Общество
Синдром девяти яиц, или Ломоть хлеба по цене буханки
Что стоит за шринкфляцией?
Три года назад общественность бурно обсуждала появление в продаже упаковок по девять яиц. Новость разлетелась по соцсетям и вызвала бурное обсуждение. На дворе – 2022 год, шринкфляция (когда меньший объем товара продается по полной цене – прим. ред.) свои позиции не сдает.
Наоборот – таких товаров на прилавках становится все больше. В упаковке молока уже давно не литр, а 0,9 от прежнего объема, крупа фасуется по 800 граммов, да и кусок мыла в ладони не разглядишь. От 10 до 30% от первоначального веса потеряли в объеме корма для животных, пиво, икра, шоколад и многие другие позиции.
Так где та черта или тот объем товара, за которую переступать нельзя?
Производитель фасует мелко, чтобы не потерять покупателя
Руководитель Торгового дома "Дуслык" Ринат Сулейманов убежден, что все делается для блага потребителя.
По его словам, шринкфляция действительно стала распространенным явлением. Производители уменьшают фасовку товаров. Макароны, сахар, мука, вода – все предлагается в меньшем объеме.
«Посмотрите, как ужался баллон пива: было полтора, стало 1,3 литра, а сейчас уже 1,2 литра», – отметил Сулейманов.
Он считает, что производители так реагируют на снижение потребления своего продукта.
«Инфляция растет – она уже по официальным данным в апреле составила 17,8%. А человек со средним кошельком привык тратить в день на продукты, допустим, 500 рублей. Да что там привык – не может себе позволить расходовать больше! Зарплата не растет. Никто ее «не подгоняет» под процент инфляции. Человеку приходится или отказываться от каких-то видов продуктов, или брать их в меньшем объеме. Производитель, конечно, выбирает второй вариант. Он делает шаг навстречу: начинает фасовать товар в меньших объемах.
При этом стоит понимать, что производителю невыгодно делать мелкую фасовку товара. Ведь из-за этого у него повышаются расходы на упаковку. Чем крупнее фасовка – тем меньше процент расходов на нее в себестоимости товара, и наоборот. Однако производитель вынужден подстраиваться под бюджет потребителя. Потому что в противном случае он потеряет клиентуру», – пояснил глава ТД «Дуслык».
По его словам, тот факт, что производитель стал предлагать свой товар в разном весе, – прогрессивный шаг.
«Раньше вообще нельзя было найти в продаже растительное масло меньше литра. Сейчас 0,9 или 0,8 и даже 0,7 литра предлагают. Да, цены сильно выросли. Но при этом покупатель имеет возможность приобрести товар, хотя бы в уменьшено расфасовке», – пояснил эксперт.
На вопрос, почему происходит удорожание продуктов, если рубль укрепляется, Сулейманов ответил, что логика российского бытия пока никак не укладывается в валютные сводки.
«Раньше мы пригоняли 20-тонную фуру с яблоками из Польши за 100 тысяч рублей. Теперь за транспортировку платим 300 тысяч рублей. И курс рубля на происходящее пока никак не влияет», – отметил Ринат Анварович.
Хитрый ход ритейлеров
Глава торговой сети «Впрок» Дмитрий Калачев считает, что шринкфляция – маркетинговый ход, который используют ритейлеры для того, чтобы усложнить покупателю возможность сравнивать цены в разных магазинах и сетях.
По словам челнинского бизнесмена, фасовку в разных объемах производителю заказывают крупные ритейлеры.
«Они просят: сделайте не три килограмма, а 2,7 или 2,5 килограмма. Покупатель видит приемлемую для себя цену и покупает. Но если пересчитать стоимость объема с учетом цены за один грамм стирального порошка, то она получается не такой уж привлекательной. Этот тактический ход мы не используем. Но я не считаю, что коллеги, которые его применяют, занимаются чем-то нехорошим. На упаковке любого товара указан объем. Игнорировать информацию не стоит», – отметил Калачев.
Он отмечает, что чем меньше объем упаковки, тем дороже стиральный порошок.
Как рассказал Дмитрий Калачев, весь стиральный порошок, который сегодня продается, производился и производится в России. Часть – под известными иностранными брендами. Из- за последних геополитических событий зарубежные компании вынуждены следовать «санкционной» политике Запада и отказываться от инвестиций в российский бизнес. Что это означает для рядового покупателя? Это означает, например, отмену столь популярных у домохозяек промо акций. Речь идет о желтых ценниках, на которые охотятся покупатели.
«Горожане, может быть, и не знают, что продажа шампуней, порошка и другого товара со скидкой 20-50% проводилась за счет производителей. То есть ритейлер проводил акцию и продавал товар по цене ниже закупочной, а производитель потом возмещал ему выпадающие доходы. Теперь эта схема не работает, и акций в торговых сетях стало многократно меньше», – пояснил предприниматель.
В тех условиях, которых сегодня оказались потребители, он рекомендует переключить свое внимание с известных международных брендов на производителей России и ближнего зарубежья.
«Они, может быть, не так сильно разрекламированы, но по качеству совершенно не уступают привычным товарам. Мы, например, начали завозить стиральный порошок из Белоруссии. Качество отменное. Производитель до сих пор свою продукцию тестирует на процент отстирываемости. Где вы ещё такое видите?» – заявил руководитель торговой компании.
«В рецепте написано два яйца – значит, два и будет»
В хорошем общепите шринфляции быть не может, утверждает владелец кафе «Компот» Максим Федоров.
«Если в рецепте написано два яйца, столько и должно быть в блюде. Другой вопрос, если цена ингредиентов подорожала на 50%,то это естественно отразится на стоимости еды. Но у общепита есть возможность «обмануть инфляцию» по-своему – изменить меню. Если рыба сегодня растет в цене, то мы убираем ассортимента пиццу с рыбой, вместо нее ставим пиццу с креветками и манго. Новый рецепт, кстати, уже вызвал интерес у посетителей, у него появились свои поклонники», – заявил Федоров.
По его словам, у удорожание продуктов есть «побочка», от которой выигрывают потребители которые как минимум меньше начинают есть жирную пищу, а значит, «стройнеют и добреют».
Бизнесмен также подчеркнул, что явление под названием «Девять яиц» возникло не вчера.
«Сегодня наш человек вынужден экономить. И у него «вдруг» открылись глаза: вау, оказывается, молоко в магазине продается в упаковке по 0,9 литра. Так оно в такой фасовке продается уже несколько лет! Просто у этого челнинца долгое время не было необходимости присматриваться ни к ценникам, ни к объему товара. А теперь жить «на расслабоне» – непозволительная роскошь», – отметил челнинец.
Федоров подчеркнул, что сегодня так живут не только россияне, но и европейцы.
«Наступило другое время – время затянуть пояса», – сказал челнинец.
Ограничить законодательно производителей в использовании шринкфляции невозможно, утверждает бывший главный бухгалтер ПАО "КАМАЗ", заслуженный экономист РФ Евгений Гольдфайн.
«Обязать всех выпускать продукцию в стандартных объемах невозможно, поскольку любой производитель может заказать маркетинговое исследование, которое докажет, что потребитель якобы нуждается в том, чтобы в упаковке было именно девять яиц, а не десять. Однако было бы правильно потребовать от него – предоставлять потребителям больше информации о продукте и его базовой стоимости. Вы, например, знаете, сколько стоит 10 граммов яйца за минусом скорлупы или 100 миллилиров молока? Нет? Никто не знает. А если бы базовая стоимость была указана на упаковке, то потребитель мог бы более чётко представлять, за что он платит, если в упаковке девять или даже восемь яиц», – предлагает Евгений Гольдфайн.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)