ошибки, которые раньше выполнял либеро, последний защитник, перешли вратарю.

– Когда в юношеском возрасте определяется амплуа футболиста, то кто имеет наибольшие шансы стать вратарем? Какие качества для этого нужны?

– Ну, в первую очередь смотрят антронометрические данные, так как вратарь должен иметь соответствующие габариты, рост и обязательно быстроту и отменную реакцию. Ну, и конечно же, ничего нельзя добиться без упорства, трудолюбия и психологической уравновешенности. Трудно сразу увидеть в ребенке весь потенциал, это определяется с годами, в процессе работы.


«Никто не откажется от премьер-лиги»

– В футболе есть две очень больные темы: зарплаты игроков и договорняки. Все тренеры, футболисты, функционеры говорят: «Да, в российском футболе есть договорные матчи, но мне лично никто никогда не предлагал в них участвовать». Что касается зарплат, то на Западе как-то все спокойно относятся к тому, что, например, Уэйн Руни получает 220 тысяч фунтов стерлингов в неделю, и никто из этого большого секрета не делает. Если платят, значит, заслуживает, ведь ни у кого лишних денег нет. Почему у нас этот вопрос такой болезненный?

– Я думаю, что это не только футбольный вопрос. Мы же не знаем, сколько получают топ-менеджеры компаний, занимающихся добычей и продажей полезных ископаемых. И никто не скажет этого никогда! Вот есть такие болельщики, которые про футболистов часто говорят: «Они там такие деньги получают и даже бегать не хотят!» Поверьте мне, сидеть у телевизора или на трибуне и размышлять об этом и самому находиться на поле – это совершенно разные вещи. Всегда легче говорить, чем делать что-то.

Не каждый может стать футболистом и не каждый способен бегать 90 минут. Это только со стороны кажется, что взял и побежал, чего там сложного. А это не просто беготня, это борьба за мяч, а самое главное – это правильное футбольное мышление, которым может обладать не каждый человек. Поэтому из 140 миллионов людей, проживающих в России, только около 250 футболистов играют в премьер-лиге и еще около 600 в первом дивизионе. Получается, что из 190 тысяч человек только один может стать футболистом.

А болезненно этот вопрос воспринимается в нашей стране по одной простой причине – реально наш народ, основная его часть, живет небогато. Большинство болельщиков относятся именно к этой части, у которых небольшие зарплаты.


– На трансферном рынке наибольшие суммы называются, когда речь идет о продаже или покупке нападающего. Вратарей оценивают скромнее, не считая таких суперзвезд, как Буффон. Когда речь идет о зарплате футболистов, она тоже зависит от амплуа или больше от профессионализма?

– Тут вернее будет сказать от квалификации, которая и определяет статус и уровень футболиста. Если ты высококвалифицированный футболист, то играешь в таких клубах как «Спартак», «Локомотив», ЦСКА. Соответственно, получаешь зарплаты, которые могут позволить себе выплачивать эти клубы. Менее квалифицированные футболисты играют в первом дивизионе – «КАМАЗе», «Мордовии», «Нижнем Новгороде» и других клубах. Зарплаты здесь на порядок ниже.


– Когда нынешний генеральный директор и главный тренер «Спартака» Валерий Карпин только вернулся из Испании в Россию, он удивлялся тому, что прошла только половина чемпионата, а все уже знают, кто будет чемпионом. Вы сегодня можете сказать, кто в этот раз станет чемпионом?
– Я думаю, что все-таки ЦСКА.


– По спортивному принципу?

(Смеется) Ну, конечно! А по какому же еще?! Я думаю, у этой команды на сегодня есть много хороших предпосылок для этого.


– Почему не «Зенит»? Или нельзя все время становиться чемпионами?

– Можно долго выигрывать чемпионаты, но одним составом сделать это тяжело, у футболистов должна быть сильная мотивация. А когда состав меняется, этого добиться еще тяжелее. Если говорить о ЦСКА, то армейцы в последние годы не выигрывали чемпионат, они соскучились по большим победам.


– Платон, вот смотрите, «КАМАЗ» в последние годы стабильно попадал в первую четверку. В конце этого сезона по регламенту первая и вторая команда первого дивизиона напрямую выходят в премьер-лигу, а третья и четвертая будут играть стыковые матчи с командами, занявшими 13 и 14 место. Значит ли это, что шансов выйти в премьер-лигу у «КАМАЗа» в этот раз больше?

– Ну, конечно!

– Я почему задаю этот вопрос? Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин давно четко обозначил свою позицию: «По  большому счету нам, как производственной компании, футбол не нужен. Мы идем на затраты только из-за интересов города. Да, для КАМАЗа это социальная нагрузка. Как бы трудно ни было, пока будем тянуть, но бюджет футбольного клуба расти не будет». Но ведь выход в премьер-лигу автоматически повлечет за собой расходы на порядок выше?

– Моя личная позиция по данному вопросу такова. Можно попасть в премьер-лигу с четвертого места через стыковые матчи. Не вкладывая в команду больших финансовых средств, можно играть в премьер-лиге тем же составом, который есть на сегодня. Но тогда нужно четко для себя понимать, что это будет борьба за выживание. Но ведь самое главное – мы ведь играем для болельщиков! Почему челнинцы не могут прийти на стадион, посмотреть, как наша команда играет с такими командами как «Зенит», «Спартак», ЦСКА?!

Понятно, что на фоне этих команд у наших молодых ребят не будет хватать мастерства, но я не думаю, что они уж совсем плохо выглядеть будут. Мы же челнинцы, все равно дадим бой! Мы будем стараться, будем биться! Если руководство озвучило позицию, что денег больше не будет, чем есть на сегодня, никто не откажется играть на ту же зарплату, но уже в премьер-лиге. Тем более, играя там, молодые футболисты получат возможность проявить себя и заслужить приглашение в более солидные клубы.


«В детстве мне нравилось смотреть за игрой Рината Дасаева»

– Кого вы считаете лучшим вратарем всех времен и народов?

– Мне трудно судить об этом, потому что я не видел как играет Лев Яшин, например. И не только его, а игру многих выдающихся вратарей не видел, к сожалению.


– Хорошо, тогда на кого вы старались быть похожим в юности?

– В детстве мне очень нравилось смотреть за игрой Рината Дасаева. Он, кстати, первым начал играть в белых перчатках, которые потом стали модными. Если Дасаев выделялся пластичностью, прыгучестью, то Петер Шмейхель был олицетворением вратарской мощи. Из вратарей последнего десятилетия мне очень нравится страж ворот мадридского «Реала» Икер Касильяс. Игорь Акинфеев разумеется уникальный вратарь. Трудно назвать кого-то одного, потому что один силен одними качествами, другой – другими.


– Платон, как вы думаете, почему у Рыжикова до перехода в «Рубин» нигде особо не складывалось, а в Казани все стало получаться?

– Просто звезды так сошлись, совпали сразу несколько факторов. Во-первых, к моменту перехода в «Рубин», он как раз подошел к возрасту расцвета вратаря – 26-27 лет. К тому времени у человека уже появляется опыт, стабильность не только игровых качеств, но и мышления, психологии, человек созревает, как большой мастер. Во-вторых, Сергей попал в хорошую команду, которая ставит перед собой высокие цели. Плюс его целеустремленность, работоспособность, трудолюбие. А потом Курбан Бердыев очень хороший тренер, который умеет видеть то, чего не видят другие и умеет развивать способности и сильные стороны своих подопечных, и может это применить в деле для достижения результата.


«Лучше говорить о том, что случилось»

- У вас ведь была возможность заиграть за московское «Динамо», перейти в «Зенит», уехать за границу, но как-то не срослось? Что помешало?

– Ну, да были возможности уехать и за границу, но я как-то не захотел. Я всю жизнь играл в России, и здесь, на родине, мне все нравилось. Знаете, я считаю, что лучше говорить о том, что случилось, чем о том, что могло бы случиться. Вообще, если отследить мою профессиональную карьеру, то 16-летним пацаном я попал в профессиональный клуб – «КАМАЗ», который тогда играл во второй лиге еще при СССР. Сначала был запасным вратарем, потом стал основным. В 1992 году я уехал в ЦСКА. В те времена так было принято, что футболистов в армию призывали в ЦСКА. Отыграл там год за дублирующий состав, а затем вернулся в Набережные Челны. А «КАМАЗ» к тому времени уже вышел в высшую лигу. Через полгода стал основным вратарем, вплоть до 1997 года, пока не уехал играть за волгоградский «Ротор».

Когда поступило это предложение, мы обсудили этот вопрос с Валерием Васильевичем (Четверикомприм. ред.), и он сказал, что надо ехать, поскольку тогда «Ротор» был на ведущих позициях, этим переходом я поднимал свою планку. За три года, которые я отыграл в Волгограде, удалось завоевать серебряные и бронзовые медали чемпионата России, сыграли со «Спартаком» «золотой матч», но москвичи оказались тогда сильнее нас.

В 2000 году я подписал контракт с московским «Динамо», прошел с командой всю предсезонную подготовку, и прямо перед началом чемпионата выяснилось, что я не нужен команде. До сих пор не знаю почему. В итоге я оказался в «Соколе». Все решилось очень быстро, буквально за один день. С ребятами из саратовской команды мы выходили из первой лиги в высшую. Затем меня пригласил в «Локомотив» Юрий Павлович Семин.

– Вы же в «Локомотиве» были вместе с Русланом Нигматуллиным, с которым играли в одно время еще за «КАМАЗ». Насколько я знаю, вы близкие друзья. Наверное, нечасто встречается дружба между вратарями, они же все-таки конкуренты за место в основном составе. Или это не зависит от амплуа?

– Это зависит не от того, какую позицию ты занимаешь на поле, а от человеческих качеств. Какая разница, другие футболисты такие же конкуренты за место в основном составе?!

– Кого вы можете назвать близкими друзьями?

– Со всеми дружить невозможно, вы же понимаете… Своими близкими друзьями могу назвать Руслана Нигматуллина, Андрея Новосадова, Дмитрия Сенникова, а также Славу Звягина и Леонида Маркевича, с которыми вместе играли в «Соколе», и само собой тренерский штаб «КАМАЗа» – Роберт  Евдокимов, Владимир Клонцак, Арнольд Слободич, Евгений Ефремов.


«Я седьмой Платон Платонович Захарчук, сын – восьмой»

– А почему футболисты часто называют друг друга по прозвищу?

– Потому что так проще. Прозвища футболистов, как привило, это производное от имени или фамилии: Евгения Ефремова мы называли Ефрем, Евгения Варламова – Варлам.

– Вас как называли?

– Плат.

– У вас ведь и отчество Платонович и сына вы так назвали?

– Такая у нас семейная традиция.

– Как долго она сохраняется?

– Ну, насколько мне рассказывал отец, я стал седьмым Платоном Платоновичем Захарчуком, сын, получается, восьмой.

– Сколько лет вашим детям?

– Дочке скоро будет 15, а сыну – 10.

– Они занимаются спортом?

– Когда дочь была помладше, я пытался заинтересовать ее и волейболом, и баскетболом, но она категорически отказалась заниматься игровыми видами спорта. Она такая творческая натура, занимается в художественной школе, очень хорошо рисует. В последнее время увлеклась танцами, которые у них называются стрит-джаз. А сын играет в футбол в воротах в спортшколе ЦСКА.

– Он сам выбрал ворота?

– Да, что удивительно! Я его привел туда в пять лет, первое время они туда-сюда бегали, а затем он сам пришел к тренеру и сказал: «Я хочу играть в воротах». Тот сказал: «Ну, тебе сам Бог велел!»

– А чем был обусловлен выбор школы ЦСКА?

– Просто ближе к дому. Потому что в Москве, если ты живешь в Филевском парке, ехать на тренировку в Черкизово просто нереально, это будет занимать слишком много времени.

– Расскажите, как вы познакомились с женой?

– Это было в 1996 году. С Аленой мы познакомились на стадионе после одного из матчей. Она коренная челнинка. Нас представил друг другу мой хороший товарищ Володя Шабанов.  В том же году и поженились.

– Ваша страничка в одном из популярных социальных сетей почему-то давно уже не обновлялась?

– Ее создала моя дочь, сам-то я захожу туда очень редко и вообще не очень дружу с компьютером. Просто когда мы росли, таких игрушек не было, а общались мы вживую. Поэтому я и сейчас предпочитаю живое общение переписке в социальных сетях. А вот моя дочь Алина – это уже другое поколение. Она часами сидит в этих сетях, и общаются они там по большому счету ни о чем, просто убивая время, которое можно потратить на более полезные вещи.

– Платон, знаменитый немецкий футболист и тренер Франц Беккенбауэр сказал: «Футбол, конечно, вещь несущественная, но это самая существенная вещь из всех несущественных». А для вас футбол это что?

– Для меня футбол – вещь существенная… (Задумался.) Дело в том, что когда закончил играть, я два с половиной года занимался другим делом – торговым бизнесом. Первое время отошел от футбола, начал вникать в новую для себя область, было даже интересно, но прошло буквально два месяца, и я точно понял, что без футбола уже не могу. Я начал играть за любительскую команду, тренироваться, потому что когда ты 20 лет играешь в футбол, живешь только им, это уже превращается в твой образ жизни. И я себя в этой жизни уже никак не представляю без футбола…

Платон начал и закончил карьеру футболиста в Челнах.


«С Аленой меня познакомил хороший товарищ».


Платон Платонович в восьмом поколении.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • Как вы справляетесь со стрессом?