Общество
Получили несколько образований, но работать по профессии не стали
Выросло количество выпускников вузов, которые идут работать по специальности, по последним данным, их стало 65 процентов, а еще два года назад по диплому работали лишь 41 процент. «Челнинские известия» пообщались с жителями города, которые показывали результаты в вузе, но трудятся в другой сфере
Три образования и красный диплом не пригодились
Евгений Юрьев имеет три образования: электрик-монтажник, повар и инженер-программист. Его родители были убеждены, что без диплома – никуда, поэтому парню было важно его получить.
– Во времена студенчества я не представлял, кем хочу быть. Пошел учиться на электрика, потому что в детстве любил разбирать электронные игрушки, на повара, чтобы «задокументировать» свои кулинарные навыки, на программиста, потому что позвал лучший друг, – говорит Евгений.
Долгое время Евгений не мог устроиться на оплачиваемую практику, без опыта работы никуда не брали. Были предложения работать бесплатно нескольких месяцев, несмотря на красный диплом.
– Это очень обесценило мои знания и годы обучения. Зарабатывал деньги я на стройках и фабриках, где нужны были разнорабочие. Так или иначе, позже мне удалось устроиться в НТЦ КАМАЗа. Мне действительно нравилась эта работа. Однако в кризис 2008 года я вылетел в числе первых, вместе с остальными ребятами. Это доказало, что молодые специалисты особо не нужны, – вспоминает Евгений.
Сейчас он работает самозанятым педагогом-организатором, проводит смены семейных и биологических лагерей в разных уголках России, сотрудничает со школами дополнительного образования в Челнах и периодически ведет занятия по робототехнике и программированию, публичным выступлениям и развитию речи. А с этого года он будет вести с детьми проектный и исследовательский кружок. Также он является автором и ведущим занятий «Наглядная биология» (с настоящими экзотическими животными) и исследовательских прогулок в парках города.
– Сейчас работаю педагогом без педагогического образования, обучаясь необходимым навыкам на семинарах по гуманной педагогике, в школе приемных родителей и в центрах работы с трудными подростками. Благодаря техникуму и институту понял, кем быть не хочу, – делится Евгений.
Вместо зала суда – экстремальный спорт
Евгений Колдун четыре года учился на юриста, но решил оставить учебу, затем стал заочно учиться на журфаке. И только с возрастом понял, чем хочет заниматься. Юристом Евгений никогда не работал, тогда, как и сейчас, говорит, было тяжело устроиться куда-либо по этой профессии, да и специальность эта его не очень привлекала. Зато журналистом поработал.
– Мне нравилось, поначалу даже были идеалистические взгляды на труд корреспондента, которые впоследствии развеялись. Да и платили мало, – делится Евгений.
Сейчас он работает интернет-маркетологом и занимается экстремальным видом спорта – прыжками с веревкой. Только с возрастом он понял, что хочет заниматься экстримом и организовывать туры для прыжков.
Евгений долгое время работал промышленным альпинистом, занимался в школе горного туризма, обучался в школе роуп-джампинга Сергея Сумберга, которая является единственной подобной в мире.
Евгений не жалеет о годах, потраченных на образование в вузах, он считает их полезными.
– Юридические знания постоянно пригождаются в жизни, я считаю, что все должны ими владеть. А обучение на журналиста очень расширило кругозор, – говорит Евгений.
О получении еще какого-либо образования он больше не задумывался. Но пришел к выводу, что диплом не обязателен для успеха в жизни. Однако образованные люди все же обладают более высоким уровнем грамотности и культуры, отмечает он. Да, конечно, можно работать над самообразованием. Но кто добровольно будет заниматься этим в 20 лет?
Ни один из бывших одногруппников не работает по профессии
Фарида Ахметшина после окончания школы поступила на факультет психологии по направлению «Общая психология» и строила грандиозные планы на будущую жизнь и карьеру. Отучившись пять лет в вузе и поработав некоторое время, девушка оставила профессию.
– На первых курсах очень идеализировала профессию, считала ее своей мечтой. Но фантазии быстро развеялись, когда начала совмещать учебу с работой на третьем курсе. Пришлось работать в детской студии развития, – признается Фарида.
После выпуска она устроилась воспитателем в детсад. Впечатления остались хорошие, однако на тот момент желания остаться в профессии уже не было. Причиной этому стали эмоциональная усталость и зарплата – 18 тысяч рублей.
Окончательно разочаровалась, когда прошла несколько собеседований в школах города. Там также предлагали зарплату в 18 тысяч рублей, но с ответственностью уже не за группу дошколят, а за всю параллель.
Фарида отмечает, что ни один из ее бывших одногруппников не устроился по специальности.
Сейчас она работает продавцом-консультантом в бутике одежды. Но о полученном образовании также не жалеет. Более того, недавно даже прошла курс переподготовки по направлению «Логопедия» и в дальнейшем планирует пройти курс клинической психологии, но лишь потому, что это ее личный интерес, работать по профессии она по-прежнему не хочет.
Как психолог, Фарида знает, что сразу после школы подросткам сложно понять, какую профессию выбрать. Многие поступают на направление, которое для них выбрали родители.
– И этот выбор для школьников становится все более сложным, их загоняют в сжатые временные рамки и приправляют всё стрессом от ЕГЭ и ГИА, – говорит она.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (3)