Общество
Наиль Магдеев: «Для меня большая честь работать мэром Набережных Челнов»
Сегодня - ровно 10 лет, как Наиль Магдеев управляет Челнами. В канун даты мэр рассказал «Челнинским известиям», что построят в городе в ближайшее время, куда мог уйти в 2021 году и раскрыл секрет своей феноменальной памяти.
18 сентября 2014 года Наиля Гамбаровича представили на внеочередной сессии горсовета в качестве руководителя исполкома города. Как прошло десятилетие – в эксклюзивном интервью «Челнинским известиям».
Первые шаги
– Наиль Гамбарович, вы помните, в каком возрасте и при каких обстоятельствах вы впервые побывали в Челнах. Что запомнилось в тот приезд?
– В 1980 году я в первый раз попал в Челны. Был студентом 4 курса, возвращался из Ленинграда домой на каникулы. Вынужден был прилететь в Казань, а потом через Челны добирался в Бугульму. Первое впечатление было не очень: местом встречи был старый аэропорт, сейчас это улица Аэродромная. Ночь, около 22-23 часов, темнота, дорога сложная. Второй визит случился, когда я работал механиком в «Татнефтегеофизике» и приехал на «КАМАЗ». Все только строилось: широкие проспекты, заводы с иголочки, все новенькое, чистенькое, блестит. После этого несколько раз здесь по служебным обстоятельствам бывал, Челны мне понравились: жители молодые, очень инициативные. Город всегда задавал особый тон в республике и сегодня задает, и уже тогда чувствовалась эта мощь, масштабы строительства: и жилищного, и промышленного. Это произвело положительное впечатление на меня.
А знаете, что я мог прийти в Челны еще в 1999 году? В январе 1999 года меня приглашает руководитель аппарата президента Экзам Саматович Губайдуллин и говорит: «Приготовься сдавать дела в Бугульме, решение принято, ты идешь мэром в Челны». Я спрашиваю: «А Алтынбаев»? А он, говорит, уходит.
Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев берет меня с собой на инаугурацию первого президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева. И вот мы 4,5 часа летим вместе, и ни слова о Набережных Челнах. Весь разговор идет о моей работе в Бугульме. Прибываем в Астану. Жду, когда зайдет речь о Челнах. Разговора нет. На следующий день 20 января, в день рождения Минтимера Шариповича, возвращаемся обратно в Казань, и начинается беседа о том, что мне нужно идти в Челны мэром города. Около 2,5 часа шел диалог, я старался найти аргументы, чтобы меня не рассматривали в качестве кандидатуры на пост мэра Челнов, просил оставить на родине. Хотел убедить, что 39-летнего мэра Бугульмы не надо трогать, пусть он работает в родном городе, а на Челны руководство республики подберет другого.
– И что это были за аргументы?
– Назначение руководителя любого города – определённый стресс для всех.Необходимо время, чтобы привыкнуть к новому градоначальнику. Бугульма для меня родная, я работал там с 1996 года. Были большие проекты, в том числе «Чистая вода»: перевод города с камской воды на родниковую. Аргументы о том, что мне надо поработать в Бугульме столько, сколько разрешит президент республики, сколько позволят жители, на мой взгляд, были правильно приняты. Непросто было отказать руководителю в почти согласованном вопросе, но президент республики меня правильно понял, наши отношения не ухудшились, что говорит о масштабе личности Минтимера Шариповича. Я ни капли не жалею, что проработал 14 лет в родном городе, реализовал много серьезных проектов.
– Но когда предложение было сделано второй раз, вы, наверное, уже не думали?
– Думал. Я не привык скакать с места на место, пришел в Минлесхоз РТ всерьез и надолго, проработал к тому моменту 4,5 года. Но решение, принятое Рустамом Нургалиевичем, было окончательным и обсуждению, в отличие от первого случая, не подлежало. На госслужбе тебя могут выслушать, но окончательный вердикт выносит твой непосредственный руководитель. Президент Республики Татарстан принял решение, была короткая фраза: «Наиль, я решил, ты идешь в Набережные Челны». На этом разговор завершился. Я не возражал, понимая, что не было приглашения к дискуссии. Характер Рустама Нургалиевича я хорошо знаю и понял, что моя дорога – в Челны. И 19 сентября 2014 года после назначения в Челны мне позвонил Минтимер Шарипович Шаймиев, тепло поздравил, вспомнил наш разговор в самолёте 20 января 1999 года и спросил: «Ну, сколько лет прошло с моего предложения?» Я говорю: «Пятнадцать». Я понял – Всевышний определил, что мне необходимо в жизни работать мэром города Набережные Челны. И вот с 18 сентября 2014 года я здесь и нисколько об этом не жалею. Было непросто войти в город, понять его, найти свое место как руководителю, зная, что много талантливых людей, успешных управленцев, которые могли быть мэром. Это большая честь и большая ответственность. Считаю, мэр любого города в нашей стране посчитал бы за счастье, что на его территории работает автогигант «КАМАЗ». Так что мэру Челнов многие главы городов нашей страны завидуют. Но лучше пусть завидуют, чем жалеют.
– Вы зашли в Челны с масштабной реформой ЖКХ, как вы поняли, что нужно начать с этого?
– Работая 14 лет руководителем Бугульмы, по меркам Челнов, небольшого города, я знал и видел, что самая проблемная сфера – ЖКХ: восемь часов человек находится на работе, остальное дома, в квартире, в городе и ежедневно сталкивается с проблемами. Самое большое число обращений в сфере городского управления – вопросы общественного транспорта и ЖКХ: ежедневно надо убирать, обеспечивать водой, теплом. А работающая советская система в одночасье стала рыночной, и определенные издержки есть. С учётом этого мы стали заниматься коммунальной сферой. Это касается и управления жилыми домами: оно, к сожалению, ушло из области внимания и государства, и муниципалитета. Сегодня реальных рычагов, чтобы влиять на качество коммунальных услуг, у государства все меньше, это неправильно. Одна только Государственная жилищная инспекция сегодня не может надзирать и осуществлять контроль. Без участия муниципалитета и государства эти вопросы трудно разрешимы. И мы пошли на то, чтобы была управляемость в сфере ЖКХ, создали муниципальные управляющие компании. Они пока еще в периоде становления, нужно время, но дорогу осилит идущий. Мы укрепили МУПы кадрами, людьми, техникой, достаточно снежные зимы показали, что мы с проблемами справляемся. Не всегда и не во всем, к сожалению, но в целом справляемся: город чистый, опрятный, аккуратный. Вопросами ЖКХ занимаемся ежедневно, так как это влияет на настроение, самочувствие и комфорт наших жителей.
Транспорт
– Какие у Челнов перспективы по строительству новой трамвайной ветки? И есть ли решение по вопросу регулярных рейсов между Челнами и соседними городами? Много людей сейчас работают в Елабуге, Нижнекамске…
– Что касается новой трамвайной ветки протяженностью 16 км, у нас есть проект стоимостью более 3 млрд рублей. Когда речь шла о строительстве Московского проспекта, нашлись скептики, уверяющие, что мы не осилим такой проект, как и строительство двух театров. Но мы на такие вещи спокойно реагируем. Минтимер Шарипович Шаймиев, когда нас, молодых глав, наставлял, говорил: «Со слабыми нервами во власть не ходят». Поэтому у мэра города должны быть крепкие нервы. Проект есть, и считаю, в ближайшие годы мы его сможем реализовать. Микрорайон Замелекесье, в который мы планируем зайти, будет населять более 50 000 человек, это почти два Менделеевска. Поэтому будем стучаться во все двери: и федеральные, и республиканские, чтобы дальше развивать трамвайную сеть. Думаю, Челны заслужили внимание со стороны республиканских и федеральных властей. «КАМАЗ» – это национальный бренд, национальное достояние, так давайте его поддерживать. Пока по этому проекту двери везде закрыты, но благодаря нашей настойчивости мы эти двери все равно откроем. Некоторые города от трамвая отказываются, а мы считаем, что это экономичный и экологичный транспорт. У нас есть выделенная полоса для трамваев, нам это преимущество необходимо использовать, в том числе и в новом микрорайоне. Дальше у нас есть планы по развитию трамвая в 63 и 69 микрорайонах, есть задумки, чтобы зайти с трамвайной веткой на Чулман.
Что касается дороги между городами, то это – межмуниципальный проект, требующий внимания Республики Татарстан, Министерства транспорта и дорожного хозяйства, об этом неоднократно говорил уважаемый министр. Безусловно, такая дорога нужна хотя бы между Челнами и Нижнекамском, затем между Челнами и Елабугой. Понимая, что ОЭЗ развивается, большое количество людей работают в «Алабуге» и Нижнекамске, и наоборот. Было бы меньше транспорта на дорогах, если за короткое время можно было без проблем добираться до соседних городов. Проект важный, надеемся, что решение республика в этом направлении примет.
– Выбрано ли место для будущего причала Челнов?
– Пристань нам нужна, город стоит на крупной водной артерии. Мы определили место для причала: между «Чаллы Яром» и Элеваторной горой. Есть возможность там обустроить пристань, ставим задачу, чтобы минимум два теплохода типа «Михаил Фрунзе» могли швартоваться. Место хорошее, нам его подсказали сами речники. Занимаемся предпроектными работами. Есть возможность туда подтянуть дорогу, часть дороги уже есть, по направлению к ЖК «Озеро».
– Еще одна проблема, которую вы начали решать: замена маршруток на большие автобусы на городских линиях.
– Мы идем к тому, чтобы иметь в городе 200-250 автобусов, которые смогли бы обеспечить бесперебойную перевозку пассажиров. В этом году закупили 46 новых автобусов, до конца года приобретем еще 44, есть планы на 2025 год. У автобусов малой вместимости истекает срок контракта 1 января 2025 года, мы думаем, что в 2025 году на части маршрутов автобусы малой вместимости пока должны остаться. Сегодня с утра видел автобус на проспекте Сююмбике, 10 маршрут: заполнен на 70-80 процентов. Надеемся, что все получится. Главное, чтобы экономика позволяла это делать. Наша страна проводит специальную военную операцию, некоторые проекты пока приходится ставить на «стоп». Как говорится, по одежке протягивать ножки. Большие ресурсы мы направляем на поддержку наших воинов. Челны своих не бросают!
– Почему вы постоянно лично ездите на СВО?
– Это внутреннее состояние настоящих мужчин. Может, не всегда женщины это поймут, но это так. Сейчас 3000 челнинцев с оружием в руках защищают интересы нашего государства, и мы не можем их оставить. Отправляя мобилизованных воинов от ДК «Энергетик», мы, во-первых, обещали поддерживать их семьи, близких, что и делаем. А во-вторых, не бывает так, что проводил, и из сердца вон. Это наши парни, чьи-то отцы, сыновья, мужья. Езжу на СВО по велению души и сердца. Считаю это своим долгом как гражданин, мэр и офицер запаса. Говорят, там страшно. А я спрашиваю: «Почему только им должно быть страшно?» Давайте страх с ними разделим. Да, там опасно, снаряды, пули, там убить могут. Поэтому наш долг – быть рядом со своими людьми, вот почему я там бываю часто. И так будет до той поры, пока СВО не закончится. И бойцам сказал: «Мы будем находить для вас средства». Ничего страшного не случится, если какую-то программу остановим, не сделаем, например, какой-то тротуар. Жили без тротуара и еще немного проживем. Жизнь человека дороже, чем тротуар. Когда говорят: «Надо сделать то, сделать это», я отвечаю: «СВО кончится – все финансы направим на это. А пока часть средств пойдет на сохранение жизни наших солдат».
Кадровые вопросы
– Есть ли идеи, как справиться с дефицитом кадров в регионе?
– Нехватка кадров – проблема номер один. Как я уже сказал, почти 3000 мужчин с оружием в руках защищают государство. Это наши трудовые ресурсы. Второй момент – страна в демографической яме. Поэтому сегодня без привлечения дополнительных трудовых ресурсов из других регионов и ближнего зарубежья нам не обойтись. Экономика в нужном объёме и режиме иначе работать не сможет. Это касается и «КАМАЗа», и ряда других предприятий. Нужно продолжать работу по привлечению кадров извне. Челны – привлекательный город для людей из других регионов. Промышленники об этом думают. Не зря «КАМАЗ» взялся за строительство арендного жилья. В ряде регионов есть избыточные трудовые ресурсы – в моногородах, где предприятия закрылись и приказали долго жить. Есть кого переселить. Но тут инициатива должна принадлежать предприятиям. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. «КАМАЗ» это понимает давно и серьезно занимается закреплением и привлечением кадров.
– Региональные власти рассматривают запрет на использование иностранной рабочей силы в 18 сферах, в том числе в автобусных перевозках, такси, общепите, торговле, гостиничном бизнесе, доставке, здравоохранении, образовании. Для Челнов это плюс или минус?
– Я бы ко всем запретам подходил осторожно. Сказать однозначно, правильно это или нет – нельзя. Мы видим, что у нас в городе трудятся высококвалифицированные специалисты из ближнего зарубежья. В разных сферах люди проявляют себя по-разному. Если решение российского или республиканского правительства будет – исполним, но подойдем взвешенно. Основа нашей жизни – экономика. Остальное – прилагательное: то, что к ней прилагается. Если не будет реального продукта, услуг, о чем можно говорить? Сегодня рабочая сила из других регионов занята и в сельском хозяйстве на уборке урожая, и в других отраслях. Нужно подойти с умом, взвесить все «за» и «против». Да, есть издержки. Многие факты в сфере охраны общественного порядка происходят от того, что мигранты в полной мере не считают нужным соблюдать нормы и принципы проживания в нашей стране. Полагаю, нужно ужесточить миграционное законодательство. Есть определенные ограничения, которые не позволяли бы приезжим нарушать правила. Этих правил, на мой взгляд, еще недостаточно. Мы же знаем, что в ряде государств за мелкое нарушение в 24 часа ты обязан покинуть страну. Это многих сдерживает. Приехал в чужую страну – соблюдай её нормы и правила. Не должно быть в этой сфере мягкого законодательства.
Перспективы
– Представим, что у мэра неограниченные возможности. Что бы вы хотели в Челнах построить?
– А следующий мэр что будет делать? Вы его без работы оставите? (Смеется.) Надо продолжать развивать новые микрорайоны: строительство дорог, объектов социально-культурной сферы. Нам не хватает детсадов, школ, нужен большой киноконцертный зал, минимум две ледовые арены. Не хватает спортивных объектов. Молодежи в возрасте от 18 до 35 лет у нас много, более 100 тысяч человек. Это тот возраст, когда занимаются спортом: сейчас это не только полезно, но и модно.
Нужно, чтобы город был привлекательным для тех же приезжих: за счет хорошей инфраструктуры, дорог, театров, спортивных залов. Люди уезжают в столицы, в том числе и потому, что не хватает вузов, нужен хороший полнокровный технический университет на полумиллионный город. В СССР «КАМАЗ» построили, жилье построили. А на соцкультбыт не хватило. Театров не было, только два года назад как построили два новых городских театра. Это касается и других объектов социально- культурного назначения.
– Как обстоят дела с планами по строительству Дома прощаний около морга, крайне нужного городу объекта?
– Он будет. В программе подготовки к 400-летию города этот объект есть, проектно-сметная документация есть, прошел госэкспертизу. И будет реализован. В проекте есть строительство пятой горбольницы. Она нужна городу. Киноконцертный зал может подождать, а больница нужна. Шесть гектаров земли между школой «Адымнар» и ипподромом выделили под строительство. Реконструкция ждет и лагерь «Алые паруса».
– Будет ли реконструирован к юбилею города памятник первостроителям?
– Есть планы по этому памятнику: генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Анатольевич Когогин инициативно об этом сказал. Есть несколько вариантов. На первой дороге, по-моему, не слишком удачное место. Оно не проходное, только проездное. Добраться очень тяжело. Памятник должен быть в городской черте: там, где люди гуляют, отдыхают, чтобы они его видели. Несколько вариантов готовится, будем обсуждать с Сергеем Анатольевичем.
– Речь идет о переносе или создании нового?
– Переносить там нечего, старый скрепер стоит полуразвалившийся. Ну и гору переносить тоже не будем. (Смеется.) Будет новый объект.
– За годы вашей работы достижений много: решена проблема обманутых дольщиков, отремонтированы инфекционка и «Олимпийский», построено 10 школ. Какая задача была самой сложной?
– Продолжение Московского проспекта. Мы несколько лет к нему подходили. Нужно было расчистить коридор, решить вопросы с жителями, которые попадали в створ. Там же 90-метровый мост, четырехполосная дорога, надо было участки выкупать. Идти по уже построенному и изымать для нужд города – самая сложная задача. Но нужно было найти коридор. И деньги. Мы обе задачи решили. Сейчас в работе не менее сложный проект – продолжение Московского с выходом на Хади Такташа. Участков, которые попадают в пятно застройки, кратно больше, и цена достаточно высокая. Будем двигаться дальше, чтобы у нас получился параллельный проспект. Как только мы его закончим и выйдем на Хади Такташа, нужно будет закрывать мост через Мелекеску – будем его ремонтировать и расширять, там ходит трамвай, там единственная артерия выезда из города. Когда мы его закроем на ремонт, весь транспорт пойдет через первую дорогу и на выезд через новый участок Московского.
О личном
– Наиль Гамбарович, многие отмечают вашу феноменальную память, вы на совещаниях помните все данные из докладов и цифры без бумажки. Может, есть какой-то секрет от мэра, как всё помнить?
– Секретов нет, так получилось, что я хорошо запоминаю цифры и факты. Стараюсь много читать: сводки, аналитику, таблицы, цифры, это стало профессиональной привычкой. Это моя работа. Стихи не очень запоминаю, а цифры и данные – хорошо.
– Главный тренер «КАМАЗа» сказал, что мэр очень следит за каждой игрой, может и отчитать, и похвалить.
– Я люблю спорт. Сам занимался футболом, это для меня игра номер один. Неслучайно я и президент клуба, и самый преданный болельщик. Считаю долгом поддерживать команду и финансово, и морально. Где-то подкрутить, где-то жестко покритиковать и, безусловно, похвалить за характер, который необходимо проявлять. Челнинская команда достойно носит имя «КАМАЗ». В свое время горячие головы ко мне пришли и говорят: «Давайте название поменяем». Я говорю: «Как это? Исторически был «КАМАЗ», мы название сохранили, меня в этом поддержал Сергей Анатольевич Когогин, и благодаря его участию и поддержке поклонников команды сохранили и клуб, и название». Мы нашу команду любим, умные люди её создали – наша задача ее сохранить.
– Известно, что вы лично изучаете мнения горожан в социальных сетях? Бывает ли у вас острая реакция на критику? Такая, что хочется самому ответить.
– Вижу иногда несправедливую критику, но стараюсь комментарии не давать. Для этого есть сотрудники. Чужой хлеб не забираю, обращаю внимание коллег, чтобы они своевременно и спокойно реагировали. В социальных сетях пишут разные люди в разном настроении. Но в органах государственной власти нельзя ни на кого обижаться – мы работаем для людей. Человек приходит с надеждой, что ему помогут. Да, бывает, пишут несправедливо, но что делать? Значит, так видят. Надо делами доказывать, что они неправы, другого рецепта нет. И давать аргументированный ответ с цифрами и фактами в руках.
– Во сколько начинается утро мэра?
– В шесть часов, иногда раньше. Пока все спят, много увидишь, можно посмотреть вверенное тебе хозяйство. Оно должно быть в порядке: ездишь, ходишь, кое-кого рано поднимаешь вместо будильника. Если сам не вникнешь в проблемы – толку не будет. Надеяться, что само собой устроится – нельзя. Так не бывает ни на работе, ни в семье. Кто будет заниматься ребёнком, кроме вас? Никто. Кто будет в вашем доме наводить порядок? Никто.
– Недавно в интервью стилист назвала вас самым хорошо одетым мужчиной города. Кто помогает вам с гардеробом?
– Хорошо одетых много. Безусловно, мне подсказывает супруга, но решение, что мне подходит, я принимаю сам: цвет рубашки, костюма. Как ты себя ощущаешь, такие решения и принимаешь. Я сам за себя отвечаю, за поступки, образ и стиль. Так и живем.
– Каждый год мэра провожают на повышение. Вот и на этот раз ходят очередные слухи, что Магдеева из Челнов заберут в Казань.
– Слухи регулярно возникают. Иногда не на пустом месте. В 2021 году мне было предложено быть депутатом Государственной Думы. Я поблагодарил за предложение и попросил остаться работать в Челнах. Люблю свою работу. Кому-то нравится книги писать, кому-то лечить, кому-то суждено заниматься городским хозяйством. Мне нравится быть управленцем и видеть результаты. Приехал к зданию новой школы, потрогал угол, понимаешь, что к созданию этой школы ты приложил усилия. Едешь по Московскому проспекту – микрорайон стоит, которого три года назад не было. Или театр красуется на бывшем пустыре, а тебя отговаривали: «Театра не будет, не ходи, Магдеев, не проси». А театр есть. И говоришь сам себе: «Не зря работаешь, товарищ Магдеев, что-то ты в этой жизни умеешь». Позитива мало в нашей работе, но приятное в том, что ты видишь результаты труда. Если есть результат – значит хорошая работа. А если результата нет – возникает вопрос: «Зачем такая работа?» У меня такого вопроса не возникает. Я с желанием встаю в шесть утра, с желанием иду на работу, с желанием работаю, с хорошим настроением. Кислый вид не делаю. Командир не должен ходить с кислым видом. Если ты ходишь с таким видом, остальные что будут делать? Что бы у тебя на душе ни было – не теряй самообладания. Мне неслыханно повезло, что я стал руководителем Челнов. Здесь живет 545 тысяч человек. Среди них умных, умнее меня – выше крыши, талантливых – выше крыши, а город, Раис Республики Татарстан и «КАМАЗ» доверили мне работать мэром полумиллионного города. Для меня большая честь быть мэром Набережных Челнов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (3)